г. Казань |
|
22 апреля 2014 г. |
Дело N А65-15227/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Логинова О.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
ответчика - Смирновой Р.А., доверенность от 09.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2013 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А65-15227/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГОССНАБСЕРВИС" (ОГРН 1124716000287, ИНН 4716036439), г. Никольское Тосненского района Ленинградской области, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "С.В.К.", г. Москва, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконными решения по делу N 116-гз/2013, решения РПН N 16-17/2013, об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГОССНАБСЕРВИС" (далее - заявитель, общество, ООО ГОССНАБСЕРВИС") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - уравление, антимонопольный орган) о признании незаконными решения по делу N 116-гз\2013 о признании жалобы необоснованной и решения РНП N 16-17\2013 о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков ООО "ГОССНАБСЕРВИС" от 17.06.2013, об обязании антимонопольного органа устранить допущенные нарушения, исключив общество из реестра недобросовестных поставщиков, о взыскании государственной пошлины в размере 4000 руб. и расходов на представителя в размере 17 500 руб.
Судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены к участию в деле: общество с ограниченной ответственностью "С.В.К.", филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - филиал Росреестра по РТ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными решение управления по делу N 116-з\2013 о признании жалобы ООО "ГОССНАБСЕРВИС" необоснованной, решение РНП N 6-17\2013 о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков ООО "ГОССНАБСЕРВИС" от 17.06.2013.
Также суд обязал антимонопольный орган устранить допущенные нарушения, исключив общество из реестра недобросовестных поставщиков и взыскал с управления за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, находящихся на соответствующем счете федерального казначейства в пользу ООО "ГОССНАБСЕРВИС" расходы на услуги представителя в размере 5000 руб. и в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 4000 руб.
Антимонопольный орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить в части признания незаконным решения управления по делу N 116-гз\2013, незаконным решения РНП N 16-17\2013 о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков ООО "ГОССНАБСЕРВИС" от 17.06.2013.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя антимонопольного органа, проверив в соответствии с статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в управление поступило обращение Росреестра по РТ о включении сведений в отношении ООО "ГОССНАБСЕРВИС" (ИНН 4716036439) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме N 0311100008613000021 на предмет: "Право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку расходных материалов и комплектующих для оргтехники для нужд филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан".
В соответствии с частью 8 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), на основании пункта 1 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 и пункта 1 Приказа управления от 27.03.2013 N 01/133 Комиссией принято решение о проведении проверки по факту уклонения ООО "ГОССНАБСЕРВИС" от заключения государственного контракта.
Комиссия установила, что извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на предмет: "Право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку расходных материалов и комплектующих для оргтехники для нужд филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан" было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 06.05.2013 (идентификационный номер извещения 0311100008613000021).
Государственный заказчик - филиал Росреестра по РТ.
Начальная (максимальная) цена контракта - 900 000,00 руб.
Согласно протоколу N 21/2 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 22.05.2013 победителем вышеназванного открытого аукциона в электронной форме был признан участник размещения заказа с порядковым номером заявки 5 - ООО "ГОССНАБСЕРВИС", с предложением о цене контракта - 680 666,00 руб.
Протокол N 21/2 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 22.05.2013 получен от электронной площадки и опубликован на общероссийском официальном сайте 23.05.2013 в 09:00.
Согласно распечатке АРМ Заказчика проект контракта отправлен участнику размещения заказа - ООО "ГОССНАБСЕРВИС" на подпись 27.05.2013 в 11:34:04.
В соответствии с частью 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов последним днем подписания государственного контракта со стороны победителя являлся 31.05.2013.
ООО "ГОССНАБСЕРВИС", в установленные законодательством Российской Федерации, не представило оператору электронной площадки подписанный проект государственного контракта. Государственным заказчиком 03.06.2013 ООО "ГОССНАБСЕРВИС" признан уклонившимся от заключения государственного заказа.
По результатам проверки принято решение РНП от 17.06.2013 N 16-17\2013 о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков ООО "ГОССНАБСЕРВИС".
Антимонопольным органом также проведена внеплановая проверка в соответствии со статьями 17, 60 Закона о размещении заказов по жалобе ООО "ГОССНАБСЕРВИС" на действия государственного заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на предмет: "Право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку расходных материалов и комплектующих для оргтехники для нужд филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан" (идентификационный номер извещения 0311100008613000021).
По результатам внеплановой проверки принято решение от 17.06.2013 N 116-гз\2013 о признании жалобы ООО "ГОССНАБСЕРВИС" на действия государственного заказчика - филиала Росреестра по РТ при проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является: "Право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку расходных материалов и комплектующих для оргтехники для нужд филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан" (идентификационный номер извещения 03 Ш 00008613000021) необоснованной.
Заявитель, не согласившись с принятыми решениями, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения управления по делу N 116-гз\2013 о признании жалобы необоснованной и решения РНП от 17.06.2013 N 16-17\2013 о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков ООО "ГОССНАБСЕРВИС", об обязании антимонопольного органа устранить допущенные нарушения, исключив ООО "ГОССНАБСЕРВИС" из реестра недобросовестных поставщиков, о взыскании расходов на представителя в размере 17 500 руб.
