г. Казань |
|
11 июня 2014 г. |
Дело N А12-21411/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
третьих лиц - извещены надлежащим образом, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Красноармейской районной организации Волгоградской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.11.2013 (судья Середа Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2014 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи: Кузьмичев С.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-21411/2013
по заявлению Красноармейской районной организации Волгоградской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (ОГРН 1023400007938, ИНН 3448901532), г. Волгоград, к Волгоградской городской Думе (ОГРН 1023403444910, ИНН 3444060984), г. Волгоград, третьи лица: администрация Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), г. Волгоград, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200), г. Волгоград, о признании недействительным пункта 1.1. решения от 16.07.2013 N 79/2429,
УСТАНОВИЛ:
Красноармейская районная организация Волгоградской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - Красноармейская районная организация "ВОИ", общественная организация инвалидов) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным пункта 1.1. решения Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2429 "О даче согласия на передачу в безвозмездное пользование объектов муниципального нежилого фонда Волгограда для осуществления деятельности некоммерческих организаций" и взыскании морального ущерба в размере 4 000 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.11.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общественная организация инвалидов обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации Волгограда от 05.08.2002 N 931 с согласия Волгоградского городского совета народных депутатов, изложенного в постановлении от 08.07.2002 N 43/747, Красноармейской районной организации "ВОИ" в безвозмездное пользование сроком на 10 лет передано отдельно стоящее муниципальное нежилое здание, расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. Ломакина, д. 10, площадью 1640 кв.м для создания районного центра социальной и трудовой реабилитации инвалидов, размещения общественных организаций района.
Между Красноармейской районной организацией "ВОИ" и Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда заключен договор от 20.08.2002N 96 на безвозмездное пользование указанным муниципальным имуществом сроком действия до 05.08.2012.
До истечения срока действия договора Красноармейская районная организация "ВОИ" неоднократно обращалась в администрацию Волгограда и Волгоградскую городскую Думу с заявлением о передаче указанного муниципального имущества в собственность бесплатно.
Решением Волгоградской городской Думы от 10.02.2012 в удовлетворении заявления Красноармейской районной организации "ВОИ" отказано.
Красноармейская районная организация "ВОИ" обратилась в комитет по муниципальному имуществу Волгоградской городской Думы с заявлением от 24.07.2012 N 240 о передаче занимаемых помещений в безвозмездное пользование.
С аналогичным заявлением от 25.07.2012 N 232 общественная организация инвалидов обратилась в адрес заместителя главы администрации Волгограда.
Волгоградской городской Думой принято решение от 16.07.2013 N 79/2429, пунктом 1.1. которого дано согласие администрации Волгограда на передачу в безвозмездное пользование Красноармейской районной организации "ВОИ" с 06.08.2012 сроком на пять лет объекта муниципального нежилого фонда площадью 667,6 кв. м, расположенного по вышеуказанному адресу.
После принятия указанного решения Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда в адрес общественной организации инвалидов направлен для подписания проект договора от 29.07.2013 N 8/399Б безвозмездного пользования недвижимым имуществом муниципальной имущественной казны Волгограда.
Красноармейская районная организация "ВОИ" направленный проект договора не подписала.
Полагая, что вышеуказанное решение Волгоградской городской Думы является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, Красноармейская районная организация "ВОИ" обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пунктом 11 части 1 статьи 14.1., пунктом 10 части 1 статьи 15.1., пунктом 11 части 1 статьи 16.1. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), определено, что органы местного самоуправления поселения, муниципального района и городского округа имеют право на оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ).
Согласно статье 51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 33 Федерального закона N 181-ФЗ общественным объединениям инвалидов и организациям, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 процентов, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку также путем предоставления в безвозмездное пользование имущества (включая здания, нежилые помещения), используемого данными объединениями и организациями на законных основаниях в течение не менее чем пять лет на момент предоставления такого имущества.
Статьей 47 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 N 20/362, закреплено, что органы местного самоуправления Волгограда от имени городского округа Волгоград самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами Волгограда.
Постановлением Волгоградского городского совета народных депутатов от 04.06.1999 N 57/657 принят Порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью Волгограда (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3.3. Порядка полномочия органов местного самоуправления Волгограда по вопросам управления муниципальным имуществом Волгограда делегированы департаменту муниципального имущества администрации Волгограда.
Согласно пункту 3.7.1 Порядка с согласия Волгоградской городской Думы в соответствии с муниципальными правовыми актами Волгограда осуществляется передача объектов муниципальной собственности в безвозмездное пользование, за исключением предоставления объектов муниципальной собственности в безвозмездное пользование органам местного самоуправления Волгограда и муниципальным учреждениям; предоставления юридическим лицам и гражданам (физическим лицам) объектов недвижимого имущества, не используемых в течение трех и более лет, в безвозмездное пользование на срок не более пяти лет, осуществляемого по результатам конкурсов или аукционов на право заключения договоров безвозмездного пользования.
Постановлением Волгоградского городского совета народных депутатов от 15.12.2000 N 21/297 принято Положение о порядке предоставления в пользование и изъятия муниципального недвижимого имущества (далее - Положение).
В силу подпункта "в" пункта 2.1. Положения объекты недвижимого имущества могут быть переданы в безвозмездное пользование юридическим лицам и гражданам (физическим лицам).
Согласно пункту 2.3. Положения право управления и распоряжения объектами недвижимого имущества осуществляют органы местного самоуправления Волгограда: Волгоградская городская Дума и администрация Волгограда - в пределах полномочий, предусмотренных Уставом города-героя Волгограда.
