г. Казань |
|
09 июня 2014 г. |
Дело N А06-5391/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Сафина Н.Н.,
при участии представителя:
заявителя - Тиминой Я.М., доверенность от 10.01.2014 N 2,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.10.2013 (судья Плеханова Г.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А06-5391/2013
по заявлению федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" о признании недействительным и незаконным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области от 24.04.2013 N 25-04-08-69/11 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, с участием третьих лиц: войсковой части 28004; войсковой части 59042; федерального бюджетного учреждения войсковой части 62780, филиала федерального бюджетного учреждения войсковой части 62780 (Управление Каспийской флотилии) войсковой части 77168, 546 отряда (судов обеспечения, объединения),
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерство обороны Российской Федерации по Астраханской области" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным и незаконным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса N 25-04-08-69/11, вынесенного 24.06.2013 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 08.10.2013 по делу N А06-5391/2013 заявление удовлетворено, представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области от 24.04.2013 N 25-04-08-69/11 признано недействительным.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области просит отменить состоявшиеся судебные акты с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований заявителя. Считает, что содержащиеся в оспоренном представлении выводы о незаконности использования бюджетных средств вследствие обнаруженной недостачи и порчи имущества в Управлении финансового обеспечения и в воинских частях, ненадлежащем учете активов и ненадлежащем отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, наличии в войсковых частях неиспользуемого имущества являются обоснованными и достаточными для вынесения оспоренного представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, само представление, обязывающее только принять меры к его рассмотрению, не содержит мер принуждения и не нарушает законных прав и интересов заявителя.
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерство обороны Российской Федерации по Астраханской области" в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении, считает обжалованные судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерство обороны Российской Федерации по Астраханской области" просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве. Пояснил, что учреждение является распорядителем бюджетных средств, выделенных на финансирование деятельности войсковых частей и подразделений военного округа, не имеет полномочий принятия решений по распоряжению имуществом воинских частей и подразделений. Не смог пояснить, какие именно права и интересы в сфере экономической деятельности нарушены оспоренным представлением, за исключением возможного привлечения к административной ответственности за неисполнение требований представления, обращение с заявлением в арбитражный суд объяснил сложившейся в Астраханской области практикой рассмотрения таких споров арбитражным судом.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области и третьи лица по делу, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представителей в судебное заседание не направили.
Проверив законность обжалуемых решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на жалобу, пояснения представителя федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерство обороны Российской Федерации по Астраханской области", судебная коллегия кассационной инстанции пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области была проведена проверка правомерности использования и сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, а также выполнения требований приказа Министерства обороны Российской Федерации от 17.12.2011 N 2590 "О реорганизации федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации" в части проведения инвентаризации имущества и обязательств за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 в федеральном казенном учреждении "Управление финансового обеспечения Министерство обороны Российской Федерации по Астраханской области". По результатам проверки составлен акт от 17.05.2013, и вынесено представление N 25-04-08-69/11 от 24.06.2013 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
В представлении указано на выявление фактов недостачи и порчи материальных ценностей в учреждении и в войсковых частях, что квалифицировано как нарушение Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее -Закон о бухгалтерском учете) и инструкций по ведению учета; неотражение в бухгалтерском учете лома, полученного в результате списания основных средств, имущества, переданного в аренду и объектов нефинансовых активов (излишков основных средств, что квалифицировано как нарушение Закона о бухгалтерском учете и инструкций по ведению учета, а также статей 162 и 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ); факты неиспользования имущества войсковыми частями в соответствии с целями деятельности, назначением имущества и заданиями собственника, что квалифицировано как нарушение статей 32 и 162 БК РФ, статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); непоступление платежей в бюджет вследствие невзыскания арендной платы, что квалифицировано как упущенная выгода и нарушение статей 34, 42 и 162 БК РФ и статей 607 и 614 ГК РФ, нарушение методологии ведения бухгалтерского учета, неотражение и неправильное отражение активов в бухгалтерском и бюджетном учете, приведшее к искажению бюджетного учета и отчетности, что квалифицировано как нарушение статьи 264.1 БК РФ, Закона о бухгалтерском учете и инструкций по ведению бухгалтерского и бюджетного учета; ненадлежащее и несвоевременное оформление накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей, что квалифицировано как нарушение Закона и инструкций о бухгалтерском учете; неправомерное предоставление площадей для размещения банкоматов на безвозмездной основе, что квалифицировано как нарушение статей 41, 42 и 51 БК РФ, статей 209, 297, 608, 609 и 651 ГК РФ; неправильная классификация объектов учета, что квалифицировано как нарушение требований инструкции по учету.
