г. Саратов |
|
19 февраля 2014 г. |
Дело N А12-18969/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" февраля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. им. Володарского, 5, ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 ноября 2013 года по делу N А12-18969/2013 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. им. Володарского, 5, ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 13-й Гвардейской, 15 А, ИНН 3444118546, ОГРН 1043400340356)
третьи лица: комитет гражданской защиты населения администрации Волгограда (400001, г. Волгоград, 8, ОГРН 1083460000238, ИНН 3445093220), отдел надзорной деятельности по городу Волгограду Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 13-й Гвардейской, 15,А), муниципальное учреждение "Горэколес" (400001, г. Волгоград, ул. Ковровская, 16 А, ОГРН 1023403847488, ИНН 3445050266)
о признании незаконным предписания, с участием в деле в качестве заинтересованных;
без участия в судебном заседании представителей: Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (сведения с сайта Почта России о вручении почтового уведомления N 41003167910721, 25.01.2014), отдела надзорной деятельности по городу Волгограду Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (сведения с сайта Почта России о вручении почтового уведомления N 41003167910752, 25.01.2014), администрации Волгограда, комитета гражданской защиты населения администрации Волгограда, муниципального учреждения "Горэколес" (почтовые уведомления N 91071, N 91073, N 91074 приобщены к материалам дела)
УСТАНОВИЛ:
Администрация Волгограда обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области от 30.04.2013 N 11/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20 ноября 2013 года по делу N А12-18969/2013 в удовлетворении требований администрации Волгограда отказано.
Администрация Волгограда, не согласившись с принятым решением, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 АПК РФ отделом надзорной деятельности по городу Волгограду Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Муниципальное учреждение "Горэколес" комитет гражданской защиты населения администрации Волгограда в отзывах на апелляционную жалобу настаивают на отмене состоявшегося по делу акта суда первой инстанции, поддерживают позицию Администрации Волгограда.
Иных письменных отзывов не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
На основании распоряжения (приказа) начальника управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области от 29.03.2013 N 11 с целью осуществления государственного пожарного надзора, проведена внеплановая выездная проверка Администрации Волгограда, составлен акт от 30.04.2013 N 11, из которого следует:
1.Жилая застройка городского округа город-герой Волгоград, примыкающая к лесным участкам, не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением, а именно:
Кировский район, улица Живописная, жилые дома N 17, 17А, 15, б/н; переулок Южнобережный - жилой дом N 70; остров Сарпинский, х. Кожзавод, жилая застройка с северо-восточной стороны поселка, х. Лесной, участок территории между двумя домовладениями, размещенными с левой оконечности поселка;
Советский район, улица Лихачева, жилые дома N 36, б/н, участок незавершенного строительства - ближайший пожарный гидрант находится на удалении 800 метров;
Красноармейский район, поселок Нагорный.
Основание - пункт 17 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 8.6, пункт 9.11 СП 8.13130.2009.
2. Между жилой застройкой городского округа - город-герой Волгоград и прилегающими лесными участками не выполнены нормируемые противопожарные разрывы (не менее 15 метров), тем самым не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах, а именно:
Дзержинский район, х. Каменный Буерак - от домовладений N 1 и 2 со стороны оврага, поселок Гумрак, улица Луговая от домовладений N 13 до N 121 на всей протяженности;
Кировский район, улица Живописная, жилые дома N 17, 17А, 15, б/н; переулок Южнобережный - жилой дом N 70;
Остров Сарпинский, х. Кожзавод, жилая застройка с северо-восточной стороны поселка, х.Лесной, участок территории между двумя домовладениями, размещенными с левой оконечности поселка;
Советский район, улица Лихачева, жилые дома N 36, б/н, участок незавершенного строительства;
Красноармейский район, поселок Нагорный.
