г. Саратов |
|
19 февраля 2014 г. |
Дело N А06-6948/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи:
от Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - Чернышева Е.В. по доверенности от 09.01.2014; Лысенко Д.А. по доверенности от 09.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05 декабря 2013 года,
по делу N А06-6948/2013, (судья Н.А. Сорокин),
по заявлению ЮМТУ Росстандарта в лице Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ
к Открытому акционерному обществу "Астраханская энергосбытовая компания"
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
ЮМТУ Росстандарта в лице Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ (далее по тексту - заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (далее также Общество, ОАО "Астраханская энергосбытовая компания") к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 05 декабря 2013 года, по делу N А06-6948/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представители Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
Согласно отчету о публикации, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.11 при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с 07.08.2013 г. по 30.08.2013 г. на основании приказа заместителя руководителя по государственному надзору ЮМТУ Росстандарта была проведена внеплановая выездная проверка юридического лица Открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания".
Согласно протоколов испытаний ФБУ "Ставропольский ЦСМ" от 02.09.2013 г. N 48, 49, 50, полученных 04.09.2013 г. отобранных на контактные клеммы электрического счетчика потребителя поставки электрической энергии с ВЛ 0,4 Л-1 от КТП-22 Ф-5 ПС "Октябрьская" по адресу: Астраханская область, Наримановский район, село Старокучергановка, пер. Крупской, дом 6, на контактные клеммы электрического счетчика потребителя поставки электрической энергии с ВЛ 0,4 Л-2 от КТП-23 Ф-5 ПС "Октябрьская" по адресу: Астраханская область, Наримановский район, село Старокучергановка, ул. Бакинская, дом 1, на контактные клеммы электрического счетчика потребителя поставки электрической энергии с ВЛ 0,4 Л-1 от КТП-22 Ф-5 ПС "Октябрьская" по адресу: Астраханская область. Наримановский район, село Старокучергановка, пер. Крупской, дом 12 установлено следующее:
Электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного одно-фазного тока частотой 50 Гц, реализуемая ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" по договорам энергоснабжения гражданам, проживающим пер. Крупской, дома 6, ул. Ба-кинской, дом 1, села Старокучергаповки, Наримановского района, Астраханской области и поставляемая филиалом ОАО "МРСК Юга"-"Астраханьэнерго" по договору оказания услуг N 30000130000394 от 26.06.2013 г. ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", договоры энергоснабжения с потребителем заключены в устной форме, для реализации гражданам на контактные клеммы электрического счетчика потребителя поставки электрической энергии с ВЛ 0,4 Л-1 от КТП-22 Ф-5 ПС "Октябрьская" по адресу: Астра-ханская область, Наримановский район, село Старокучергановка, пер. Крупской, дом 6, на контактные клеммы электрического счетчика потребителя поставки электрической энергии с ВЛ 0,4 Л-2 от КТП-23 Ф-5 ПС "Октябрьская" по адресу: Астраханская область, На-римановский район, село Старокучергановка, ул. Бакинская, дом 1 не соответствует обязательным требованиям ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" п.п. 5.2, 5.4.2:
п. 5.2 по установившемуся отклонению напряжения (предельно допустимым значениям). Так при норме предельно допустимого значения установившегося отклонения напряжения (_10 %) от номинального напряжения, фактическое наибольшее измеренное предельно до-пустимое значение (фазное) в течении времени суток:
- 24.08.2013 г. составило (-12,8 %) в течении времени наибольших нагрузок (1,25 %) времен суток;
- 26.08.2013 г. в период наименьших нагрузок составило (-12,9 %) в течении (1,35 %) времени суток;
- 27.08.2013 г. в период наибольших нагрузок составило (-14,1 %) в течении (1,88 %) времени суток;
- 29.08.2013 г. в период наибольших нагрузок составило (-11,2 %) в течении (4,58 %) времени суток и в период наименьших нагрузок составило (10,8 %) в течении (1,42 %) времени суток;
По установившемуся отклонению нормально - допустимым значениям напряжения: при норме (_5 %) от номинального напряжения, фактическое наибольшее измеренное отклонение нормально допустимое значение (фазное) составило:
- 24.08.2013 г. составило от (+ 6,9%) до (-8,6 %) в течении времени наибольших нагрузок (29,28 %) времен суток и от + 6,2 % до
- 6,3% в течении времени наименьших нагрузок (27,71 %) времени суток;
- 25.08.2013 г. составило от (+ 7,1%) до (-7,1 %) в течении времени наибольших нагрузок (32,08 %) времен суток и от + 5,9 % до
- 6,7% в течении времени наименьших нагрузок (20,63 %) времени суток;
- 26.08.2013 г. составило от (+ 6,8%) до (-7,9 %) в течении времени наибольших нагрузок (30,21 %) времен суток и от (-9,3 %) до (+7,7%) в течении времени наименьших нагрузок (40,41 %) времени суток;
- 27.08.2013 г. составило от (- 9,4%) до (+6,8 %) в течении времени наибольших нагрузок (38,13 %) времен суток и от (-8,7 %)
до (+ 6,6%) в течении времени наименьших нагрузок (30,31 %) времени суток;
- 28.08.2013 г. составило от (- 5,8%) до ( + 8,6 %) в течении времени наибольших нагрузок (32,5 %) времен суток и от (-4,3 %) до (+ 7,0%) в течении времени наименьших нагрузок (40,73 %) времени суток;
- 29.08.2013 г. составило до (+ 9,9 %) в течении времени наибольших нагрузок (47,91 %) времен суток и до (+9,9 %)) в течении времени наименьших нагрузок (62,87 %) времени суток;
- п. 5.4.2 по коэффициенту n-й гармонической составляющей напряжения (предельно допустимым значениям):
23.08.2013: на 15-ой гармонии, на 21 гармонии;
24.08.2013: на 15, 21 гармонии;
25.08.2013: на 15, 21 гармонии;
26.08.2013: на 15, 21 гармонии;
27.08.2013: на 15,21 гармонии;
28.08.2013: на 9, 15, 21 гармонии;
2 9.08.2013: на 9,15,21 гармонии;
- электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного однофазного тока частотой 50 Гц, реализуемая ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" по договору энергоснабжения гражданам, проживающим по пер. Крупской, дом, 12, села Старокучергановки, Наримановского района, Астраханской области и поставлемая филиалом ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" по договору оказания услуг N 30000130000394 от 26.06.2013 г. ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", договор энергоснабжения заключен с потребителем в устной форме, для реализации граж-данам на контактные клеммы электрического счетчика потребителя поставки электрической энергии с ВЛ 0,4 Л-1 от КТП-22 Ф-5 ПС "Октябрьская" по адресу: Астраханская область, Наримановский район, село Старокучергановка, пер. Крупской, дом 12 не соответствует обязательным требованиям ГОСТ 54149-2010 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" п.п. 4.2.2,
4.2.3: 4.2.4:
- п. 4.2.2 по отклонению напряжения;
- п. 4.2.3 по колебаниям напряжения и фликеру;
- п. 4.2.4 по несинусоидальности напряжения;
Электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована.
Результаты проведённой проверки зафиксированы актом проверки от 05.09.2013 года
По факту выявленных нарушений в отношении Открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" был составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, установленного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело по подведомственности направлено в арбитражный суд Астраханской области.
Судебная коллегия считает, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Правовые основы стандартизации урегулированы Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", статья 46 которого предусматривает применение государственных стандартов, связанных с защитой жизни или здоровья граждан в обязательном порядке.
В силу указанного Закона стандартизация осуществляется, в том числе, в целях установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Отношения в области стандартизации регулируются актами законодательства и нормативными документами в частности ГОСТами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
В пункте 88 Правил "функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 во исполнение статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" и статьи 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", установлено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений приобретают услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции верно указал, что гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) или сетевая организация несут ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Ответственность за надежность и качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации несет лицо, осуществляющее обслуживание внутридомовых инженерных систем.
Как следует из материалов дела, общество является гарантирующим поставщиком на территории Астраханской области (приказ Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам АО N 51-О от 13.10.2006 года).
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" были заключены договоры энергоснабжения с потребителями, проживающими по адресам: Астраханская область, Наримановский район, с. Старокучергановка, пер. Крупской, д.6 и 12; ул. Бакинская, д.1.
В соответствии с требованиями статьи 6 Федерального Закона N 36-ФЗ с 1 апреля 2006 года обществу на законодательном уровне прямо запрещено иметь на своем балансе электросетевое оборудование и какое-либо иное имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Пунктом 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г. при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам.
