г. Казань |
|
02 июня 2014 г. |
Дело N А65-29285/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,
при участии представителей :
заявителя - Рамазанова С.Р. (доверенность от 17.02.2014),
третьего лица - Епишиной О.В. (доверенность от 11.02.2014),
в отсутствие:
ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2013 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Апаркин В.Н., Кузнецов В.В.) по делу N А65-29285/2012
по заявлению закрытого акционерного общества "Энергия-Сервис", г. Казань (ОГРН 1021603146531, ИНН 1657037496) к исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554), муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани", третье лицо: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, о признании недействительными действия, акта; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Энергия-Сервис" (далее - общество, ЗАО "Энергия-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным действия исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - Исполком), выразившееся в отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:48 площадью 4734 кв.м в собственность по цене 2,5 % его кадастровой стоимости, о признании недействительным акта установления цены продажи земельного участка от 24.10.2012 N 1657 с ценой продажи в размере 4 743 135,19 руб., и об обязании Исполкома устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении заявителю в собственность указанного земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:48 площадью и направления заявителю для его заключения договора купли-продажи данного земельного участка с кадастровым номером по цене 2,5% кадастровой стоимости в месячный срок со дня вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечено муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.08.2013 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
При новом рассмотрении дела судом в качестве соответчика в порядке статьи 46 АПК РФ привлечен Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани, исключив его из числа третьих лиц; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
До принятия решения ЗАО "Энергия-Сервис" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования, просило признать незаконным бездействие Исполкома, выразившееся в не направлении ЗАО "Энергия-Сервис" договора купли-продажи земельного участка площадью 4734 кв.м, занимаемого производственным зданием с нежилыми помещениями и складами по ул. Короленко, обязании Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани и Исполком устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления ЗАО "Энергия-Сервси" для его заключения по цене 2,5 % кадастровой стоимости, договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:132 площадью 4734 кв.м, которые были приняты судом.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что земельный участок площадью 4734 кв.м, кадастровый номер 16:50:230103:48, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Короленко, является ранее выбывшим из государственной собственности имуществом в результате приватизации арендного предприятия "Татсантехмонтаж", общество с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность обратилось 27.10.2011, т.е. в момент действия Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", таким образом, заявитель имеет право на приобретение земельного участка по цене 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
В кассационной жалобе Исполкома и Комитета земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявители кассационной жалобы считают, что Исполком не является надлежащим ответчиком по делу, кроме того, цена купли-продажи земельного участка установлена актом от 24.10.2012 N 1657, который был составлен на момент действия постановления Кабинета Министров РТ от 03.10.2012 N 827, также прокурор города Казани в письме от 01.10.2012 N 2.11-12 разъяснил, что при заключении договора цена должна соответствовать требованиям законодательства и рассчитываться на момент заключения договора.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Энергия-Сервис" возражает против отмены судебных актов.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ООО "Энергия-Сервис" просил оставить судебные акты без изменения.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ЗАО "Энергия-Сервис" является собственником объектов недвижимости: здания склада, 1-этажное, площадью 36,50 кв.м, литер Щ; помещения 1 этажа N 42-105 и 2 этажа N 9-18, общей площадью 1422 кв.м.; здание склада, 1-этажное, общей площадью 738,90 кв.м, литер 4,41,42, расположенных по адресу: РТ, г. Казань, ул. Короленко, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 17.11.2006 серии ААХ N 0267343, от 17.11.2006 серии ААХ N 0267344, от 03.05.2012 серии 16-АК N 147521.
Постановлением исполнительного комитета г. Казани от 17.03.2011 N 1243 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Короленко на кадастровом плане территории" земельный участок, на котором находятся вышеназванные объекты недвижимости, площадью 4734 кв.м, кадастровый номер 16:50:230103:48, поставлен на кадастровый учет.
В соответствии с указанным постановлением исполнительного комитета г. Казани общество 27.10.2011 обратилось в Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:48, площадью 4734 кв.м, в собственность за плату в размере 2,5 % его кадастровой стоимости.
Постановлением исполнительного комитета г. Казани от 16.07.2012 N 4759 "О предоставлении ЗАО "Энергия-Сервис" земельного участка по ул. Короленко" земельный участок с кадастровым номером 16:50:230103:48, площадью 4734 кв.м, предоставлен в собственность обществу.
Цена продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:48 установлена актом Комитета земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани от 24.10.2012 N 1657, которая составила 4 743 135,19 руб. с учетом 17-кратной ставки земельного налога.
