г. Саратов |
|
12 марта 2014 г. |
Дело N А12-21411/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Красноармейской районной организации Волгоградской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 ноября 2013 года по делу N А12-21411/2013 (судья Середа Н.Н.)
по заявлению Красноармейской районной организации Волгоградской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (400031, г. Волгоград, ул. Ломакина, д. 10, ОГРН 1023400007938, ИНН 3448901532)
к Волгоградской городской Думе (400098, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, д. 9, ОГРН 1023403444910, ИНН 3444060984),
третьи лица: администрация Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д. 16, ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200),
о признании недействительным пункта 1.1. решения N 79/2429 от 16.07.2013,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Красноармейская районная организация Волгоградской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - Красноармейская районная организация "ВОИ", общественная организация инвалидов, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пункта 1.1. решения Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2429 "О даче согласия на передачу в безвозмездное пользование объектов муниципального нежилого фонда Волгограда для осуществления деятельности некоммерческих организаций" и взыскании морального ущерба в размере 4 000 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11 ноября 2013 года в удовлетворении заявления общества отказано.
Красноармейская районная организация "ВОИ" не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Волгограда от 05.08.2002 N 931 с согласия Волгоградского городского совета народных депутатов, изложенного в постановлении N 43/747 от 08.07.2002, Красноармейской районной организации "ВОИ" в безвозмездное пользование сроком на 10 лет передано отдельно стоящее муниципальное нежилое здание, расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. Ломакина, 10, площадью 1640 кв. м для создания районного центра социальной и трудовой реабилитации инвалидов, размещения общественных организаций района (т. 1, л.д. 55-56).
20.08.2002 между Красноармейской районной организацией "ВОИ" и Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда заключен договор N 96 на безвозмездное пользование указанным муниципальным имуществом сроком действия до 05.08.2012 (т.1, л.д. 57-59).
До истечения срока действия договора Красноармейская районная организация "ВОИ" неоднократно обращалась в администрацию Волгограда и Волгоградскую городскую Думу с заявлением о передаче указанного муниципального имущества в собственность бесплатно.
Решением Волгоградской городской Думы от 10.02.2012 Красноармейской районной организации "ВОИ" в удовлетворении данного заявления отказано.
24.07.2012 Красноармейская районная организация "ВОИ" обратилась в комитет по муниципальному имуществу Волгоградской городской Думы с заявлением N 240 о передаче занимаемых помещений в безвозмездное пользование.
25.07.2012 с аналогичным заявлением N 232 общественная организация инвалидов обратилась в адрес заместителя главы администрации Волгограда.
16.07.2013 Волгоградской городской Думой принято решение N 79/2429, пунктом 1.1. которого дано согласие администрации Волгограда на передачу в безвозмездное пользование Красноармейской районной организации "ВОИ" с 06.08.2012 сроком на пять лет объекта муниципального нежилого фонда площадью 667,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Ломакина, 10.
После принятия указанного решения Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда в адрес заявителя направлен для подписания проект договора N 8/399Б от 29.07.2013 безвозмездного пользования недвижимым имуществом муниципальной имущественной казны Волгограда.
Красноармейская районная организация "ВОИ" направленный проект договора не подписала.
Полагая, что решение Волгоградской городской Думы N 79/2429 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, Красноармейская районная организация "ВОИ" обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о непредставлении заявителем доказательств несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону и нарушения им прав и законных интересов общественной организации инвалидов.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.
Пунктом 11 части 1 статьи 14.1., пунктом 10 части 1 статьи 15.1., пунктом 11 части 1 статья 16.1. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), определено, что органы местного самоуправления поселения, муниципального района и городского округа имеют право на оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 51 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" общественным объединениям инвалидов и организациям, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 процентов, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку также путем предоставления в безвозмездное пользование имущества (включая здания, нежилые помещения), используемого данными объединениями и организациями на законных основаниях в течение не менее чем пять лет на момент предоставления такого имущества.