Договоры оказания услуг по передаче электрической энергии заключаются в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказанию этих услуг.
Для исполнении я этих обязательств и в интересах потребителя услуг Обществом был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 30000130000394 от 28.06.2013 года с сетевой организацией ОАО "МРСК Юга" к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, приживающих в Астраханской области Наримановского района, с.Старокучергановка.
Согласно пункту 3.4.1 названного договора ОАО "МРСК Юга" принял на себя обязательства по обеспечению передачи электроэнергии в точки поставки потребителей Общества, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
В ходе проверки административным органом были отобраны образцы продукции по адресам: Астраханская область, Наримановский район, с.Старокучергановка, пер.Крупской, д.6 и 12, ул.Бакинская, д.1.
Как следует из актов отбора образцов и экспертного заключения ФБУ "Ставропольский ЦСМ" контрольно-измерительные приборы устанавливались на контактных клеммах электрических счетчиков потребителей, которые установлены в жилых домах.
Измерения показателей качества электроэнергии (в соответствии с указанными в акте местами установки измерителей показателей качества электроэнергии) производились в сетях у потребителей, т.е. измерялись показатели качества электроэнергии во внутридомовой проводке абонента. ГОСТ 13109-97 "Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" и ГОСТ Р 54149-2010 "Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" устанавливают показатели на границе балансовой принадлежности и в точках передачи электрической энергии. Указанные в акте точки таковыми не являются. Ответственность за состоянием внутридомовой проводки несет потребитель.
В акте не указаны мероприятия по обеспечению несанкционированного доступа к измерителям показателей качества (пломбирование мест подключения, пломбирование клеммной коробки прибора и оформление данной процедуры докуентально, исключающих воздействие на измерители и внешнюю схему включения.
В части наличия отклонений по напряжению:
1. Измерители качества электроэнергии устанавливались в домах потребителей после электросчетчика. Данные точки не являются точками передачи электроэнергии или точками разграничения балансовой принадлежности;
2. Показатели отклонения напряжения регламентируются ГОСТом Р 54149-2010 в точке передачи электрической энергии, а ГОСТом 53333-2008 и ГОСТом 13109-97 в точке коммерческого контроля качества электрической энергии - границе балансовой принадлежности;
3. Границами разграничения балансовой принадлежности с указанными в акте потребителями являются изоляторы на фасаде дома, которые находятся за пределами жилых домов.
В части наличия гармонических искажений и несинусоидальности напряжения суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что данные факторы вносятся электрообрудованием потребителя. Ни ГОСТ 13109-97, ни ГОСТ Р 54149-2010 не нормируют данный параметр электрической энергии в сети напряжения 220 В, которое получает потребитель из сети ОАО "МРСК Юга" в которой фликер, зарегистрирован только у абонента по адресу: с.Старокучергановка, пер. Крупской, д. 12.
На основании вышеуказанного, суд первой инстанции правомерно сделал вывод, что в сети ОАО "МРСК Юга" фликер не наблюдался, и место его возникновения - электропроводка и электрооборудование абонента.
Таким образом, несоответствие качества электрической энергии могло быть обусловлено действиями (бездействиями) самого потребителя, который не обеспечил надлежащее состояние внутридомовой проводки, как и правомерно указал суд первой инстанции в своем решении.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", являясь гарантирующим поставщиком Астраханской области, предприняло все зависящие от него меры по реализации потребителям качественной электрической энергии, а именно: приобрело электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии; урегулировало в интересах потребителей отношения по передаче электрической энергии с сетевой организацией ОАО "МРСК Юга", включив в условия договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 30000130000394 от 28.06.2013 г. обязанность сетевой организации по соблюдению качества электрической энергии требованиям ГОСТ-13109-97.
Из перечисленных причин отклонения напряжения следует, что необходимые мероприятия, направленные на поддержание качества электроэнергии должны проводиться в центрах питания электрической сети, трансформаторах и иных объектах электросетевого оборудования, находящихся в сфере контроля региональной сетевой компании ОАО "МРСК Юга".
