г. Казань |
|
03 июня 2014 г. |
Дело N А57-14379/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Хайруллиной Ф.В., Карповой В.А.
при участии представителя:
от администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области - Кутепова И.С., доверенность от18.11.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.12.2013 (судья Пузина Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Кузьмичев С.А., Цуцкова М.Г)
по делу N А57-14379/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Изобильный", г. Энгельс, Саратовской области (ОГРН 1066449000090, ИНН 6449036902) о признании недействительным отказа, об обязании, заинтересованные лица: администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области, Управление обеспечения градостроительной деятельности Энгельсского муниципального района Саратовской области, г. Энгельс, Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Изобильный" (далее - ООО "Изобильный", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным отказа администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - администрация Энгельсского муниципального района, орган местного самоуправления) от 13.04.2012 N 03-01-02/114 в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Реконструкция рынка "Изобильный" со строительством торгово-развлекательного центра, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, площадь Свободы, д. 1 "И", об обязании администрации Энгельсского муниципального района выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства "Реконструкция рынка "Изобильный" со строительством торгово-развлекательного центра, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, площадь Свободы, д. 1 "И".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 решение суда первой инстанции отменено, отказ заместителя главы администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи от 13.04.2012 N 03-01-02/114 в выдаче разрешения на строительство объекта "Реконструкция рынка "Изобильный" со строительством торгово-развлекательного центра по адресу: Саратовская область, город Энгельс, площадь Свободы, д. 1 "И", признан недействительным. Суд апелляционной инстанции обязал Управление обеспечения градостроительной деятельности Энгельсского муниципального района Саратовской области в течение 10 дней со дня принятия апелляционного постановления выдать ООО "Изобильный" разрешение на строительство объекта капитального строительства "Реконструкция рынка "Изобильный" со строительством торгово-развлекательного центра, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, площадь Свободы, д. 1"И".
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.07.2013 решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 по делу N А57-14379/2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.12.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014, требования заявителя удовлетворены. Суд признал недействительным отказ администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 13.04.2012 N 03-01-02/114 в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Реконструкция рынка "Изобильный" со строительством торгово-развлекательного центра, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, площадь Свободы, д. 1 "И" и обязал администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу выдать ООО "Изобильный" разрешение на строительство объекта капитального строительства "Реконструкция рынка "Изобильный" со строительством торгово-развлекательного центра, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, площадь Свободы, д. 1 "И". Также суд взыскал с администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в пользу ООО "Изобильный" расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Считает, что указанный в кадастровом паспорте вид разрешенного использования не соответствует градостроительному регламенту общественной деловой территориальной зоны.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании по делу N А57-14379/2012 был объявлен перерыв до 27.05.2014 до 13 час. 40 мин, после окончания которого судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал правовую позицию, изложенную в кассационной жалобе и дополнении к жалобе. Полагает, что суды не приняли во внимание указание суда кассационной инстанции о том, что получение разрешения на строительство иного объекта свидетельствует о фактическом изменении вида разрешенного использования, минуя разрешительные процедуры, предусмотренные административным порядком. Заявитель жалобы утверждает, что указанный в кадастровом паспорте вид разрешенного использования не соответствует градостроительному регламенту общественной деловой территориальной зоны.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя администрации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "Изобильный" по договору купли-продажи от 30.04.2008 приобрело у ОАО "Саратовснабсбыт" в собственность земельный участок с кадастровым номером 64:50:010502:0266, категория земель: земли поселений, общей площадью 8198 кв. м, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, площадь Свободы, д. 1"И", предоставленный под эксплуатацию рынка, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 28.05.2008 серии 64 АБ N 959556.
Постановлением администрации муниципального образования город Энгельс от 04.02.2011 N 64 утвержден градостроительный план N RU645368101-00000000000001006 земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, площадь Свободы, д. 1"И".
По заданию ООО "Изобильный" ООО "ОСТ" изготовлена проектная документация и выполнены инженерные изыскания на объект капитального строительства "Реконструкция рынка "Изобильный" со строительством торгово-развлекательного центра, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Площадь Свободы, д. 1"И".
Общество 20.10.2011 направило проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу в государственное автономное учреждение "Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве".
ООО "Изобильный" 28.03.2012 получено положительное заключение государственной экспертизы N 64-1-4-0039-12 на объект капитального строительства "Реконструкция рынка "Изобильный" со строительством торгово-развлекательного центра, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Площадь Свободы, д. 1"И".
Общество 09.04.2012 обратилось в администрацию Энгельсского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство с целью реконструкции рынка "Изобильный" со строительством торгово-развлекательного центра.
Письмом от 13.04.2012 N 03-01-02/114 орган местного самоуправления отказал ООО "Изобильный" в выдаче разрешения на реконструкцию рынка со строительством торгово-развлекательного центра.
Полагая, что отказ администрации Энгельсского муниципального района в выдаче разрешения на строительство, изложенный в письме N 03-01-02/114 от 13.04.2012, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования при новом рассмотрении дела, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что ООО "Изобильный" представлены все документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, соответствующие требованиям градостроительного и земельного законодательства, в связи с чем основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствовали.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 названного Кодекса право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 той же статьи).
Согласно пункту 9 статьи 1, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать согласование прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на земельные участки, с одной стороны, и защищаемых законом прав и интересов иных физических и юридических лиц, а также публичных интересов, с другой стороны, установление между ними разумного и справедливого баланса.