Статьей 47 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 N 20/362, закреплено, что органы местного самоуправления Волгограда от имени городского округа Волгоград самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами Волгограда.
Органы местного самоуправления Волгограда вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Волгоградской области) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с законодательством.
Постановлением Волгоградского городского совета народных депутатов от 04.06.1999 N 57/657 принят Порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью Волгограда (далее - Порядок).
Согласно пункту 3.3. Порядка полномочия органов местного самоуправления Волгограда по вопросам управления муниципальным имуществом Волгограда делегированы департаменту муниципального имущества администрации Волгограда.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Порядка с согласия Волгоградской городской Думы в соответствии с муниципальными правовыми актами Волгограда осуществляется передача объектов муниципальной собственности в безвозмездное пользование, за исключением предоставления объектов муниципальной собственности в безвозмездное пользование органам местного самоуправления Волгограда и муниципальным учреждениям; предоставления юридическим лицам и гражданам (физическим лицам) объектов недвижимого имущества, не используемых в течение трех и более лет, в безвозмездное пользование на срок не более пяти лет, осуществляемого по результатам конкурсов или аукционов на право заключения договоров безвозмездного пользования.
Постановлением Волгоградского городского совета народных депутатов от 15.12.2000 N 21/297 принято Положение о порядке предоставления в пользование и изъятия муниципального недвижимого имущества (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2.1. Положения объекты недвижимого имущества могут быть переданы в безвозмездное пользование юридическим лицам и гражданам (физическим лицам).
Согласно пункту 2.3. Положения право управления и распоряжения объектами недвижимого имущества осуществляют органы местного самоуправления Волгограда: Волгоградская городская Дума и администрация Волгограда - в пределах полномочий, предусмотренных Уставом города-героя Волгограда. Функции управления объектами недвижимого имущества осуществляет структурное подразделение администрации Волгограда (департамент муниципального имущества администрации Волгограда в пределах прав, делегированных ему городской Думой и администрацией Волгограда.
Подпунктом "а" пункта 2.4.1. Положения предусмотрено, что основанием для передачи объекта недвижимого имущества и (или) его части в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 настоящего Положения является решение городской Думы в случаях передачи хозяйствующим субъектам (юридическим лицам и гражданам (физическим лицам) объекта недвижимого имущества в безвозмездное пользование, кроме случаев, указанных в подпункте "б" подпункта 2.4.2, подпункте "б" подпункта 2.4.4, подпункте 2.4.7 пункта 2.4 Положения.
Основанием для передачи объектов недвижимого имущества в безвозмездное пользование в соответствии с пунктом 3.1. Положения является, в том числе, решение городской Думы.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о принятии Волгоградской городской Думой оспариваемого решения в пределах предоставленных ему полномочий является верным.
В соответствии со статьей 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Пунктом 1 статьи 690 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.
Судом первой инстанции установлено, что в рассматриваемом случае собственником с соблюдением установленного порядка принято решение о передаче заявителю муниципального имущества в безвозмездное пользование, при этом, принимая решение о предоставлении в безвозмездное пользование объекта муниципального нежилого фонда площадью 667,6 кв. м, Волгоградская областная Дума основывалась на фактически используемой площади помещений, используемых Красноармейской районной организации "ВОИ" для собственных нужд.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.3. договора N 96 от 20.08.2002 на безвозмездное пользование муниципальным имуществом Красноармейская районная организация "ВОИ" обязана использовать переданное здание исключительно в соответствии с пунктом 1.2. договора, согласно которому помещение должно использоваться для размещения реабилитационного центра инвалидов Красноармейской районной общественной организации ВОИ г. Волгограда и центра общественных организаций Красноармейского района.
Однако по результатам проведенных Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда проверок установлено, что Красноармейской районной организацией "ВОИ" в течение всего срока действия договора нарушались условия договора, а именно часть помещений передавалась в аренду (субаренду) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям без согласия собственника в лице Департамента.