ГОСТ 13109-97 содержит приложение А, устанавливающее свойства электроэнергии, показатели и наиболее вероятные виновники ухудшения качества электроэнергии. В соответствии с указанным Приложением ГОСТА 13109-97 наиболее вероятными виновниками отклонений по коэффициенту искажения синусоидальности кривой напряжения и по коэффициенту п-ой гармоничности составляющей напряжения являются потребители с нелинейной нагрузкой.
Вместе с тем, в материалах административного дела отсутствуют показатели отклонения норм качества электроэнергии по указанным показателям.
Также, показатели поступающей в сети ОАО "МРСК Юга" от ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" электрической энергии не фиксировались и не исследовались, доказательств тому, что на входе в электрические сети ОАО "МРСК Юга" электрическая энергия была не надлежащего качества, в материалы дела не представлено.
В силу п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Таким образом, административным органом не представлено доказательств, устанавливающих безусловную вину общества в ухудшении качества электроэнергии. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявителем не доказана вина гарантирующего поставщика в выявленных несоответствиях качества электроэнергии.
Данные выводы подтверждаются судебной практикой (Постановления ФАС Поволжского округа от 30.04.2013 г. по делу N А55-25113/2012, от 30.04.2013 г. по делу N А55-23409/2012, от 23.05.2013 г. по делу N А55-23405/2012.
Заявитель в своей апелляционной жалобе указывает на отсутствие сертификации электрической энергии. Данный довод подлежит отклонению на основании следующего.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" под гарантирующим поставщиком электрической энергии понимается коммерческая организация, обязанная добровольно принятыми
Обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с
любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" на территории Астраханской области является гарантирующим поставщиком электрической энергии.
В соответствии с п. 12 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации04.05.2012 N 442, Гарантирующий поставщик продает на розничном рынке электрическую энергию (мощность), приобретенную им на оптовом рынке с использованием группы (групп) точек поставки, соответствующей его зоне деятельности (за исключением гарантирующих поставщиков, чья зона деятельности располагается в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами), а также в случаях, предусмотренных настоящим документом, у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций на розничном рынке.
В целях исполнения принятых на себя обязательств ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" закупает электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии у генерирующей компании для последующей ее продажи на розничном рынке конечным потребителям, в том числе населению, следовательно, является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территориях г.Астрахани и Астраханской области, а не владельцем электрической сети.
Согласно положениям п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35- ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Порядок сертификации электрической энергии, отпускаемой потребителям, утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 16.07.1999 г. N 36 "О правилах проведения сертификации электрооборудования" (раздел VII) (далее - Правила N 36).
В силу п. 8.1 Правил N 36 обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с Законом РФ от 07.021992г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Согласно п. 8.9 Правил N 36 испытания электрической энергии для сертификации проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр) в контрольных пунктах распределительных электрических сетей (центрах питания).
В соответствии с п.п. 8.1 и 8.2 Правил сертификации объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях.
Согласно п. 8.5 Правил заявка на сертификацию электрической энергии должна содержать приложение, в котором указывают перечень распределительных электрических сетей (центров питания), заявляемых для проведения сертификации электрической энергии.
Таким образом, ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", являясь гарантирующим поставщиком и не являясь владельцем электросетевого оборудования, не имеет возможности обеспечить сертификацию электрической энергии.
Согласно ГОСТ Р 53333-2008 "Электрическая энергия. Контроль качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 25.12.2008 г. N 787-СТ, распределительная электрическая сеть -электрическая сеть, присоединенная к центру питания, обеспечивающая распределение электрической энергии между потребителями электрической энергии (п. 3.11 ГОСТ).
Под центром питания понимается распределительное устройство генераторного напряжения электростанции или распределительное устройство вторичного напряжения трансформаторной подстанции энергокомпании, к которому присоединены сети данного района (региона) по месторасположению обследуемых потребителей (п.3.16 ГОСТ).
Под сетевой организацией понимается компания, владеющая на праве собственности или ином основании, установленном федеральными законами, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (п. 3.14 ГОСТ).
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. N 982 обязательной сертификации подлежит электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
Показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц установлены ГОСТом 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенным в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.08.1998 г. N 38.
Стандарт устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц в точках, к которым присоединяются электрические сети, находящиеся в собственности различных потребителей электрической энергии, или приемники электрической энергии (точки общего присоединения).
В соответствии с п. 3.1 ГОСТа 13109-97 под системой электроснабжения общего назначения понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей (приемников электрической энергии).