Судами заявленные требования удовлетворены частично.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов установлено, что заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
На основании части 3 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в течение одного часа с момента получения проекта контракта оператор электронной площадки направляет проект контракта без электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика, участнику открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт.
Согласно части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченный органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 настоящей статьи протокол разногласии.
В соответствии с частью 11 статьи 41.12 Закона о размещении заказов участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частями 4, 4.4 и 4.6 настоящей статьи, не направил оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта или протокол разногласий в случаях, предусмотренных настоящей статьей, либо не направил подписанный электронной цифровой подписью указанного лица проект контракта по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола в случае, предусмотренном частью 4.4 настоящей статьи, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченный органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Из материалов дела следует, что протокол N 21/2 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 22.05.2013 получен от электронной площадки и опубликован на общероссийском официальном сайте 23.05.2013 09:00.
Согласно распечатке АРМ Заказчика, проект контракта отправлен участнику размещения заказа - ООО "ГОССНАБСЕРВИС" на подпись 27.05.2013 в 11:34:04 (т.1 л.д. 134).
По мнению антимонопольного органа в соответствии с частью 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов последним днем подписания государственного контракта со стороны победителя являлся 31.05.2013, а победитель открытого аукциона в электронной форме - ООО "ГОССНАБСЕРВИС", в установленные законодательством Российской Федерации сроки не представило оператору электронной площадке подписанный проект государственного контракта, в связи с чем государственным заказчиком 03.06.2013 ООО "ГОССНАБСЕРВИС" признан уклонившимся от заключения государственного заказа.
Отклоняя указанные доводы судами правильно отмечено, что государственным заказчиком и антимонопольным органом не учтено следующее.
Государственный заказчик - филиал Росреестра по РТ разместило проект государственного контракта на электронной площадке 27.05.2013.
Последний день срока подписания со стороны победившего участника государственного контракта истекал 01.06.2013 (с 28.05.2013 по 01.06.2013).
Поскольку последний день срока подписания государственного контракта 01.06.2013 приходится на выходной день (суббота), то в силу статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 03.06.2013 (понедельник).
Однако уже 03.06.2013 государственный заказчик разместил на электронной площадке Протокол о признании ООО "ГОССНАБСЕРВИС" уклонившимся от заключения контракта.
Между тем у ООО "ГОССНАБСЕРВИС" не было технической возможности подписать Проект контракта электронной цифровой подписью и отправить его Заказчику.
С целью подтверждения исполнения своих обязательств, несмотря на незаконные действия со стороны государственного заказчика, ООО "ГОССНАБСЕРВИС" направило в адрес филиала Росреестра по РТ подписанный проект государственного контракта на бумажном носителе 03.06.2013 (Квитанция N 7171390376 - БНГ Россия). Данное отправление доставлено в адрес государственного заказчика 05.06.2013 (л.д. 10).
Таким образом, судами сделан правильный вывод, что действия государственного заказчика являются нарушением законных прав и интересов ООО "ГОССНАБСЕРВИС".
Между тем ООО "ГОССНАБСЕРВИС" предприняло все необходимые и возможные меры для надлежащего подписания настоящего государственного контракта.
03.06.2013 ООО "ГОССНАБСЕРВИС" направило в адрес Агентства по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан (оператор электронной площадки) запрос о сроках подписания государственного контракта и 06.06.2013 за исх. N 1310 получен ответ, полностью подтверждающий позицию заявителя, что последний день срока подписания государственного контракта - 03.06.2013 (т. 1 л.д. 15).
Согласно части 2 статьи 19 Закона о размещении заказов в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.
Частью 8 статьи 19 Закона о размещении заказов установлена обязанность федерального органа исполнительной власти осуществить проверку поступивших сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения договора.
В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений в реестре недобросовестных поставщиков.
Поскольку доказательств подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта антимонопольным органом не приведено, судами правомерно признаны незаконными решение управления по делу N 116-гз\2013 о признании жалобы необоснованной и решение РНП N16-17\2013 о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков ООО "ГОССНАБСЕРВИС" от 17.06.2013.
В части взыскании судебных расходов в пользу общества судебные акты не обжалуются.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 по делу N А65-15227/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению антимонопольного органа в соответствии с частью 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов последним днем подписания государственного контракта со стороны победителя являлся 31.05.2013, а победитель открытого аукциона в электронной форме - ООО "ГОССНАБСЕРВИС", в установленные законодательством Российской Федерации сроки не представило оператору электронной площадке подписанный проект государственного контракта, в связи с чем государственным заказчиком 03.06.2013 ООО "ГОССНАБСЕРВИС" признан уклонившимся от заключения государственного заказа.
...
Поскольку последний день срока подписания государственного контракта 01.06.2013 приходится на выходной день (суббота), то в силу статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 03.06.2013 (понедельник).
...
Согласно части 2 статьи 19 Закона о размещении заказов в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.
Частью 8 статьи 19 Закона о размещении заказов установлена обязанность федерального органа исполнительной власти осуществить проверку поступивших сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения договора."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 апреля 2014 г. N Ф06-5523/13 по делу N А65-15227/2013