г. Казань |
|
09 июня 2014 г. |
Дело N А06-6948/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
от Южного межрегионального территориального управления (ЮМТО Росстандарта) - Чернышева А.В. доверенность от 09.01.2014 (до перерыва),
от открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" - Лычагина Е.С. доверенность от 23.12.2013 (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Южного межрегионального территориального управления в лице Астраханского отдела госнадзора Южного межрегионального территориального управления
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.12.2013 (судья Сорокин Н.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Александрова Л.Б., Веряскина С.Г.)
по делу N А06-6948/2013
по заявлению Южного межрегионального территориального управления (ЮМТО Росстандарта) в лице Астраханского отдела госнадзора Южного межрегионального территориального управления к открытому акционерному обществу "Астраханская энергосбытовая компания" о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Астраханского отдела госнадзора (далее по тексту - ЮМТУ Росстандарта, административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда Астраханской области от 05.12.2013, оставленном без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Административный орган, не согласившись решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.12.2013 и постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014, обратился с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, привлечь ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу общество, полагая вынесенные по делу судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заседании суда кассационной инстанции 29.05.2014 объявлялся перерыв до 05.06.2014 до 11 час. 45 мин.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и ответчика, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, с 07.08.2013 по 30.08.2013 на основании приказа заместителя руководителя по государственному надзору ЮМТУ Росстандарта была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" по обращениям (жалобам) жителей села Старокучергановка Наримановского района Астраханской области, а именно проведена проверка качества электрической энергии (с отбором образцов) у потребителей в жилых домах по адресам: по адресу: Астраханская область, Наримановский район, село Старокучергановка, переулок Крупской, дома 6 и 12, ул. Бакинская, дом 1.
Договоры энергоснабжения с потребителями, проживающими по вышеуказанным адресам, заключены ОАО "Астраханская энергосбытовая компания". Собственником электросетевого оборудования, с помощью которого электрическая энергия поставляется конечным потребителям ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", является сетевая организация - ОАО "МРСК Юга".
Как следует из актов отбора образцов, экспертного заключения ФБУ "Ставропольский ЦСМ" и не оспаривается сторонами, контрольно-измерительные приборы в ходе проверки устанавливались на контактных клеммах электросчетчиков потребителей, находящихся в вышеуказанных жилых домах.
Проверкой установлено нарушение норм качества электрической энергии, установленных ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" и ГОСТ 54149-2010 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" по следующим показателям:
пункт 5.2 ГОСТ 13109-97 - по установившемуся отклонению напряжения (предельно допустимым значениям);
пункт 4.2.2 ГОСТ 54149-2010 - по отклонению напряжения;
пункт 4.2.3 ГОСТ 54149-2010 - по колебаниям напряжения и фликеру;
пункт 4.2.4 ГОСТ 54149-2010 - по коэффициенту искажения синусоидальности напряжения;
пункт 5.4.2 ГОСТ 13109-97 - по коэффициенту n-й гармонической составляющей напряжения (предельно допустимым значениям).
Результаты проведённой проверки зафиксированы актом проверки от 05.09.2013, в котором также указано, что поставляемая электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована; в отношении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и в соответствии с требованиями статьи 23.1 КоАП РФ дело по подведомственности направлено в Арбитражный суд Астраханской области.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии.
В силу статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (абзац 15 статьи 6) с 01.04.2006 юридическим лицам запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии. В целях обеспечения реализации указанных требований с 01.04.2006 не допускается одновременно иметь на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.
Судами установлено, что ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" является гарантирующим поставщиком на территории Астраханской области (приказ Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 N 51-0), не имеет на праве собственности либо ином законном праве электросетевое оборудование, не осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, следовательно, не имеет возможности организовать надлежащее функционирование электросетевого оборудования и тем самым влиять на соответствие качества электрической энергии требованиям технических регламентов.
Пунктом 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установлено, что при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии), в интересах которого заключается договор к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" урегулировало отношения по передаче электрической энергии в интересах своих потребителей, заключив договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 28.06.2013 N 30000130000394 с сетевой организацией ОАО "МРСК Юга", к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, проживающих в селе Старокучергановка Наримановского района Астраханской области.
Согласно пункту 3.4.1 договора N 30000130000394 ОАО "МРСК Юга" обязуется обеспечить передачу принятой в свою сеть электроэнергии до точек поставки электроэнергии потребителям, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам. Подпунктом "в" пункта 2.2 установлена ответственность потребителя услуг и ОАО "МРСК Юга" за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая определяется балансовой принадлежностью таких объектов.
