г. Саратов |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А06-4473/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" января 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Жевак И.И.,
судей Жаткиной С.А., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сулеймановой И.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (414041, г.Астрахань, ул.Яблочкова, 24 "а", а/я 44; ОГРН 1053000000041; ИНН 3017041554),
на решение Арбитражного суда Астраханской области от "25" октября 2013 года по делу N А06-4473/2013 (судья Богатыренко С.В.),
по заявлению заместителя военного прокурора Южного военного округа (г.Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д.72А),
к открытому акционерному обществу "Астраханская энергосбытовая компания" (414041, г.Астрахань, ул.Яблочкова, 24 "а", а/я 44; ОГРН 1053000000041; ИНН 3017041554),
Войсковой части 6688 (414057, г.Астрахань, ул.Рождественского, 12; ОГРН 1033002812710; ИНН 3017017456),
о признании недействительным пунктов 3.2.2., 3.2.3., 3.2.5., 4.1.14, 11.5 контракта от 29.12.2012 N 41003 на поставку электроэнергии,
при участии в судебном заседании от заместителя военного прокурора Южного военного округа - Дорощенков А.Л., действующий на основании доверенности от 13.01.2013 N 4/18,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора Южного военного округа (далее - прокуратура) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с иском к открытому акционерному обществу "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", ответчик) о признании недействительными пунктов 3.2.2., 3.2.3, 3.2.5, 4.1.14, 11.5 контракта от 29.12.2012 N 41003 на поставку электроэнергии.
В соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Войсковая часть 6688.
Решением от 25 октября 2013 года Арбитражного суда Астраханской области признаны недействительными подпункты б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, н пункта 3.2.2.; пункты 3.2.3., 3.2.5, 4.1.14, 11.5 контракта N 41003 на поставку электроэнергии от 29 декабря 2012 года. В остальной части иска отказано. С ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в сумме 4000 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Представители ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", войсковой части 6688 явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.12.2012 между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания (гарантирующий поставщик" и войсковой частью 6688 (потребитель) заключен контракт на поставку электроэнергии N 41003, согласно которому гарантирующий поставщик обязан осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителя, а потребитель обязан принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях настоящего контракта по действующим на момент расчета ценам.
В соответствии с пунктом 3.2.2. гарантирующий поставщик имеет право производить ограничение режима потребления электрической энергии при наступлении следующих обстоятельств:
а) соглашение сторон контракта;
б) за нарушение стоков оплаты, установленных настоящим контрактом, не менее чем за один период установленными Контрактом сроками платежа (период платежа). При включении уполномоченным федеральным органом, уполномоченным органом субъекта РФ Потребителя, финансируемого в соответствии с бюджетным законодательством РФ за счет бюджета различных уровней бюджетной системы РФ, в перечень потребителей, в отношении которых предусматривается особый порядок предоставления обеспечения обязательств, Гарантирующий поставщик не вводит ограничение режима потребления до истечения срока действия предоставленного обеспечения при условии, что величина предоставленного обеспечения на дату возникновения оснований для ограничения режима потребления равна или превышает размер неисполненных обязательств Потребителя;
в) безучетное потребление электрической энергии;
г) невыполнение потребителем условий Контракта, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;
д) подключение потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;
е) неудовлетворительное состояние объектов электросетевого хозяйства потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах;
ж) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
з) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по контракту о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности.
и) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по Контракту и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;
к) ненадлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств Потребителя к объектам электросетевого хозяйства;
л) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства;
м) поступление от Потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;
н) нарушение Потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для его введения.
Пунктом 3.2.3. Контракта установлено, что Гарантирующий поставщик вправе приостановить исполнение обязательств по Контракту путем введения ограничения режима потребления электроэнергии, в том числе до уровня технологической брони и требовать от Потребителя самостоятельно произвести ограничение режима потребления электроэнергии, путем отключения собственных энергетических устройств за неоплату электроэнергии (мощности) в срок, установленный п.п. 6.6., 6.8., 6.9. Контракта. При отказе Потребителя самостоятельно произвести ограничение режима потребления электроэнергии, вводить принудительное ограничение режима потребления электроэнергии. Отказ Потребителя от признания задолженности или указанного в письменном уведомлении размера задолженности не является препятствием для введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Потребителем своих обязательств.
