г. Казань |
|
22 мая 2014 г. |
Дело N А55-8922/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Самарская сетевая компания", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А55-8922/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Самарская сетевая компания" (ИНН 6367047389, ОГРН 1056367019136), г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить действия, третьи лица: муниципальное унитарное предприятие "Быт-Сервис" (ИНН 6340007220, ОГРН 1026303208172), г. Отрадный Самарской области, администрация городского округа Отрадный Самарской области, г. Отрадный Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Самарская сетевая компания" (далее - общество, ЗАО "Самарская сетевая компания") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 04.03.2013 N 06/500/2012-377 об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности на объект недвижимого имущества - здание ТП-27 (литер Б), 1- этажный, общая площадь 18,6 кв.м, кадастровый номер 63:06:0000000:0000/2:0000842:Б/0064:00:0005:074:0:0, расположенный по адресу: Самарская область, г. Отрадный, ул. Гайдара, около здания N 74.
Заявленные требования основаны на положениях статей 271, 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) и мотивированы тем, что общество с согласия собственника по договору купли-продажи, заключенного с МУП "Быт-Сервис", приобрело здание ТП-27 (литер Б) входившее в состав объектов электроэнергетики, в связи с чем Управление Росреестра по Самарской области незаконно отказало в государственной регистрации перехода права собственности по мотиву отсутствия документов, подтверждающих проведение торгов по продаже муниципального имущества в соответствии с законом о приватизации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены муниципальное унитарное предприятие "Быт-Сервис" (далее - МУП "Быт-Сервис"), администрация городского округа Отрадный Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что сделка, заключенная между МУП "Быт-Сервис" и обществом, противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку совершена с целью прикрытия другой сделки; правовая цепочка (схема) действий сторон, заключивших сделку, а также публичного собственника была, прежде всего, направлена на заключение договора в обход законодательства о приватизации; в решение (приказе) Комитета по управлению имуществом городского округа Отрадный уже предусматривалось, что закрепление объектов на праве хозяйственного ведения за МУП "Быт-Сервис" связано именно с целью последующей продажи объектов электросетевого хозяйства конкретному лицу.
В кассационной жалобе ЗАО "Самарская сетевая компания", поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что передача объектов электросетевого хозяйства в хозяйственное ведение МУП "Быт-Сервис" была вызвана необходимостью контроля за эффективностью его содержания; причиной заключения договора купли-продажи послужило то, что объекты имели большой процент износа и ветхое состояние, а также отсутствие денежных средств у администрации на их ремонт, кроме того, в соответствии со статьей 39 Устава решение Думы городского округа Отрадный от 26.06.2012 N 186 не изменяет общий порядок пользования и распоряжения муниципальным имуществом городского округа Отрадный.
В отзыве на кассационную жалобу администрация городского округа Отрадный Самарской области поддерживает доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, между Комитетом по управлению имуществом городского округа Отрадный (ссудодатель) и ЗАО "Самарская сетевая компания" (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования от 01.01.2007 N 25/В (в редакции протокола урегулирования разногласий), по условиям которого в безвозмездное пользование сроком на 49 лет передаются объекты электроэнергетики городского округа Отрадный.
Перечень имущества и техническая характеристика определены в приложениях N 1,2 к договору.
Фактическая передача имущества подтверждается актом от 01.01.2007.
На основании обращения ЗАО "Самарская сетевая компания" о перспективах работы компании и эксплуатации электроэнергетического хозяйства решением от 26.06.2012 N 186 Думы городского округа Отрадный рекомендовано администрации принято рассмотреть вопрос о передаче прав собственности на имущество электроэнергетики города посредством выкупа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания протокола очередного заседания Думы городского округа Отрадный Самарской области от 26.06.2012 N 32 (пункт 9) следует, что вопрос относительно отчуждения имущества электроэнергетики города обсуждался с участием и выступлением представителей администрации города и ЗАО "Самарская сетевая компания", последний сообщил о готовности приобретения объектов в собственность, также отмечено, что изначально передача имущества в безвозмездное пользование на длительный срок уже предполагала последующую передачу объектов ему в собственность.
Впоследствии на основании приказа Комитета по управлению имуществом городского округа Отрадный от 06.07.2012 N 131 "О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение" из муниципальной казны было изъято имущество электросетевого хозяйства по списку, в том числе и здание ТП-27 (литер Б), и передано в хозяйственное ведение МУП "Быт-Сервис".