Указанные обстоятельства подтверждены актами проверок от 09.12.2008, 04.03.2009, 03.05.2012, представлением прокуратуры Красноармейского района г. Волгограда от 28.03.2011, а также заключением Контрольно-счетной палаты Волгограда от 05.12.2012, в силу пункта 3.2. Порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью Волгограда осуществляющей контроль за эффективностью управления и сохранностью муниципальной собственностью Волгограда.
Ненадлежащее исполнение заявителем условий договора также послужило основанием для обращения Департамента муниципального имущества с иском в арбитражный суд о расторжении договора N 96 от 20.08.2002 и выселении общественной организации инвалидов из занимаемого здания.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2008 по делу N А12-14676/2007 иск оставлен без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора.
Из акта проверки от 03.05.2012 следует, что непосредственно общественной организацией инвалидов фактически используется по собственному назначению только площадь в размере 667,6 кв. м, остальная часть здания (972,4 кв. м) либо не используется, либо передана в пользование иным лицам.
Довод заявителя о том, что, уменьшив размер предоставляемого помещения до 667,6 кв. м., Волгоградская городская Дума нарушила условия договора N 96 от 20.08.2002, расторгнув его без законных оснований, чем допустила нарушение положений статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Волгоградская городская Дума не являлась стороной договора N 96 от 20.08.2002, оспариваемое решение принято ей при реализации публичных полномочий.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, принятие оспариваемого решения в любом случае не может свидетельствовать о расторжении или изменении договора, поскольку договор N 96 от 02.08.2002 прекратил свое действие 05.08.2012, т.е. до принятия Волгоградской городской Думой.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае доказательств нарушения ответчиком требований статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации является правомерным.
Довод общественной организации инвалидов о нарушении Волгоградской городской Думой положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" также правомерно не принят судом первой инстанции, поскольку оспариваемое решение принято именно с целью оказания помощи заявителю как общественной организации инвалидов.
Судом первой инстанции установлено, что 06.10.2010 Волгоградской городской Думой утвержден Порядок формирования и ведения перечня объектов муниципального недвижимого имущества Волгограда для передачи в пользование по целевому назначению социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно указанному Порядку перечень объектов формируется в целях оказания имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям путем передачи объектов муниципального недвижимого имущества Волгограда в пользование по целевому назначению на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы), утверждается постановлением администрации Волгограда.
Объекты, включенные в данный перечень и переданные в пользование некоммерческим организациям, не подлежат продаже, в том числе отчуждению в собственность некоммерческих организаций, арендующих такие объекты, переуступке прав пользования такими объектами, передаче третьим лицам прав в отношении части арендуемого объекта (субаренде), передаче прав пользования такими объектами в залог и внесению прав пользования такими объектами в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.
Постановлением администрации Волгограда от 31.03.2011 N 776 утвержден Перечень объектов муниципального недвижимого имущества Волгограда для передачи в пользование по целевому назначению социально ориентированным некоммерческим организациям, в который включено, в том числе здание, расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. Ломакина, 10. (т.1 л.д.70).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, уменьшая площадь предоставляемого объекта недвижимости до фактически используемой заявителем, Волгоградская городская Дума руководствовалась интересами не только заявителя, но и иных социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что законодатель закрепил право органов местного самоуправления на оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, в том числе путем предоставления в безвозмездное пользование объектов недвижимости. При этом объем такой поддержки законом не установлен, подлежит определению органами местного самоуправления самостоятельно.
При указанных обстоятельствах апелляционная коллегия считает, что Красноармейской районной организацией "ВОИ" не представлены безусловные доказательства несоответствия оспариваемого решения Волгоградской городской Думы закону, а также доказательства нарушения данным ненормативным актов прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права при вынесении судебного акта не допущено. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Оснований для отмены принятого по данному делу решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 ноября 2013 года по делу N А12-21411/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-21411/2013
Истец: Красноармейская районная организация ВОО ООО "Всероссийское общество инвалидов"
Ответчик: Волгоградская городская Дума
Третье лицо: Администрация Волгограда, Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда