г. Казань |
|
10 июня 2014 г. |
Дело N А72-10921/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Желаевой М.З., Мельниковой Н.Ю.,
при участии представителя:
истца - Жарова Е.В. (доверенность от 15.08.2013),
в отсутствие иных представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, г. Ульяновск,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Захарова Е.И., Филиппова Е.Г.) и ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи
по делу N А72-10921/2011
по исковому заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска", г. Ульяновск (ОГРН 1047300988855) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, о взыскании денежных средств при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области, г. Ульяновск; Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску, г. Ульяновск; общества с ограниченной ответственностью "Региональный информационный центр", г. Димитровград Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ульяновской области обратилось Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска" (далее - Управляющая компания) с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) и к Министерству финансов Ульяновской области (далее - Минфин области) о взыскании убытков.
Исковое заявление мотивировано наличием у управляющей компании убытков в связи с отсутствием компенсации не полученных денежных средств при оплате коммунальных услуг льготной категорией граждан в 2008-2009 годах, льготы установлены федеральным законодательством, действие законов о предоставлении льгот в спорный период не приостанавливалось, выпадающие доходы управляющей компании подлежат возмещению за счет средств бюджета.Сумма иска определена в размере равном 7 178 522 руб. 80 коп.
Минфин России в отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении требований, поскольку порядок финансового обеспечения мер социальной поддержки определяется федеральным законодательством, у субъекта федерации в спорный период имелся неиспользованный остаток полученных ранее из федерального бюджета денежных средств, средства из федерального бюджета выделены субъекту федерации, недостаточность средств из федерального бюджета отсутствует.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.09.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что: материалами дела не доказано причинение управляющей компании убытков Российской Федерацией, недополученные от льготной категории граждан доходы компенсированы управляющей компании органами социальной защиты, отсутствие задолженности подтверждено актами сверки, у Российской Федерации отсутствует противоправность поведения, экспертом расчет неправомерно произведен на основании нормативов, а не установленных поквартирных приборов учета, возмещению подлежат только льготы, начисленные по приборам учета.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 решение суда первой инстанции от 16.09.2013 отменено, исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны в пользу управляющей компании взыскано: 7 178 522 (семь миллионов сто семьдесят восемь тысяч пятьсот двадцать два) руб. 80 коп., расходы на проведение судебной экспертизы в сумме 300 000 (триста тысяч) руб. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) руб.
С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экспертная специализированная организация "Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу" также взысканы расходы по проведению судебной экспертизы в сумме 200 000 (двести тысяч) руб.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области просит отменить постановление апелляционного суда, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалованного по делу судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы Минфина России, отзывов Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску и управляющей компании на кассационную жалобу, заслушав представителей сторон по делу, судебная коллегия кассационной инстанции находит поданную по делу кассационную жалобу подлежащей частичному удовлетворению.
Судом установлено, что Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района" реорганизовано в форме присоединения к нему Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье-1", Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье-2", Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района "Южное", Ульяновского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Новый город", Ульяновского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Заволжский" с определением юридического наименования - Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска".
В соответствии с пунктом 1.2 Устава Ульяновского муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска" является правопреемником прав и обязанностей реорганизованных предприятий, являющихся в рассматриваемый период времени управляющими компаниями жилого фонда, расположенного в Ленинском, Засвияжском, Железнодорожном, Заволжском районах города Ульяновска.
В рамках осуществления уставной деятельности правопредшественники предприятия оформили с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных ресурсов и осуществляли в 2008-2009 годах предоставление жилищно-коммунальных услуг потребителям в Ленинском, Железнодорожном, Засвияжском, Заволжском районах г. Ульяновска, в том числе, гражданам, имеющим право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Между правопредшественниками предприятия и ООО "РИЦ" оформлены 01.09.2005 и 12.02.2009 агентские договора N 1 - 6 и 750, в соответствии с условиями которых последний обязался по поручению принципалов совершать следующие действия: осуществлять начисления физическим лицам, проживающим в жилых домах, находящихся в управлении принципалов, за содержание и ремонт жилья, отопление жилых домов, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение и по иным услугам в соответствии с размерами оплаты, утвержденными органами местного самоуправления или предоставленными принципалами, с учетом льгот, и прием платы от населения за вышеперечисленные услуги, с последующим перечислением этих денежных средств принципалам или по ее поручению поставщикам услуг.
Факт оказания ООО "РИЦ" в 2008-2009 годах агентских услуг правопредшественникам предприятия не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Материалами дела подтверждается оказание услуг правопредшественниками предприятия потребителям, в том числе категории граждан, для которой в соответствии с законодательством были установлены льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
По мнению Управляющей компании, в спорный период не возмещена стоимость жилищно-коммунальных услуг, предоставленных гражданам, имевшим право на льготы и меры государственной социальной поддержки в соответствии с федеральным, в сумме в сумме 7 178 522 руб. 80 коп. (согласно заключения эксперта N 005/050-2012), которая определена Управляющей компанией в качестве убытков.
