г. Казань |
|
30 апреля 2014 г. |
Дело N А06-4473/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
при участии представителя:
истца - Терехова А.Ю. (доверенность от 09.04.2014 N 4/405),
в отсутствие ответчиков, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 25.10.2013 (судья Богатыренко С.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2014 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Жаткина С.А., Шалкин В.Б.)
по делу N А06-4473/2013
по исковому заявлению заместителя военного прокурора Южного военного округа, г. Ростов-на-Дону (ИНН 3017017456, ОГРН 1033002812710) к открытому акционерному обществу "Астраханская энергосбытовая компания", г. Астрахань (ИНН 3017041554, ОГРН 1053000000041), Войсковой части, г. Астрахань (ИНН 3017017456, ОГРН 1033002812710) о признании недействительными пунктов 3.2.2, 3.2.3, 3.2.5, 4.1.14, 11.5 контракта от 29.12.2012 N 41003.
УСТАНОВИЛ:
заместитель военного прокурора Южного военного округа обратился в Арбитражный суд Астраханской области с иском к открытому акционерному обществу "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Астраханская энергосбытовая компания") в интересах войсковой части 6688 о признании недействительными пунктов 3.2.2., 3.2.3, 3.2.5, 4.1.14, 11.5 контракта от 29.12.2012 N 41003 на поставку электроэнергии (далее - контракт).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25.10.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного суда от 23.01.2014, исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя прокуратуры в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания (гарантирующий поставщик) и войсковой частью 6688 (потребитель) заключен контракт, согласно которому гарантирующий поставщик обязан осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителя, а потребитель обязан принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях настоящего контракта по действующим на момент расчета ценам.
В соответствии с пунктом 3.2.2 контракта гарантирующий поставщик имеет право производить ограничение режима потребления электрической энергии при наступлении следующих обстоятельств:
а) соглашение сторон контракта;
б) нарушение сроков оплаты, установленных настоящим контрактом, не менее чем за один период установленными контрактом сроками платежа (период платежа). При включении уполномоченным федеральным органом, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации потребителя, финансируемого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет бюджета различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, в перечень потребителей, в отношении которых предусматривается особый порядок предоставления обеспечения обязательств, гарантирующий поставщик не вводит ограничение режима потребления до истечения срока действия предоставленного обеспечения при условии, что величина предоставленного обеспечения на дату возникновения оснований для ограничения режима потребления равна или превышает размер неисполненных обязательств потребителя;
в) безучетное потребление электрической энергии;
г) невыполнение потребителем условий контракта касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;
д) подключение потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;
е) неудовлетворительное состояние объектов электросетевого хозяйства потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах;
ж) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
з) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по контракту о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности.
и) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по контракту и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;
к) ненадлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;
л) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства;
м) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;
н) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для его введения.
Пунктом 3.2.3 контракта установлено, что гарантирующий поставщик вправе приостановить исполнение обязательств по контракту путем введения ограничения режима потребления электроэнергии, в том числе до уровня технологической брони и требовать от потребителя самостоятельно произвести ограничение режима потребления электроэнергии путем отключения собственных энергетических устройств за неоплату электроэнергии (мощности) в срок, установленный пунктами 6.6, 6.8, 6.9 контракта. При отказе потребителя самостоятельно произвести ограничение режима потребления электроэнергии, вводить принудительное ограничение режима потребления электроэнергии. Отказ потребителя от признания задолженности или указанного в письменном уведомлении размера задолженности не является препятствием для введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств.
В соответствии с пунктом 3.2.5 контракта уведомлять потребителя об ограничении поставки электроэнергии посредством телеграфной, телетайпной, факсимильной, электронной и иными видами связи, позволяющей достоверно установить, что уведомление исходит от стороны по контракту.
Пунктом 4.1.14 контракта предусмотрена обязанность потребителя по исполнению требований поставщика о вводе полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии при ее неоплате в срок, установленный пунктами 6.6, 6.8, 6.9 контракта.
Основываясь на пункте 11.5 указанного контракта, гарантирующий поставщик в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения надлежащим образом обязательств по оплате за электроэнергию потребителем, вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения данного контракта полностью, уведомив потребителя об этом за 10 рабочих дней до заявляемой даты отказа от контракта.
Согласно пункту 11.5 контракта гарантирующий поставщик в случае неисполнения или исполнения ненадлежащим образом обязательств по оплате за электроэнергию потребителем вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего контракта полностью, уведомив потребителя об этом за 10 рабочих дней до заявленной даты отказа от настоящего контракта.
Войсковая часть 6688 28.01.2013 направила в адрес ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" протокол разногласий к государственному контракту на согласование.
Однако данные разногласия не были согласованы.
Заместитель военного прокурора Южного военного округа, ссылаясь на несоответствие требованиям закона условий контракта, предусматривающих право гарантирующего поставщика на введение режима полного ограничения потребления электроэнергии (пункты 3.2.2, 3.2.3, 3.2.5, 4.1.14, 11.5), обратился в арбитражный суд с иском и просил признать их недействительными в этой части.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что подпункты б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, н пункта 3.2.2, пункты 3.2.3, 3.2.5, 4.1.14, 11.5 контракта не соответствуют действующему законодательству.
В силу пункта статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 546 ГК РФ ограничение (полностью и (или) частично) режима потребления электрической энергии и мощности потребителю производится в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 принято постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и электроснабжения финансируемых за счет федерального бюджета организацией, обеспечивающих безопасность государства", согласно которому установлены особые условия поставки электрической энергии, не допускающие ограничение ее подачи потребителю в пределах, установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимита бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и(или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Правила полного и(или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила), которыми установлены основы регулирования отношений, связанных с введением полного и(или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии.
Согласно пункту 18 Правил в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно пункту 4 приложения к Правилам к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям относятся Воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Таким образом, право энергоснабжающей организации на прекращение полностью или частично поставок электроэнергии воинским частям, учреждениям, предприятиям, и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, ограничено на основании перечисленных норм права.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О внутренних войсках МВД России" внутренние войска МВД России входят в систему МВД России и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств.
Войсковая часть 6688 является учреждением МВД России, финансируется из федерального бюджета, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что на него в полной мере распространяются перечисленные выше нормы, ограничивающие право энергоснабжающей организации прекратить полностью или частично поставки электричества.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" также не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, поскольку отказ от исполнения контракта приведет к прекращению подачи электроэнергии, что недопустимо.
При изложенных обстоятельствах, судами сделан правильный вывод о неправомерности условий контракта, изложенных в подпункте б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, н пункта 3.2.2.; пунктах 3.2.3, 3.2.5, 4.1.14, 11.5 контракта.
Подпункты "а" и "м" пункта 3.2.2, предусматривающие ограничение режима потребления электрической энергии по соглашению сторон и по заявлению потребителя, не противоречат требованиям действующего законодательства.
Вопреки доводам подателя кассационной жалобы, отсутствие согласованного сторонами акта аварийной брони электроснабжения в рассматриваемом случае не является основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии, поскольку действующим законодательством запрещено ограничивать подачу электричества потребителям, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается и которое повлечет за собой действие, ставящее под угрозу безопасность государства.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 25.10.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2014 по делу N А06-4473/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 принято постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и электроснабжения финансируемых за счет федерального бюджета организацией, обеспечивающих безопасность государства", согласно которому установлены особые условия поставки электрической энергии, не допускающие ограничение ее подачи потребителю в пределах, установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимита бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и(или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Правила полного и(или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила), которыми установлены основы регулирования отношений, связанных с введением полного и(или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 апреля 2014 г. N Ф06-5362/13 по делу N А06-4473/2013