Под электрической сетью общего назначения является электрическая сеть энергосбнажающей организации, предназначенной для передачи электрической энергии различным потребителям (приемникам электрической энергии, потребителем электрической энергии является юридическое или физическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью).
Согласно п. 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, при исполнении договора сетевая организация обязана: обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Таким образом, обязательным условием сертификации является право владения субъектом электроэнергетики на законном основании распределительными сетями и иным объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются услуги по передаче электрической энергии.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", являясь гарантирующим поставщиком, не имеет распределительных сетей и иных объектов, участвующих в передаче электроэнергии.
Кроме того, электроэнергия является специфическим товаром, который на момент его реализации покупателю физически отсутствует у продавца, и момент поставки можно отследить только после снятия показаний приборов учета электрической энергии.
Также, исходя из указанных выше норм, обязательной сертификации подлежит не просто электрическая энергия как товар, а электрическая энергия как товар, поставляемый по электрическим сетям.
Следовательно, возложение на ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" обязанности по сертификации электрической энергии является невозможным с точки зрения действующего гражданского законодательства, так как у общества на балансе отсутствует энергопринимающее оборудование и электрические сети.
Исходя из вышеизложенного, ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", являясь гарантирующим поставщиком, не может нести обязанность по сертификации электрической энергии, поставляемой по электрическим сетям.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Собственником электросетевого оборудования, с помощью которого электрическая энергия поставляется конечным потребителям ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", является сетевая организация - ОАО "МРСК Юга".
Для исполнения этих обязательств обществом заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 30000130000394 от 28.06.2013 г. с сетевой организацией ОАО "МРСК Юга", к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, проживающих в Астраханской области, Наримановского района, с. Старокучергановка.
Согласно п. 3.4.1. названного договора ОАО "МРСК Юга" принял на себя обязательства по обеспечению передачи электроэнергии в точки поставки Потребителей Общества, качества и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Как было указано выше, электрическая энергия, поставляемая по электрическим сетям общего назначения, подлежит обязательной сертификации лицом, владеющим на предусмотренном законом основании распределительными сетями (изготовителем электроэнергии).
Кроме того, подтверждение того факта, что сертификация должна производиться именно силами сетевой организации подтверждается перепиской между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ОАО "МРСК Юга", а также сертификатом соответствия электрической энергии N 1050454 с приложением, выданным ОАО "МРСК Юга".
Таким образом, суд первой инстанции правильно сделал вывод о том, что вина Общества по сертификации электроэнергии со стороны административного органа не доказана.
Аналогичные выводы изложены в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2013 г. по делу N А40-43630/13, решении Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-6948/2013, решении Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2013 г. по делу N А40-22579/2013, Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013 г. по делу A31-5682/2012.
Ссылка заявителя на обязательства Общества, вытекающие из договора энергоснабжения, как основание для несения лицом административной ответственности, является ошибочной на основании следующего.
Несение ответственности перед потребителем за ненадлежащее исполнение обязательств по договору энергоснабжения (необеспечение поддержания качества поставленной электроэнергии), является гражданско-правовой обязанностью ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" (гарантирующего поставщика) перед потребителем по договору. За неисполнение принятых обязанностей по договору предусмотрена ответственность в виде возмещения причиненных таким неисполнением убытков (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Что касается публично-правовых отношений, то обязанность по исполнению требований государственных стандартов, в частности ГОСТа 13109-97 и ГОСТа Р 54149-2010 в смысле статьи 14.43. КоАП РФ возникают не между гарантирующим поставщиком и потребителем, а между гарантирующим поставщиком и государством.
Ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель в апелляционной жалобе не приводит доводов относительно выводов суда по фактическим обстоятельствам дела, не указывает, каким обстоятельствам суд не дал оценки или дал неправильную оценку. Податель апелляционной жалобы не представляет новых доказательств и на наличие таковых не ссылается. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Астраханской области от 05 декабря 2013 года,
по делу N А06-6948/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Луговской |
Судьи |
Л.Б.Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-6948/2013
Истец: ЮМТУ Росстандарта
Ответчик: ОАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Третье лицо: ОАО "МРСК Юга", ОАО "МРСК Юга" в лице филиала ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго", ОАО "МРСК Юга" филиал " Астраханьэнерго"