Основание - пункт 15 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 5* приложения 1* СНиП 2.07.01.89*, пункт 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
По результатам проверки администрации Волгограда выдано предписание от 30.04.2013 N 11/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Администрация оспорила предписание в арбитражный суд.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а пунктом 10 части 1 статьи 16 этого же закона установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Согласно статье 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Границы городского округа город-герой Волгоград установлены законом Волгоградской области от 21.03.2005 N 1031-ОД (ред. от 11.02.2008) "О наделении города-героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ" (принят Волгоградской областной Думой 17.03.2005) Волгоградской области.
Все объекты и участки территории, указанные в обжалуемом предписании, размещены в пределах границ муниципального образования Волгоград, они не переданы третьим лицам и не находятся в их собственности, следовательно Администрация Волгограда и ее должностные лица, обязаны соблюдать не только первичные меры пожарной безопасности но и все требования изложенные в нормативных документах регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно статье 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
Как следует из результатов проведённого мероприятия по надзору, жилая застройка городского округа - город-герой Волгоград, примыкающая к лесным участкам не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением со ссылкой на п. 17 ст. 68 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 8.6 СП 8.13130.2009 и между жилой застройкой городского округа - город-герой Волгоград и прилегающими лесными участками не выполнены нормируемые противопожарные разрывы (не менее 15 м.), тем самым не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах (п. 78 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390; п. 15 ст. 69 ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 5* приложение 1* СНиП 2.07.01.89*).
Пункт 15 ст. 69 ФЗ-123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который устанавливал, что противопожарные расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров, а также п. 17 касающийся расстановки пожарных гидрантов на водопроводной сети для обеспечения пожаротушением любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от 2 гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 и более литров в секунду, при расходе воды менее 15 литров в секунду - 1 гидрант указанного Закона, Федеральным Законом от 10.07.2012 г. N 117-ФЗ исключены, однако Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 в настоящее время с 24.06.2013 г. введен в действие Свод Правил 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", где п. 4.14 определены противопожарные расстояния, а именно, противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
После актуализации СНиП 2.07.01-89 и издании его в редакции СП 42.13330.201 1 он не утратил своё действие, поскольку, как указано в письме Минрегиона РФ от 15.08.2011 г. N 18529-08/ИП-ОГ, в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил. Из замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в указанные перечни, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р) и Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона (утвержденный приказом Ростехурегулирования от 01.06.2010 N 2079).
В этой связи СНиП 2.07.01-89 продолжает действовать до настоящего времени в части, не противоречащей требованиям технических регламентов.
С 20.05.2011 начал действовать СП 42,13330.2011 (актулизированная редакция СНиП 2,07.01-89) Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, положения которого в части разделов 1-5, 6 (пунктов 6.1 - 6.4, таблицы 10), 7-9, приложения 2 носят обязательных характер.
Раздел 7 СП 42.13330.2011, носящий обязательный характер, называется "Параметры застройки жилых и общественно-деловых зон".
В разделе 15 СП 42.13330.2011 (Противопожарные требования) указано, что противопожарные требования следует принимать в соответствии с гл. 15 "Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности" раздела 2 "Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов" и "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Л 2123-ФЗ от 22.07.2008)".
Положения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N 123-ФЗ от 22.07.2008, обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты".
Нарушение требований по обеспечению наружного противопожарного водоснабжения административным материалом подтверждено, администрацией не оспорено.
На момент проведения административным органом проверки соблюдения администрацией противопожарного законодательства в нарушение вышеназванных норм органом местного самоуправления не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (не выполнены нормируемые противопожарные разрывы, на участках, прилегающих к жилым домам и иным постройкам, территория не очищена от мусора, сухой травы).
Ответственность органа местного самоуправления обусловлена невыполнением им обязанностей, установленных в указанных выше нормативно-правовых актах в области пожарной безопасности.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, указанные обстоятельства исследованы полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 ноября 2013 года по делу N А12-18969/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-18969/2013
Истец: Администрация Волгограда
Ответчик: Главное управление МЧС России по Волгоградской области
Третье лицо: Комитет гражданской защиты населения администрации Волгограда, МУ "Горэколес", Отдел надзорной деятельности по г. Волгограду Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11872/13
29.04.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6790/13
19.02.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-124/14
20.11.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-18969/13