г. Казань |
|
06 июня 2014 г. |
Дело N А57-25187/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.08.2013 (судья Елистратов К.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Тимаев Ф.И., Волкова Т.В.)
по делу N А57-25187/2012
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Маслокомбинат "Ершовский", Саратовская область, г. Ершов, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области, г. Саратов, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, об обязании внести в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка рыночную стоимость в размере 2 104 000 руб., третьи лица: Правительство Саратовской области; администрация Ершовского муниципального района Саратовской области, г. Ершов, Комитет по управлению имуществом Саратовской области ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ",
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Маслокомбинат "Ершовский" (далее - маслокомбинат) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области (далее - кадастровая палата) об обязании внести в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 11 077,00 кв. м, с кадастровым номером 64:13:000301:29, предназначенного для размещения производственной базы, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Ершов, ул. Чехова, д. 1, рыночную стоимость указанного земельного участка в размере 1 156 000 руб. установив ее по состоянию на 07.07.2012.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.08.2013, требования удовлетворены частично: судом установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 1 156 000 руб., суд обязал кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка рыночную стоимость в размере 1 156 000 руб..
Дополнительным решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.10.2013 с кадастровой палаты в пользу маслокомбината взысканы судебные издержки в сумме 80 389 руб. 54 коп.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.08.2013 и дополнительное решение от 28.10.2013 с учетом определения об исправлении опечатки от 26.11.2013 оставлены без изменения. Суд взыскал кадастровой палаты в пользу маслокомбината 5000 руб. расходов по оплате судебной дополнительной оценочной экспертизы.
Кадастровая палата, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Маслокомбинат является арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного по вышеуказанному адресу, предназначенный для размещения производственной базы, кадастровый номер участка: 64:13:000301:29. Право аренды на земельный участок возникло на основании договора аренды от 07.07.2012 N 62/12, заключенного между маслокомбинатом и администрацией Ершовского муниципального района Саратовской области (далее - администрация) сроком на 49 лет.
Согласно кадастровому паспорту от 14.06.2012 N 64/201/2012-78001, земельный участок поставлен на кадастровый учет 14.06.2012, кадастровая стоимость составляет 11 379 069 руб. 79 коп.
Размер арендной платы за земельный участок, находится в прямой зависимости от величины кадастровой стоимости указанного участка.
Истец полагая, что такой размер кадастровой стоимости земельного участка не совпадает с его рыночной стоимостью, не соответствует требованиям законодательства, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, частично удовлетворяя иск, исходили из доказанности заявленных требований.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Истцом с учетом уточнения заявлен иск к органу кадастрового учета.
Суды обоснованно посчитали, что такое требование не связано с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
В связи с чем статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Федеральный закон прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11.
Определением Арбитражного суда Саратовской области по делу была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта от 15.05.2013 N 037 рыночная стоимость земельного участка, находящегося в государственной собственности составляет 1 156 000 руб.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской, области по состоянию на 02.06.2012 года.
В связи с чем суд апелляционной инстанции определением от 08.11.2013 по ходатайству истца назначил по делу дополнительную оценочную экспертизу. Согласно заключению эксперта от 26.11.2013 N 198 рыночная стоимость земельного участка, находящегося в государственной собственности по состоянию на 02.06.2012 составляет 1 156 000 руб.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости от 27.05.2011 г. при определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что может вызвать несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости одного и того же земельного участка.
При определении расхождения кадастровой и рыночной стоимостей также следует учитывать периодичность проведения работ по государственной кадастровой оценке, а также дату, на которую определена кадастровая стоимость, поскольку рыночная стоимость, определенная на более позднюю дату, может существенно отличаться от кадастровой стоимости вследствие изменения рыночной конъюнктуры.
По результатам исследования экспертного заключения суды пришли к выводу о соответствии представленного в материалы дела заключения от 26.11.2013 N 198 требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Доказательств об иной рыночной стоимости земельного участка орган кадастрового учета не представил, ходатайств о проведении дополнительной или повторной экспертизы не заявил.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа государственного кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату.
Доводы ответчика, что кадастровая палата не может выступать ответчиком по данному делу судами не принята.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Суды правомерно посчитали, что кадастровую палату следует обязать внести в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 11 077,00 кв. м, с кадастровым номером 64:13:000301:29, предназначенного для размещения производственной базы, расположенного по вышеуказанному адресу, рыночную стоимость указанного земельного участка в размере 1 156 000 руб.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.08.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 по делу N А57-25187/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральный закон прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11.
...
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа государственного кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату.
...
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 июня 2014 г. N Ф06-5996/13 по делу N А57-25187/2012