Поскольку льготы были предусмотрены федеральным законодательством, убытки, по мнению Управляющей компании, подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Согласно положениям статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу правовой конструкции положений действующего законодательства для наступления ответственности в виде взыскания убытков необходимо доказать наличие состава правонарушения, совокупно включающего в себя противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, наступление вреда, причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом. Кроме того, лицо, предъявляющее требование о возмещении убытков, должно доказать наличие убытков в заявленном размере.
Как следует из предъявленных в рамках настоящего дела требований, свои доводы Управляющая компания основывает на наличии у Российской Федерации обязанности компенсировать все затраты Управляющей компании, возникшие в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 утверждены Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правила зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008-2010 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Постановлением правительства Ульяновской области от 15.01.2007 N 4 утвержден Порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в Ульяновской области, который определял механизм возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых льготной категории граждан (далее - Порядок).
В силу пункта 2.4 Порядка возмещение расходов осуществлялось на основании отдельных договоров, заключенных между территориальным органом департамента социальной защиты населения Ульяновской области и организациями, оказывающими услуги и выполняющими работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе управляющими организациями.
Между Управлениями департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Ленинскому, Железнодорожному, Засвяяжскому, Заволжскому районах г. Ульяновска (Управление), Ульяновским филиалом ООО "РИЦ" (Филиал) и правопредшественниками предприятия (Компании) оформлены договора N 346, 2-ф, 109, 111, 548, 546, предметом которых является перечисление Управлением денежных средств Компаниям на возмещение расходов, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, вошедшим в федеральный регистр, имеющим право на получение мер государственной социальной поддержки.
Между информационно-выплатным Управлением департамента социальной защиты населения Ульяновской области по г. Ульяновску (Управление), Ульяновским филиалом ООО "РИЦ" (Филиал) и правопредшественниками предприятия (Компании) оформлены договора N 327, 784, 1205, 1196, 1072, 1419, предметом которых является перечисление Управлением денежных средств Компаниям на возмещение расходов, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, вошедшим в федеральный регистр, имеющим право на получение мер государственной социальной поддержки.
Согласно пункту 2.1. указанных договоров Управление обязалось не позднее 10 числа каждого месяца предоставлять Филиалу базу данных граждан, пользующихся льготами, с указанием категории льгот; еженедельно предоставлять Филиалу в электронном виде все изменения, которые были внесены в базу данных льготников; принять списки льготников от Филиала, в течение 5 календарных дней произвести сверку по базе данных, предоставленной ранее, вернуть списки не совпавших льготников с обоснованием причины несовпадения; по мере поступления на лицевой счет Управления целевых денежных средств для реализации пункта 1.1. договоров перечислять по безналичному расчету на расчетный счет Компании для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер государственной социальной поддержки льготной категории граждан.
Филиал обязался еженедельно корректировать базу данных льготников на основании данных, предоставленных Управлением; ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять Управлению списки льготников в электронном виде в формате, установленном Соглашением об информационном взаимодействии Управления и Филиала; ежемесячно, до 12 числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказаны услуги, предоставлять Компании сведения по начислению льгот в разрезе законов (пункт 2.2. договоров).
Компания обязалась предоставлять Управлению до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказаны услуги, накладную, счет-фактуру, акт выполненных работ по договору (пункт 2.3. договоров).
Как следует из материалов дела ООО "РИЦ" производило начисление платы за жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в жилых домах, находящихся в управлении правопредшественников предприятия, на основании агентских договоров в соответствии с действующим законодательством с учетом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Информационное взаимодействие по представлению сведений о льготниках, по начислению льгот осуществлялось в соответствии с договорами, заключенными между ООО "РИЦ", управлением департамента социальной защиты населения Ульяновской области и правопредшественниками предприятия.
По условиям данных договоров, ООО "РИЦ" еженедельно корректировало базу данных льготников на основании данных, представленных управлением департамента социальной защиты населения Ульяновской области, ежемесячно предоставляло управлению списки льготников, ежемесячно предоставляло правопредшественникам предприятия сведения по начислению льгот в разрезе законов.
Возмещение денежных средств, связанных с предоставлением мер государственной социальной поддержки льготной категории граждан, правопредшественникам предприятия осуществляло управление.
Согласно представленным в материалы дела за спорный период актам выполненных работ (сверки расчетов) на возмещение расходов за предоставленные меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии с вышеуказанными федеральными законами, актам сверок расчетов на возмещение расходов за предоставленные меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, оформленным между правопредшественниками предприятия и управлением, расхождение данных между правопредшественниками предприятия и управлением департамента социальной защиты населения Ульяновской области не имеется. Акты подписаны без замечаний и разногласий. Определенная в актах и возмещенная сумма выпадающих доходов Управляющей компании составляет 57 013 685 руб. 64 коп.
Согласно актов сверок взаимных расчетов, подписанными правопредшественниками предприятия и управлением без разногласий, задолженность по состоянию 2010 год отсутствует.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Управляющей компанией причинения убытков.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования Управляющей компании признал данный вывод ошибочным, указав, что наличие у Управляющей компании убытков и его размер, а также причинно-следственная связь подтверждаются как расчетами Управляющей компании, так и результатами проведенного в ходе судебного разбирательства экспертного исследования.
По результатам судебной экспертизы, проведенной в рамках настоящего дела, установлено недофинансирование истца со стороны Российской Федерации от предоставления истцом в 2008-2009 годах услуг льготным категориям граждан на сумму 7 178 522 руб. 80 коп.
Экспертное заключение сторонами не оспаривалось.
В экспертном заключении определена стоимость коммунальной услуги для доведения ее до льготной категории граждан, исходя из суммы расходов, подлежащих компенсации за счет бюджета. При этом расчет расходов на льготников осуществлен из минимально возможной величины - установленных нормативов потребления. Расход менее норматива на покупку ресурса для льготника невозможен; больше возможен, однако, по мнению эксперта, не свидетельствует о разумности поведения собственника; именно поэтому компенсация свыше норматива и может вести, по мнению эксперта, к некоему излишнему возмещению.
Обязанность полной компенсации расходов исходит из необходимости возместить все потери и затраты Управляющей компании, осуществленные ею в интересах потребителя, обладающего установленными государством льготами. В обратном случае нарушаются принципы полного восстановления нарушенного права, баланса частных и публичных интересов. Как указано выше, предъявленные Управляющей компанией денежные средства относятся именно к расходам, которые она понесла в связи с обеспечением граждан соответствующими услугами.
Между тем нарушение баланса частных и публичных интересов, освобождение публично-правового образования от возмещения части расходов; переложение бремени социальной политики и социальной функции государства на коммерческую организацию противоречит как европейским принципам правосудия, принципу справедливости, влечет неизбежное банкротство исполнителей коммунальных услуг, которые вынуждены за счет собственных средств оплачивать услуги для льготных категорий граждан.
Материалами дела подтверждено наличие у Управляющей компании убытков, возникших в связи с предоставление льгот отдельной категории граждан.
Финансирование расходов Управляющей компании по обеспечению услугами граждан, имеющих установленные федеральным законодательством льготы, в полном объеме в спорный период Российской Федерации не было обеспечено. Обязанность по возмещению убытков Управляющей компании возникла у Российской Федерации в лице ее уполномоченного финансового органа.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерном определении экспертом размера убытков с учетом НДС являются ошибочными.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчётами за коммунальные ресурсы" указал на необходимость осуществления расчетов за потребленные коммунальные ресурсы с НДС.
В экспертном заключении сумма убытков определена равной 7 178 522 руб. 80 коп.
В состав размера предоставленных отдельной категории граждан льгот, положенного в обоснование суммы причиненных правопредшественниками компании убытков, экспертом были включены затраты по предоставлению гражданам льгот по услуге "природный газ" в размере 2 280 945 руб. 31 коп.
Из материалов дела не усматривается, что правопредшественниками компании осуществлялись какие-либо расчеты с газоснабжающей организацией и, поскольку относительно поставок газа взаимоотношения между поставщиком и потребителем основаны на прямых договорах.
Указанное свидетельствует о том, что правопредшественники компании не могли нести затраты на покупку газа, в связи с чем у Управляющей компании не могли возникнуть убытки в связи с предоставлением льгот по услуге "природный газ".
Постановление апелляционного суда в части убытков Управляющей компании в размере 2 280 945 руб. 31 коп., рассчитанных экспертом по услуге "природный газ", не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
Суд первой инстанции в отношении данной части убытков Управляющей компании правомерно, отказывая в иске, указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие расчеты истца с газоснабжающей организацией, в связи с чем обжалованный судебный акт в данной части подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Доводы Минфина России о неправомерности восстановления апелляционным судом срока на подачу апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене судебного акта. С апелляционной жалобой управляющей компанией было заявлено мотивированное ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Оценив заявленные в качестве уважительных причин пропуска срока доводы, апелляционный суд посчитал возможным восстановить пропущенный управляющей компанией срок на подачу апелляционной жалобы.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов. В силу статьи 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 по делу N А72-10921/2011 об удовлетворении исковых требований о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска", г. Ульяновск, убытков в части взыскания 2 280 945 руб. 31 коп. отменить.
В отмененной части оставить в силе решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.09.2013 по тому же делу.
В остальной части постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения.
Кассационную жалобу удовлетворить частично.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 утверждены Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правила зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008-2010 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 июня 2014 г. N Ф06-11432/13 по делу N А72-10921/2011
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2014 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-10921/11
10.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11432/13
27.02.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-22493/13
16.09.2013 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-10921/11