Считая, что при определении выкупной стоимости земельного участка Исполком не учел положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в местности с численностью менее 3 миллионов человек.
Для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08).
Судебные инстанции установили, что 27.10.2011 ЗАО "Энергия-Сервис" обратилось с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, однако в нарушение установленного пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срока решение о предоставлении земельного участка было принято только 16.07.2012.
Исходя из анализа вышеназванной правовой нормы и пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" орган местного самоуправления в месячный срок осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи, разногласия по которому могут разрешаться с учетом правил пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако в данном конкретном случае после принятия с нарушением срока решения, орган местного самоуправления проект договора купли-продажи не направил.
Следует отметить, что акт установления цены от 24.10.2012 N 1657 не может признаваться проектом договора купли-продажи объекта недвижимости, поскольку не отвечает требованиям пункта 1 статьи 432, статей 435, 549, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, кроме того, договор купли-продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа.
ЗАО "Энергия-Сервис" относится к субъектному составу лиц, которым осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поскольку правила пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ распространяется на собственников зданий, сооружений, находящихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Факт предоставления всех документов, предусмотренных Перечнем документов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, подтвержден документально и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Установив, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты, которые были отчуждены из государственной собственности в порядке приватизации, суды пришли к правильному выводу о том, что выкупная цена земельного участка определяется в размере равной 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, поскольку право на приватизацию земельных участков по льготной цене распространяется не только на первых собственников приватизированных строений, но и на последующих.
Вопросы приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются комплексным законодательством, поскольку при их регулировании применяются как нормы публичного, так и гражданского законодательства.
При принятии решения о приватизации земельного участка соответствующий акт о его представлении принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления (статьи 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, после подачи заявления ЗАО "Энергия-Сервис" от 27.10.2011 установленный срок рассмотрения должен соблюдаться соответствующим органом местного самоуправления.
Нарушение Исполкомом срока принятия решения о предоставлении земельного участка не исключает право приобретения земельного участка по рыночной цене, поскольку заявление было подано до 01.07.2012.
Доводы заявителя о том, что на момент акта установления цены продажи земельного участка действовало новое постановление Кабинета Министров РТ от 03.10.2012 N 827 "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" отклоняются судом в силу следующего.
Применение нормативных актов, регулирующих цену земельных участков, отчуждаемых собственникам приватизированных строений, должно определяться моментом реализации соответствующего права, в данном случае датой подачи заявления с приложением необходимого перечня документов.
На момент подачи ЗАО "Энергия-Сервис" всех необходимых документов действовало постановление Кабинета Министров РТ от 17.01.2008 N 18 "Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам, расположенных на них зданий, строений, сооружений", которое и подлежало применению.
При ином подходе нарушение органом местного самоуправления установленного законом срока для принятия решения о приватизации земельного участка и направлении проекта договора купли-продажи, когда впоследствии было установлено иное правовое регулирование относительно размера стоимости участка, ухудшающее положение покупателя, может служить основанием для возникновения убытков.
В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации применяемого во взаимосвязи со статьями 9, 10, 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации правом на предоставление земельных участков обладают, в том числе органы местного самоуправления в пределах их компетенции.
С учетом определенных законом полномочий Комитета земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани заключение договора купли-продажи земельных участков входит в его компетенцию, соответственно, направление соответствующего проекта договора должно осуществляться последним.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, установив, что орган местного самоуправления, приняв решение о предоставлении земельного участка, не исполнил обязанности по подготовке и направлению проекта договора купли-продажи, при этом акт установления цены продажи земельного участка таковым не является, удовлетворили заявление.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу N А65-29285/2012 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При принятии решения о приватизации земельного участка соответствующий акт о его представлении принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления (статьи 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
...
В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации применяемого во взаимосвязи со статьями 9, 10, 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации правом на предоставление земельных участков обладают, в том числе органы местного самоуправления в пределах их компетенции.
...
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, установив, что орган местного самоуправления, приняв решение о предоставлении земельного участка, не исполнил обязанности по подготовке и направлению проекта договора купли-продажи, при этом акт установления цены продажи земельного участка таковым не является, удовлетворили заявление."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 июня 2014 г. N Ф06-11260/13 по делу N А65-29285/2012
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11260/13
24.02.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1145/14
04.12.2013 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-29285/12
13.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6495/13
17.04.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3547/13
04.02.2013 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-29285/12