Право хозяйственного ведения МУП "Быт-Сервис" было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 25.07.2012 серия 63-АИ N 131741.
По результатам совещания администрация городского округа Отрадный Самарской области приняла решение о рассмотрении МУП "Быт-Сервис" вопроса о возможности продажи имущества электросетевого хозяйства, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, специализированной организации (протокол от 02.08.2012).
В соответствии с распоряжением администрации городского округа Отрадный Самарской области от 20.08.2012 N 219-р МУП "Быт-Сервис" разрешено продать объекты электроэнергетики города, перечень которых отражен в приложении N 1.
В результате чего между ЗАО "Самарская сетевая компания" (покупатель) и МУП "Быт-Сервис" (продавец) и был заключен договор купли-продажи муниципального имущества от 03.12.2012 N 108/3676, в том числе на объект недвижимости - здание ТП-27 (литер Б).
Факт передача объекта недвижимости подтверждается актом приема-передачи от 11.12.2012.
17.12.2012 ЗАО "Самарская сетевая компания" и МУП "Быт-Сервис" обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации перехода права и права собственности на оспариваемый объект.
Уведомлением от 25.12.2012 N 06/500/2012-377 Управление Росреестра по Самарской области приостановило регистрацию перехода права, права собственности на объект недвижимого имущества до 25.01.2013 с целью получения необходимых сведений о возможном проведении торгов, при этом направив запрос в Комитет по управлению имуществом городского округа Отрадный.
При повторном обращении МУП "Быт-Сервис" с заявлением от 22.01.2013 Управление Росреестра по Самарской области вновь уведомлением приостановило государственную регистрацию перехода права, права собственности на объект недвижимого имущества до 22.04.2013.
Сообщением от 04.03.2013 N 06/500/2012-377 Управление Росреестра по Самарской области отказало ЗАО "Самарская сетевая компания" и МУП "Быт-Сервис" в государственной регистрации перехода права, права собственности на объект недвижимости - здание ТП-27 (литер Т) на основании абзаца 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", указав, что отчуждение недвижимого имущества по договору купли-продажи возможно только при одновременном отчуждении земельных участков, на которых оно расположено; не представлены документы, подтверждающие проведение торгов по продаже муниципального имущества.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО "Самарская сетевая компания" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, проверка законности сделки в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Согласно правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 04.10.2011 N 4904/11, от 25.07.2011 N 1018/11, при проведении государственной регистрации осуществляется правовая экспертиза документов и законности сделки, а основанием для государственной регистрации служат договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Следует отметить, что при рассмотрении заявления о признании незаконным отказа в государственной регистрации перехода права собственности суды вправе давать самостоятельную оценку соответствия сделки требованиям действующего законодательства (императивным нормам).
Исходя из общих положений пункта 2 статьи 295 ГК РФ и правил пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Пунктом 10 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" совершенные унитарным предприятием сделки, в результате которых предприятие лишено возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом, являются ничтожными независимо от их совершения с согласия собственника.
Анализ названных правовых норм и целей позволяет сделать вывод о том, что такое предприятие вправе отчуждать с согласия собственника имущество, которое не участвует либо перестало им использоваться в осуществлении уставных задач с учетом установленного законом принципа специальной (целевой) правоспособности унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (пункт 1 статьи 49, пункт 1 статьи 113 ГК РФ).
Как предусмотрено статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В статье 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ, Закон о приватизации) определены основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества
Установленные в статье 13 названного закон способы приватизации призваны обеспечивать равенство покупателей государственного и муниципального имущества и открытость деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
При этом проведение открытых торгов в рамках приватизации осуществляется с целью привлечения максимально широкого круга участников и получение публичным собственником наибольшей цены за реализуемое имущество, учитывая, что доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам бюджетов (пункт 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила.
Анализ имеющихся в деле доказательств, безусловно, свидетельствует, что изначально закрепление спорного имущества за муниципальным предприятием не использующего его в уставной деятельности и последующее согласие собственника на продажу объектов конкретному обществу были направлены на отчуждение муниципального имущества в частную собственность в обход статей 2,13 Закона о приватизации.