Суд первой инстанции проверил законность оспоренного представления по всем пунктам и пришел к выводу, что указанные в представлении нарушения не связаны с нарушениями бюджетного законодательства, и касаются нарушений бухгалтерского учета товаро-материальных ценностей, что не является основанием для вынесения представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, при этом нарушения, связанные с наличием недостач, порчи имущества, неиспользования имущества по назначению выявлены в воинских частях, владеющих имуществом на праве оперативного управления, за что Управление, организующее только финансовое обеспечение деятельности таких частей, не может нести ответственности. Вменяя в вину Управлению нарушение, выразившееся в невзыскании арендной платы за переданное в аренду имущество (асфальтобетонный завод), надзорный орган не учел, что арендодателем по договору явилось территориальное управление Минимущества РФ, Управление стороной договора не являлось и не могло принимать меры к взысканию арендных платежей.
Суд апелляционной инстанции подтвердил законность и обоснованность выводов суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 284 БК РФ в редакции, действовавшей на момент выдачи оспоренного представления N 25-04-08-69/11 от 24.06.2013 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса выносится руководителями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном бюджетным кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 БК РФ. Статья 283 БК РФ устанавливала перечень оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, к которым относились:
неисполнение закона (решения) о бюджете;
нецелевое использование бюджетных средств;
неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;
несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;
несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;
несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;
несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;
несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;
отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных настоящим Кодексом;
несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;
финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;
несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных настоящим Кодексом;
открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории учреждений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
несоблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета, представлявшим в суде интересы Российской Федерации, срока направления в Министерство финансов Российской Федерации информации о результатах рассмотрения дела в судах, установленного в пункте 2 статьи 242.2 настоящего Кодекса;
несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
Ни одно из указанных в статье 283 БК РФ нарушений бюджетного законодательства в ходе проверки не было выявлено, и в оспоренном представлении не отражено.
Приведенный в статье 283 перечень является открытым, вследствие чего нарушением бюджетного законодательства может быть признано и иное нарушение, выразившееся в неисполнении либо ненадлежащем исполнение установленного бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, как следует из понятия нарушения бюджетного законодательства, приведенного в статье 281 БК РФ.
Однако указанные в оспоренном представлении нарушения не связаны с нарушением порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Нарушения, по сути, сводятся к ненадлежащему ведению бухгалтерского учета товаро-материальных ценностей в федеральном казенном учреждении "Управление финансового обеспечения Министерство обороны Российской Федерации по Астраханской области" и воинских частях и подразделениях военного округа. При этом Территориальным органом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора проведена проверка правомерности использования и сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, а также выполнения требований приказа Министерства обороны Российской Федерации от 17.12.2011 N 2590 "О реорганизации федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации" в части проведения инвентаризации имущества и обязательств за период с 01.01.2011 по 31.12.2012, а не проверка использования средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, что отнесено к бюджетным полномочиям Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в области финансового контроля статьей 268 БК РФ.
Следовательно, представление от 24.06.2013 N 25-04-08-69/11 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса вынесено на основании результатов проверки, проведенной вне предмета предоставленных Федеральной службе финансово-бюджетного надзора БК РФ полномочий, и в отсутствие предусмотренных статьей 283 БК РФ оснований для вынесения представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, вследствие чего правомерно признано недействительным судом первой инстанции.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.10.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по делу N А06-5391/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенный в статье 283 перечень является открытым, вследствие чего нарушением бюджетного законодательства может быть признано и иное нарушение, выразившееся в неисполнении либо ненадлежащем исполнение установленного бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, как следует из понятия нарушения бюджетного законодательства, приведенного в статье 281 БК РФ.
Однако указанные в оспоренном представлении нарушения не связаны с нарушением порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Нарушения, по сути, сводятся к ненадлежащему ведению бухгалтерского учета товаро-материальных ценностей в федеральном казенном учреждении "Управление финансового обеспечения Министерство обороны Российской Федерации по Астраханской области" и воинских частях и подразделениях военного округа. При этом Территориальным органом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора проведена проверка правомерности использования и сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, а также выполнения требований приказа Министерства обороны Российской Федерации от 17.12.2011 N 2590 "О реорганизации федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации" в части проведения инвентаризации имущества и обязательств за период с 01.01.2011 по 31.12.2012, а не проверка использования средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, что отнесено к бюджетным полномочиям Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в области финансового контроля статьей 268 БК РФ.
Следовательно, представление от 24.06.2013 N 25-04-08-69/11 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса вынесено на основании результатов проверки, проведенной вне предмета предоставленных Федеральной службе финансово-бюджетного надзора БК РФ полномочий, и в отсутствие предусмотренных статьей 283 БК РФ оснований для вынесения представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, вследствие чего правомерно признано недействительным судом первой инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2014 г. N Ф06-6259/13 по делу N А06-5391/2013