Функции управления объектами недвижимого имущества осуществляет структурное подразделение администрации Волгограда (департамент муниципального имущества администрации Волгограда в пределах прав, делегированных ему городской Думой и администрацией Волгограда.
Основанием для передачи объектов недвижимого имущества в безвозмездное пользование в соответствии с пунктом 3.1. Положения является, в том числе, решение городской Думы.
Таким образом, оспариваемое решение принято Волгоградской городской Думой в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно статье 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Пунктом 1 статьи 690 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.
В рассматриваемом случае собственником с соблюдением установленного порядка принято решение о передаче заявителю муниципального имущества в безвозмездное пользование, при этом, принимая решение о предоставлении в безвозмездное пользование объекта муниципального нежилого фонда площадью 667,6 кв. м, Волгоградская областная Дума основывалась на фактически используемой площади помещений, используемых Красноармейской районной организации "ВОИ" для собственных нужд.
В соответствии с пунктом 2.3. договора от 20.08.2002 N 96 на безвозмездное пользование муниципальным имуществом Красноармейская районная организация "ВОИ" обязана использовать переданное здание исключительно в соответствии с пунктом 1.2. договора, согласно которому помещение должно использоваться для размещения реабилитационного центра инвалидов Красноармейской районной общественной организации ВОИ г. Волгограда и центра общественных организаций Красноармейского района.
По результатам проведенных Департаментом проверок установлено, что Красноармейской районной организацией "ВОИ" в течение всего срока действия договора нарушались условия договора, а именно часть помещений передавалась в аренду (субаренду) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям без согласия собственника в лице Департамента.
Данные обстоятельства подтверждены актами проверок от 09.12.2008, 04.03.2009, 03.05.2012, представлением прокуратуры Красноармейского района г. Волгограда от 28.03.2011, а также заключением Контрольно-счетной палаты Волгограда от 05.12.2012, в силу пункта 3.2. Порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью Волгограда осуществляющей контроль за эффективностью управления и сохранностью муниципальной собственностью Волгограда.
Данное нарушение послужило основанием для обращения Департамента с иском в арбитражный суд о расторжении договора от 20.08.2002 N 96 и выселении общественной организации инвалидов из занимаемого здания.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2008 по делу N А12-14676/2007 иск оставлен без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора.
Согласно акту проверки от 03.05.2012 общественной организацией инвалидов фактически используется по собственному назначению только площадь в размере 667,6 кв. м, остальная часть здания (972,4 кв. м) либо не используется, либо передана в пользование иным лицам.
Обоснованно отклонен судами довод общественной организацией инвалидов о том, что уменьшив размер предоставляемого помещения до 667,6 кв. м., Волгоградская городская Дума нарушила условия договора от 20.08.2002 N 96, расторгнув его без законных оснований, чем допустила нарушение положений статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Волгоградская городская Дума не являлась стороной договора от 20.08.2002 N 96, оспариваемое решение принято ей при реализации публичных полномочий.
Суды правомерно указали, что принятие оспариваемого решения в любом случае не может свидетельствовать о расторжении или изменении договора, поскольку договор указанный прекратил свое действие 05.08.2012, т.е. до принятия Волгоградской городской Думой.
Следовательно, вывод судов об отсутствии доказательств нарушения ответчиком требований статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации является правомерным.
Также правомерно не принят судами довод общественной организации инвалидов о нарушении Волгоградской городской Думой положений Федерального закона N 181-ФЗ, поскольку оспариваемое решение принято именно с целью оказания помощи заявителю как общественной организации инвалидов.
Согласно указанному Порядку перечень объектов формируется в целях оказания имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям путем передачи объектов муниципального недвижимого имущества Волгограда в пользование по целевому назначению на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы), утверждается постановлением администрации Волгограда.
Объекты, включенные в данный перечень и переданные в пользование некоммерческим организациям, не подлежат продаже, в том числе отчуждению в собственность некоммерческих организаций, арендующих такие объекты, переуступке прав пользования такими объектами, передаче третьим лицам прав в отношении части арендуемого объекта (субаренде), передаче прав пользования такими объектами в залог и внесению прав пользования такими объектами в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.
Таким образом, уменьшая площадь предоставляемого объекта недвижимости до фактически используемой общественной организации инвалидов, Волгоградская городская Дума руководствовалась интересами не только заявителя, но и иных социально ориентированных некоммерческих организаций.
Законодатель закрепил право органов местного самоуправления на оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, в том числе путем предоставления в безвозмездное пользование объектов недвижимости. При этом объем такой поддержки законом не установлен, подлежит определению органами местного самоуправления самостоятельно.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.11.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2014 по делу N А12-21411/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Красноармейской районной организации Волгоградской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обоснованно отклонен судами довод общественной организацией инвалидов о том, что уменьшив размер предоставляемого помещения до 667,6 кв. м., Волгоградская городская Дума нарушила условия договора от 20.08.2002 N 96, расторгнув его без законных оснований, чем допустила нарушение положений статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
...
Суды правомерно указали, что принятие оспариваемого решения в любом случае не может свидетельствовать о расторжении или изменении договора, поскольку договор указанный прекратил свое действие 05.08.2012, т.е. до принятия Волгоградской городской Думой.
Следовательно, вывод судов об отсутствии доказательств нарушения ответчиком требований статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации является правомерным.
Также правомерно не принят судами довод общественной организации инвалидов о нарушении Волгоградской городской Думой положений Федерального закона N 181-ФЗ, поскольку оспариваемое решение принято именно с целью оказания помощи заявителю как общественной организации инвалидов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 июня 2014 г. N Ф06-11215/13 по делу N А12-21411/2013