г. Казань |
|
11 июня 2014 г. |
Дело N А12-18969/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
третьих лиц - извещены надлежащим образом, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.11.2013 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи: Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-18969/2013
по заявлению администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822), г. Волгоград, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (ИНН 3444118546, ОГРН 1043400340356), г. Волгоград, третьи лица: комитет гражданской защиты населения администрации Волгограда (ОГРН 1083460000238, ИНН 3445093220), г. Волгоград, отдел надзорной деятельности по городу Волгограду Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, г. Волгоград, муниципальное учреждение "Горэколес" (ОГРН 1023403847488, ИНН 3445050266), г. Волгоград, о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
администрация Волгограда (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее - ГУ МЧС России по Волгоградской области, административный орган) от 30.04.2013 N 11/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.11.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014, в удовлетворении заявленных требований администрации Волгограда отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) начальника ГУ МЧС России по Волгоградской области от 29.03.2013 N 11 с целью осуществления государственного пожарного надзора, проведена внеплановая выездная проверка администрации Волгограда.
На основании проверки составлен акт от 30.04.2013 N 11, из которого следует:
1.Жилая застройка городского округа город-герой Волгоград, примыкающая к лесным участкам, не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением, а именно: Кировский район, улица Живописная, жилые дома N 17, 17А, 15, б/н; переулок Южнобережный - жилой дом N 70; остров Сарпинский, х. Кожзавод, жилая застройка с северо-восточной стороны поселка, х. Лесной, участок территории между двумя домовладениями, размещенными с левой оконечности поселка; Советский район, улица Лихачева, жилые дома N 36, б/н, участок незавершенного строительства - ближайший пожарный гидрант находится на удалении 800 метров; Красноармейский район, поселок Нагорный.
Основание - пункт 17 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), пункт 8.6, пункт 9.11 СП 8.13130.2009.
2. Между жилой застройкой городского округа - город-герой Волгоград и прилегающими лесными участками не выполнены нормируемые противопожарные разрывы (не менее 15 метров), тем самым не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах, а именно: Дзержинский район, х. Каменный Буерак - от домовладений N 1, 2 со стороны оврага, поселок Гумрак, улица Луговая от домовладений N 13 до N 121 на всей протяженности; Кировский район, улица Живописная, жилые дома N 17, 17А, 15, б/н; переулок Южнобережный - жилой дом N 70; Остров Сарпинский, х. Кожзавод, жилая застройка с северо-восточной стороны поселка, х. Лесной, участок территории между двумя домовладениями, размещенными с левой оконечности поселка; Советский район, улица Лихачева, жилые дома N 36, б/н, участок незавершенного строительства; Красноармейский район, поселок Нагорный.
Основание - пункт 15 статьи 69 Федерального закона N 123-ФЗ, пункт 5* приложения 1* СНиП 2.07.01.89*, пункт 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
По результатам проверки администрации выдано предписание от 30.04.2013 N 11/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Не согласившись с данным предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а пунктом 10 части 1 статьи 16 этого же закона установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В силу статьи 10 Федерального закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Границы городского округа город-герой Волгоград установлены законом Волгоградской области от 21.03.2005 N 1031-ОД (ред. От 11.02.2008) "О наделении города-героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ" (принят Волгоградской областной Думой 17.03.2005).
Все объекты и участки территории, указанные в обжалуемом предписании, размещены в пределах границ муниципального образования Волгоград, они не переданы третьим лицам и не находятся в их собственности, следовательно администрация Волгограда и ее должностные лица, обязаны соблюдать не только первичные меры пожарной безопасности но и все требования изложенные в нормативных документах регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
В соответствии со статьей 62 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
В силу статьи 68 Федерального закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
Из результатов проведенной проверки следует что, жилая застройка городского округа - город-герой Волгоград, примыкающая к лесным участкам не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением со ссылкой на пункт 17 статьи 68 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 8.6 СП 8.13130.2009 и между жилой застройкой городского округа - город-герой Волгоград и прилегающими лесными участками не выполнены нормируемые противопожарные разрывы (не менее 15 м), тем самым не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах (п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390; пункта 15 статьи 69 Федерального закона N ФЗ-123, п. 5* приложение 1* СНиП 2.07.01.89*.
Согласно пункту 15 статьи 69 Федерального закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров, а также п. 17 касающийся расстановки пожарных гидрантов на водопроводной сети для обеспечения пожаротушением любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от 2 гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 и более литров в секунду, при расходе воды менее 15 литров в секунду - 1 гидрант указанного Закона, Федеральным Законом N 117-ФЗ исключены, однако Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 в настоящее время с 24.06.2013 введен в действие Свод Правил 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", где п. 4.14 определены противопожарные расстояния, а именно, противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 метров.
После актуализации СНиП 2.07.01-89 и издании его в редакции СП 42.13330.201 1 он не утратил своё действие, поскольку, как указано в письме Минрегиона РФ от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ, в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил. Их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в указанные перечни, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ и Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона (утвержденный приказом Ростехурегулирования от 01.06.2010 N 2079).
Таким образом, СНиП 2.07.01-89 продолжает действовать до настоящего времени в части, не противоречащей требованиям технических регламентов.
С 20.05.2011 начал действовать СП 42,13330.2011 (актулизированная редакция СНиП 2.07.01-89) Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, положения которого в части разделов 1-5, 6 (пунктов 6.1-6.4, таблицы 10), 7-9, приложения 2 носят обязательных характер.
Раздел 7 СП 42.13330.2011, носящий обязательный характер, называется "Параметры застройки жилых и общественно-деловых зон".
В разделе 15 СП 42.13330.2011 (Противопожарные требования) указано, что противопожарные требования следует принимать в соответствии с гл. 15 "Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности" раздела 2 "Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов" и "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Л 2123-ФЗ от 22.07.2008)".
Положения Федерального закона N 123-ФЗ обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты". Нарушение требований по обеспечению наружного противопожарного водоснабжения административным материалом подтверждено, администрацией не оспорено.
В рассматриваемом случае, на момент проведения административным органом проверки соблюдения администрацией противопожарного законодательства в нарушение вышеназванных норм органом местного самоуправления не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (не выполнены нормируемые противопожарные разрывы, на участках, прилегающих к жилым домам и иным постройкам, территория не очищена от мусора, сухой травы).
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.11.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 по делу N А12-18969/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"После актуализации СНиП 2.07.01-89 и издании его в редакции СП 42.13330.201 1 он не утратил своё действие, поскольку, как указано в письме Минрегиона РФ от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ, в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил. Их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в указанные перечни, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ и Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона (утвержденный приказом Ростехурегулирования от 01.06.2010 N 2079).
...
Положения Федерального закона N 123-ФЗ обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты". Нарушение требований по обеспечению наружного противопожарного водоснабжения административным материалом подтверждено, администрацией не оспорено."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 июня 2014 г. N Ф06-11872/13 по делу N А12-18969/2013
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11872/13
29.04.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6790/13
19.02.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-124/14
20.11.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-18969/13