В соответствии со статьей 51 упомянутого Кодекса основанием для начала строительства объекта недвижимости является разрешение на строительство. По смыслу статей 44, 51 этого Кодекса градостроительный план земельного участка является документом, отображающим информацию о действующем градостроительном регламенте и иную информацию о характеристиках участка, которая необходима для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство.
При этом установленная пунктом 1 части 11 статьи 51 Кодекса обязанность органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, проводить проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, включает в себя не только проверку их наличия в приложенном к заявлению о выдаче разрешения на строительство пакете документов, но и оценку их содержания.
Градостроительный регламент для спорного земельного участка установлен Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Энгельс Энгельского муниципального района Саратовской области, утвержденными решением Энгельсского городского Совета депутатов от 18.12.2009 N 232/02. Согласно данному регламенту спорный земельный участок расположен в общественно-деловой территориальной зоне (ОД), установлены следующие основные виды разрешенного использования:
- предприятия общественного питания, в том числе встроенные и примыкающие к зданиям иного назначения;
- ночные клубы, залы для аттракционной и развлечения, танцевальные залы и дискотеки, развлекательные комплексы, помещения для игр в боулинг, бильярд, активных детских игр, информационные, компьютерные (неигровые) центры, справочные бюро, архивы, библиотеки;
- магазины продовольственные и промтоварные площадью торгового зала до 5000 кв. м, универсальные магазины (смешанная торговля промышленными и продовольственными товарами);
- рынки продовольственных и непродовольственных товаров площадью до 3000 кв. м, площадки для передвижной уличной торговли и т.д.
Земельный участок общества поставлен на государственный кадастровый учет в 2007 году. Кадастровый паспорт участка содержит информацию об их разрешенном использовании - "под эксплуатацию рынка".
На основании пункта 5 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса в составе градостроительного плана земельного участка указываются информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент).
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), исходя из статей 5 и 7 которого сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
С учетом приведенных норм надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 23, пунктом 2 части 2 статьи 23 закона N 221-ФЗ учет изменений объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета. После принятия такого решения орган кадастрового учета в установленные Законом N 211-ФЗ сроки обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости.
С даты принятия этого решения органом кадастрового учета, изменение правообладателем вида разрешенного использования земельного участка становится состоявшимся и влечет за собою юридически значимые последствия.
Таким образом, выбор правообладателем земельного участка вида его разрешенного использования из числа всех возможных, а также его изменение, оформляется в соответствии с Законом N 221-ФЗ путем внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (пункт 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ) и завершается, становится публичным, юридически значимым для третьих лиц, с даты принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета этих изменений.
Между тем, как усматривается из представленной заявителем в суд кассационной инстанции с возражениями на кассационную жалобу выписки из кадастрового паспорта, такие изменения были внесены 19.04.2014, т.е. после принятия обжалуемых судебных актов.
Таким образом, при сопоставлении представленных заявителем доказательств с содержанием действующего градостроительного регламента усматривается, что заявитель, испрашивая разрешение на строительство объекта капитального строительства "Реконструкция рынка "Изобильный" со строительством торгово-развлекательного центра, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, площадь Свободы, д. 1 "И", не представил документов, свидетельствующих о том, что заявленный объект соответствует разрешенному виду использования земельного участка, т.е. градостроительному регламенту.
Кроме того, в статье 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" дано понятие розничного рынка, к таковым отнесен комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.
Тогда как торгово-развлекательный центр имеет иное функциональное использование, поскольку такое строение не имеет в своем составе (структуре) торговые места и не связано с осуществлением деятельности по реализации товаров, в том числе продажей сельскохозяйственной продукции.
С учетом этого судебные инстанции, установив все спорные обстоятельства по делу относительно целевого назначения земельного участка, неправильно применили нормы земельного и градостроительного законодательства, которыми определяются правомочия собственника земельного участка по застройке и последующей эксплуатации объекта капитального строительства
При таких обстоятельствах кассационная инстанция находит, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене с принятием по делу в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.04.2014 исполнение обжалуемых судебных актов было приостановлено. В связи с отменой обжалуемых судебных актов они не подлежат исполнению, приостановление исполнения обжалуемого судебного акта подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.12.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 по делу N А57-14379/2012 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Изобильный" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С даты принятия этого решения органом кадастрового учета, изменение правообладателем вида разрешенного использования земельного участка становится состоявшимся и влечет за собою юридически значимые последствия.
Таким образом, выбор правообладателем земельного участка вида его разрешенного использования из числа всех возможных, а также его изменение, оформляется в соответствии с Законом N 221-ФЗ путем внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (пункт 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ) и завершается, становится публичным, юридически значимым для третьих лиц, с даты принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета этих изменений.
Между тем, как усматривается из представленной заявителем в суд кассационной инстанции с возражениями на кассационную жалобу выписки из кадастрового паспорта, такие изменения были внесены 19.04.2014, т.е. после принятия обжалуемых судебных актов.
Таким образом, при сопоставлении представленных заявителем доказательств с содержанием действующего градостроительного регламента усматривается, что заявитель, испрашивая разрешение на строительство объекта капитального строительства "Реконструкция рынка "Изобильный" со строительством торгово-развлекательного центра, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, площадь Свободы, д. 1 "И", не представил документов, свидетельствующих о том, что заявленный объект соответствует разрешенному виду использования земельного участка, т.е. градостроительному регламенту.
Кроме того, в статье 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" дано понятие розничного рынка, к таковым отнесен комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 июня 2014 г. N Ф06-5568/13 по делу N А57-14379/2012
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5568/13
11.03.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-685/14
16.12.2013 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-14379/12
17.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5336/13
02.04.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1404/13
28.12.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-14379/12