В результате данных действий были нарушены как основные принципы равенства покупателей муниципального имущества, так и открытость деятельности органов местного самоуправления.
Использование объектов электроэнергетики осуществлялось ЗАО "Самарская сетевая компания" с 01.01.2007 на основании договора безвозмездного пользования, имея цель приобрести муниципальное имущество в собственность, ссудополучатель обратился в Думу городского округа Отрадный, при этом, участвуя на очередном заседании Думы, уже рассматривался вопрос о продаже инфраструктуры непосредственно названной сетевой компании.
Из содержания решения от 26.06.2012 N 186 следует, что Дума согласилась с предложением ЗАО "Самарская сетевая компания" о необходимости продажи имущества, в связи с чем администрации было поручено рассмотреть вопрос о реализации объектов электроэнергетики посредством выкупа в соответствии с действующим законодательством.
Однако, не учитывая специальных положений статьи 217 ГК РФ и статьи 13 Закона N 178-ФЗ, администрация в целях продажи объектов конкретному лицу при наличии намерений формально создает правовые последствия возникновения у МУП "Быт-Сервис" права хозяйственного ведения на спорное имущество, которое фактически и не выбывало из владения ЗАО "Самарская сетевая компания".
Впоследствии для достижения цели на основании распоряжения администрации от 20.08.2012 N 219-р МУП "Быт-Сервис" и заключило договор купли-продажи с ЗАО "Самарская сетевая компания", которое изначально имело намерение приобрести объекты городского электрохозяйства в частную собственность.
Таким образом, в незначительный срок после регистрации права хозяйственного ведения (25.07.2012), не принимая имущество в фактическое владение, МУП "Быт-Сервис" уже 03.12.2012 продает муниципальное имущество ЗАО "Самарская сетевая компания".
Судами первой и апелляционной инстанции дана полная и надлежащая оценка совокупности всех действий участников договора купли-продажи, и сделан правильный вывод о том, что закрепление объектов за МУП "Быт-Сервис" не имело у публичного собственника действительного намерения для возникновения права хозяйственного ведения, а являлось необходимым звеном (действием) в схеме по продаже муниципального имущества в обход законодательства о приватизации, об этом факте свидетельствует и незначительный промежуток времени между государственной регистрации ограниченного вещного права и отчуждением объектов.
Следует отметить, что экономический интерес ЗАО "Самарская сетевая компания" в приобретении спорного имущества в собственность подтверждается и предварительным обращением последнего в органы муниципального образования, кроме того, названное общество фактически использует объекты в своей деятельности.
Имеющиеся в деле доказательства, безусловно, свидетельствуют о том, что администрация и ЗАО "Самарская сетевая компания" преследовали единую экономическую и правовую цель передать объекты электроэнергетики конкретному лицу (ссудополучателю).
Аналогичные подходы существуют и в судебно-арбитражной практике, постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.10.1999 N 5739/99, от 09.02.2010 N 15353/09, от 07.04.1998 N 2203/97, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2013 N 8641/13, постановления Федерального суда Уральского округа от 30.09.2010 N А71-20741/2009, от 16.11.2009 N А60-8652/2009, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.12.2010 N А32-43704/2011, постановление Федерального суда Западно-Сибирского округа от 27.04.2011 N А75-2444/2010.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 168, 170 ГК РФ, установив, что действия сторон были направлены на заключение договора в обход законодательства о приватизации, правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы относительно, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 по делу N А55-8922/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания решения от 26.06.2012 N 186 следует, что Дума согласилась с предложением ЗАО "Самарская сетевая компания" о необходимости продажи имущества, в связи с чем администрации было поручено рассмотреть вопрос о реализации объектов электроэнергетики посредством выкупа в соответствии с действующим законодательством.
Однако, не учитывая специальных положений статьи 217 ГК РФ и статьи 13 Закона N 178-ФЗ, администрация в целях продажи объектов конкретному лицу при наличии намерений формально создает правовые последствия возникновения у МУП "Быт-Сервис" права хозяйственного ведения на спорное имущество, которое фактически и не выбывало из владения ЗАО "Самарская сетевая компания".
...
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 168, 170 ГК РФ, установив, что действия сторон были направлены на заключение договора в обход законодательства о приватизации, правомерно отказали в удовлетворении заявления."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 мая 2014 г. N Ф06-6751/13 по делу N А55-8922/2013