В соответствии с пунктом 3.2.5 уведомлять потребителя об ограничении поставки электроэнергии посредством телеграфной, телетайпной, факсимильной, электронной и иными видами связи позволяющей достоверно установить, что уведомление исходит от стороны по контракту.
Пункт 4.1.14 Контракта предусмотрена обязанность Потребителя по исполнению требований Поставщика о вводе полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии при её неоплате в срок, установленный п.п. 6.6., 6.8., 6.9. Контракта. Основываясь на пункте 11.5. указанного Контракта Гарантирующий поставщик, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения надлежащим образом обязательств по оплате за электроэнергию Потребителем, вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения данного Контракта полностью, уведомив Потребителя об этом за 10 рабочих дней до заявляемой даты отказа от Контракта.
Согласно пункту 11.5 контракта гарантирующий поставщик, в случае неисполнения или исполнения ненадлежащим образом обязательств по оплате за электроэнергию потребителем, вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего контракта полностью, уведомив потребителя об этом за 10 рабочих дней до заявленной даты отказа от настоящего контракта.
Войсковая часть 6688 направила в адрес ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" 28.01.2013 протокол разногласий к государственному контракту N 41003 на согласование.
Однако данные разногласия не были согласованы.
Истец, ссылаясь на несоответствие требованиям закона условий контракта, предусматривающих право гарантирующего поставщика на введение режима полного ограничения потребления электроэнергии (пункты: 3.2.2., 3.2.3, 3.2.5, 4.1.14, 11.5) обратился в арбитражный суд с иском и просит признать их недействительными в этой части.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что подпункты б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, н пункта 3.2.2.; пункты 3.2.3., 3.2.5, 4.1.14, 11.5 контракта N 41003 на поставку электроэнергии от 29 декабря 2012 года не соответствуют действующему законодательству (Указу Президента N1173 от 23.11.1995, Постановлению Правительства N364 от 29.05.2002).
В силу пункта статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 546 указанного кодекса, ограничение (полностью и(или) частично) режима потребления электрической энергии и мощности потребителю производится в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N1173 принято Постановление Правительства Российской Федерации N364 от 29 мая 2002 года "Об обеспечении устойчивого газо- и электроснабжения финансируемых за счет федерального бюджета организацией, обеспечивающих безопасность государства", согласно которому установлены особые условия поставки электрической энергии, не допускающие ограничение ее подачи потребителю в пределах, установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимита бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и(или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", утверждены "Правила полного и(или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии"), (далее - Правила ограничения), которыми установлены основы регулирования отношений, связанных с введением полного и(или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии.
Согласно пункту 18 Правил в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно пункту 4 Приложения к "Правилам полного и(или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии" к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям относятся Воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Таким образом, право энергоснабжающей организации на прекращение полностью или частично поставок электроэнергии воинским частям, учреждениям, предприятиям, и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, ограничено на основании перечисленных норм права.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О внутренних войсках МВД России" внутренние войска МВД России входят в систему МВД России и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств.
Войсковая часть 6688 является учреждением МВД России, финансируется из федерального бюджета, в связи с чем суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что то на него в полной мере распространяются перечисленные выше нормы, ограничивающие право энергоснабжающей организации прекратить полностью или частично поставки электричества. ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" также не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, поскольку отказ от исполнения контракта приведет к прекращению подачи электроэнергии, что недопустимо.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправомерности условий контракта, изложенных в подпункте б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, н пункта 3.2.2.; пункты 3.2.3., 3.2.5, 4.1.14, 11.5 контракта N 41003 на поставку электроэнергии от 29 декабря 2012 года.
Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (части 1 статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации). В данном случае недействительность рассмотренных условий не влияет на действительность договора в оставшейся части.
Подпункты "а" и "м" пункта 3.2.2, предусматривающие ограничение режима потребления электрической энергии по соглашению сторон и по заявлению потребителя, не противоречат требованиям действующего законодательства.
Вопреки доводам подателя апелляционной жалобы отсутствие согласованного сторонами акта аварийной брони электроснабжения в рассматриваемом случае не является основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии, поскольку действующим законодательством запрещено ограничивать подачу электричества потребителям, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается и которое повлечет за собой действие, ставящее под угрозу безопасность государства.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 25.10.2013 по делу N А06-4473/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Астраханской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-4473/2013
Истец: Военная прокуратура Южного военного округа, Заместитель военного прокурора Южного военного округа Костин Д. Ю.
Ответчик: ОАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Третье лицо: Войсковая часть 6688