При этом подпунктом "в" пункта 8.2.2 договора N 30000130000394 предусмотрена ответственность ОАО "МРСК Юга" за отклонение показателей качества электроэнергии от сверх величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проанализировав материалы дела, суды пришли к выводу, что в данном случае необходимые мероприятия, направленные на поддержание качества электроэнергии, должны проводиться в центрах питания электрической сети, трансформаторах и иных объектах электросетевого оборудования, находящихся в сфере контроля региональной сетевой компании ОАО "МРСК Юга".
Судами установлено, что ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" предприняло все зависящие от него меры по реализации потребителям качественной электрической энергии, а именно: купило электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии; урегулировало в интересах потребителей отношения по передаче электрической энергии с сетевой организацией ОАО "МРСК Юга", включив в условия договора N 30000130000394 обязанность сетевой организации по соблюдению качества электрической энергии требованиям ГОСТ 13109-97; обращалось в ОАО "МРСК Юга" с требованием устранить причины несоответствия качества электрической энергии у потребителей, проживающих в селе Старокучергановка Наримановского района Астраханской области.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки показатели поступающей в сети ОАО "МРСК Юга" от общества электрической энергии не фиксировались и не исследовались; доказательств того, что на входе в электрические сети третьего лица (при передаче от общества ОАО "МРСК Юга") электрическая энергия была ненадлежащего качества, суду не представлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия доказательств вины общества, указав, что административный орган не исследовал причины и условия отклонения от норм ГОСТ 13109-97, не установил лица (гарантирующий поставщик, сетевая организация или потребитель), по чьей вине ухудшилось качество электрической энергии. Доказательств того, что несоответствие электрической энергии требованиям ГОСТа 13109-97 явилось результатом неправомерных действий (бездействия) именно ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", административным органом суду не представлено.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней административный орган, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам, ссылаясь на вышеуказанные нормативные акты, оспаривает выводы судов, полагая, что ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", не являясь производителем и транспортировщиком электрической энергии, не освобождается от обязанности осуществлять продажу сертифицированной электрической энергии надлежащего качества, а в случае необходимости обязано принимать меры для обеспечения качества поставляемой электрической энергии.
Данные доводы были заявлены в апелляционной жалобе и получили оценку в постановлении суда апелляционной инстанции.
Так, суд апелляционной инстанции, отклоняя ссылку заявителя на обязательства Общества, вытекающие из договора энергоснабжения, как основание для несения лицом административной ответственности, указал, что несение ответственности перед потребителем за ненадлежащее исполнение обязательств по договору энергоснабжения (необеспечение поддержания качества поставленной электроэнергии), является гражданско-правовой обязанностью ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" (гарантирующего поставщика) перед потребителем по договору. За неисполнение принятых обязанностей по договору предусмотрена ответственность в виде возмещения причиненных таким неисполнением убытков (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Что касается публично-правовых отношений, то обязанность по исполнению требований государственных стандартов, в частности ГОСТа 13109-97 и ГОСТа Р 54149-2010, в смысле статьи 14.43. КоАП РФ возникают не между гарантирующим поставщиком и потребителем, а между гарантирующим поставщиком и государством.
Ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает порядок и полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний.
Материалы дела полно исследованы судами первой и апелляционной инстанций, всем доводам административного органа дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов по делу.
Доводы заявителя кассационной жалобы не доказывают нарушения судами норм права, а фактически направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, представленных сторонами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.12.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 по делу N А06-6948/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе и дополнениях к ней административный орган, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам, ссылаясь на вышеуказанные нормативные акты, оспаривает выводы судов, полагая, что ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", не являясь производителем и транспортировщиком электрической энергии, не освобождается от обязанности осуществлять продажу сертифицированной электрической энергии надлежащего качества, а в случае необходимости обязано принимать меры для обеспечения качества поставляемой электрической энергии.
Данные доводы были заявлены в апелляционной жалобе и получили оценку в постановлении суда апелляционной инстанции.
Так, суд апелляционной инстанции, отклоняя ссылку заявителя на обязательства Общества, вытекающие из договора энергоснабжения, как основание для несения лицом административной ответственности, указал, что несение ответственности перед потребителем за ненадлежащее исполнение обязательств по договору энергоснабжения (необеспечение поддержания качества поставленной электроэнергии), является гражданско-правовой обязанностью ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" (гарантирующего поставщика) перед потребителем по договору. За неисполнение принятых обязанностей по договору предусмотрена ответственность в виде возмещения причиненных таким неисполнением убытков (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Что касается публично-правовых отношений, то обязанность по исполнению требований государственных стандартов, в частности ГОСТа 13109-97 и ГОСТа Р 54149-2010, в смысле статьи 14.43. КоАП РФ возникают не между гарантирующим поставщиком и потребителем, а между гарантирующим поставщиком и государством."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2014 г. N Ф06-5938/13 по делу N А06-6948/2013