г. Казань |
|
24 апреля 2014 г. |
Дело N А57-9131/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Арукаевой И.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.11.2013 (судья Медникова М.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Дубровина О.А., Жаткина С.А.)
по делу N А57-9131/2013
по исковому заявлению ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова, г. Саратов (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246) о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
третьи лица: муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Королев Станислав Владимирович, г Саратов, Кателин Сергей Геннадьевич, г. Саратов, Адриановская Анна Семеновна, г. Саратов, Вильчинская Наталья Владимировна, г. Саратов, Адриановский Владимир Алексеевич, г. Саратов, Редникова Оксана Владимировна, г. Саратов, Малахова Валентина Валерьевна, г. Саратов, Малахова Светлана Сергеевна, г. Саратов, Малахов Иван Сергеевич, г. Саратов, Малахова Наталия Сергеевна, г.Саратов, Малахова Анна Сергеевна, г. Саратов, Малахов Сергей Николаевич, г. Саратов, Бирюкова Людмила Ивановна, г.Саратов, Гришин Александр Геннадьевич, г. Саратов, Гришина Любовь Сергеевна, г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - АТСЖ Ленинского района г. Саратова) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов") в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам) о взыскании 137 635 руб. 26 коп. задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 01.05.2010 по 01.06.2013.
По ходатайству администрации Ленинского района МО "Город Саратов" Арбитражный суд Саратовской области определением выделил в отдельное производство исковые требования о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по комнате N 2 квартиры N 12 дома N 20 по ул. 2-я Прокатная в размере 22 554 руб. 68 коп., по комнате N 2 квартиры N 16 дома N 44/1 по ул. пр. Строителей в размере 21 631 руб. 34 коп. Итого на общую сумму 44 186 руб. 02 коп.
С учетом выделения части исковых требований Арбитражным судом Саратовской области рассмотрены исковые требования о взыскании задолженности за содержание общего имущества, коммунальные услуги по квартире N 66 дома N 8 по ул. Днепропетровской за период с 01.08.2012 по 31.05.2013 в сумме 13 970 руб. 05 коп.; по квартире N 7 дома N 8б по ул. Перспективной за период с 01.04.2012 по 31.05.2013 в сумме 9 295 руб. 92 коп.; по комнате N 2 квартиры N 27 дома N 7а по ул. Перспективной за период с 01.08.2011 по 31.05.2013 в сумме 14 220 руб. 89 коп.; по комнате N 2 квартиры N 2 дома N 15 по ул. Тархова за период с 01.05.2010 по 31.05.2013 в сумме 11 237 руб. 28 коп.; по квартире N 430 дома N 2 по ул. Уфимцева за период с 01.05.2010 по 31.05.2013 в сумме 44 725 руб. 10 коп. Итого на общую сумму 93 449 руб. 24 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.11.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014, заявленные требования удовлетворены. С МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам в пользу АТСЖ Ленинского района г. Саратова взыскано 93 449 руб. 24 коп. задолженности за содержание общего имущества и коммунальные услуги.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по финансам обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении исковых требований АТСЖ Ленинского района г. Саратова отказать, ссылаясь на нарушение судами норм права и несоответствии выводов судов первой и апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, истец управляет многоквартирными жилыми домами: N 8 по ул. Днепропетровской, N 8б по ул. Перспективной, N 7а по ул. Перспективной, N 15 по ул. Тархова, N 2 по ул. Уфимцева по договорам управления, заключенным с товариществами собственников жилья (далее - ТСЖ) "Антоновское", "Днепр 2004", "Сатурн-1" на основании решений общих собраний членов ТСЖ с 2006 года.
Квартира N 66 в доме N 8 по ул.Днепропетровской, квартира N 7 в доме N 8б по ул. Перспективной, комната N 2 в квартире N 27 дома N 7а по ул. Перспективной, комната N 2 в квартире N 2 дома N 15 по ул. Тархова, квартира N 430 в доме N 2 по ул. Уфимцева принадлежат на праве собственности МО "Город Саратов", что подтверждается справками жилищного отдела от 07.06.2013 N 1, 2, 7, копиями лицевых счетов на 31.05.2013.
Согласно представленным Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области выпискам из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.07.2013 сведения о правообладателях по указанным выше объектам недвижимости отсутствуют.
Данные жилые помещения согласно письму Комитета по управлению имуществом администрации МО "Город Саратов" от 15.08.2013 N 0709/21649 значатся в реестре муниципальной собственности МО "Города Саратова" и Сводном реестре объектов муниципальной казны.
Факт принадлежности указанных квартир МО "Город Саратов" за спорный период сторонами не оспаривается.
Доказательств передачи собственником указанных квартир гражданам по договорам социального найма суду не представлено.
По мнению истца, у ответчика за спорный период имеется задолженность по оплате за коммунальные услуги, ремонт и содержание общего имущества собственников домов в размере 93 449 руб. 24 коп., что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском о взыскании указанной задолженности.
Удовлетворяя заявленные требования арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общие собрания членов союза товариществ по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав союза товариществ, проведены в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятые по их итогам решения не оспорены и не признаны недействительными в установленном законом порядке.
Согласно пункту 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании положений пункта 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Пунктом 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 6 статьи 155 ЖК РФ, при этом отсутствие договора на содержание и ремонт общего имущества в жилом доме не освобождает его от предусмотренной законом обязанности по внесению платы на содержание общего имущества собственников жилого дома.
Статьей 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести МО "Город Саратов" в лице администрации.
МО "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за содержание общего имущества и коммунальные услуги.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили доводы ответчика о том, что в настоящее время решение Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" отменено решением Саратовской городской Думы от 23.10.2009 N 44-535, поскольку он не подтвердил, что решением Саратовской городской Думы от 23.10.2009 N 44-535 установлен иной порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, правомерен вывод судов о том, что МО "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав союза товариществ, в порядке и размере, установленными общим собранием членов союза товариществ.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.11.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 по делу N А57-9131/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 6 статьи 155 ЖК РФ, при этом отсутствие договора на содержание и ремонт общего имущества в жилом доме не освобождает его от предусмотренной законом обязанности по внесению платы на содержание общего имущества собственников жилого дома.
Статьей 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2014 г. N Ф06-5148/13 по делу N А57-9131/2013