г. Казань |
|
27 мая 2014 г. |
Дело N А55-6728/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителя:
ответчика - Маршовой Г.В. (доверенность от 10.01.2014),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Штурвал", Самарская область,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.11.2013 (судья Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Захарова Е.И., Юдкин А.А.)
по делу N А55-6728/2012
по заявлению Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара (ИНН 6315800523, ОГРН 1036300468456) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, от 09.12.2011 N 143-5128-11/6, с привлечением третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Штурвал", Самарская область (ИНН 6319129352, ОГРН 1066319098108),
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС России по Самарской области, антимонопольный орган) от 09.12.2011 N 15950/6 по делу N143-5128-11/6.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Штурвал" (далее - ООО "Штурвал", общество).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012, заявленные Министерством требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.12.2012 вышеуказанные судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо было дать надлежащую правовую квалификацию спорному договору на осуществление перевозок, по результатам чего установить правомерность заключения Министерством договора без проведения конкурса, и с учетом установленного принять законное и обоснованное решение.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.11.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Штурвал" с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и удовлетворить заявление Министерства. При этом общество полагает, что судами допущено нарушение норм материального и процессуального права, поскольку постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.12.2011 по делу N А55-4314/2011 решение УФАС России по Самарской области признано незаконным. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2012 N ВАС-4055/12 отказано в передаче данного дела на рассмотрение в порядке надзора.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС России по Самарской области не согласилось с доводами общества по основаниям, отраженным в тексте обжалованных судебных актов.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство поддержало доводы ООО "Штурвал" и просит удовлетворить его кассационную жалобу.
Заявитель и третье лицо по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 09.12.2011 УФАС России по Самарской области, рассмотрев дело N 143-5128-11/6, приняло решение N 15950/6 о признании Министерства нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Основанием для принятия данного решения явились выводы антимонопольного органа о заключении Министерством с ООО "Штурвал" договора от 03.06.2010 N 28/4-10 об организации междугородных внутриобластных (за исключением внутрирайонных) и пригородных регулярных пассажирских маршрутных перевозок автобусами на территории Самарской области без проведения конкурса в нарушение порядка, установленного статьей 7.2 Закона Самарской области от 09.07.2002 N 53-ГД "О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области" (далее - Закон Самарской области N 53-ГД) и о бездействии по непроведению конкурса по маршрутам N 389 "г. Самара (Барбошина поляна) - п. Курумоч", N 392 "п. Молодая Гвардия - г. Самара (а/с Аврора) - п. Береза", N 393 "г. Самара (Барбошина поляна) - с. Старая Богдановка", N 406 "г. Самара (Барбошина поляна) - п. Новый Буян", N 447 "г. Самара (Барбошина поляна) - п. Прибрежный", что создало для общества преимущественные условия деятельности, а иным хозяйствующим субъектам - необоснованные препятствия в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходили из следующего.
Статья 3 Закона Самарской области N 53-ГД не содержит классификации видов перевозок по какому-либо установленному критерию, а лишь определяет основные понятия, используемые в настоящем Законе. При этом понятия "регулярные пассажирские маршрутные перевозки" и "коммерческие перевозки по установленным маршрутам" не встречаются ни в федеральном законодательстве, ни в законодательстве иных субъектов Российской Федерации (за исключением Самарской области), ни ведомственных актах, регулирующих отношения в сфере автомобильного транспорта.
Арбитражными судами правомерно указано, что к данным понятиям не следует относиться как к результатам научной классификации видов перевозок, но необходимо применять их в контексте конкретных правовых норм Закона Самарской области N 53-ГД, исходя из предмета регулирования и компетенции Министерства.
В соответствии со статьей 1 Закона Самарской области N 53-ГД настоящий Закон определяет полномочия органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления в сфере управления пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, формы государственной поддержки пассажирского транспорта на территории Самарской области.
При этом понятие "пассажирский транспорт", согласно статье 3 Закона Самарской области N 53-ГД, означает систему материальных (транспортные средства, здания, сооружения, оборудование и т.п.), трудовых и финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения регулярных пассажирских маршрутных перевозок.
Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что в сфере регулирования указанным Законом находятся именно регулярные пассажирские маршрутные перевозки.
При этом понятие "регулярные пассажирские маршрутные перевозки" согласно статье 3 Закона Самарской области N 53-ГД означает перевозки, для которых в соответствии с федеральным законодательством разработаны маршруты, графики и расписания движения пассажирских транспортных средств, пункты посадки и высадки пассажиров, иные условия перевозок.
Упомянутые в статье 3 Закона Самарской области N 53-ГД специальные, сезонные, внутрирайонные, коммерческие перевозки, исходя из данного законом их определения, могут быть одновременно и регулярными пассажирскими маршрутными перевозками, в случае если данные перевозки будут иметь соответствующие признаки регулярных пассажирских маршрутных перевозок, а могут и не относиться к таким перевозкам, если необходимые признаки будут отсутствовать.
Статьей 7.1 Закона Самарской области N 53-ГД организация транспортного обслуживания населения при выполнении междугородных внутриобластных (за исключением внутрирайонных) и пригородных регулярных пассажирских маршрутных перевозок возложена на Министерство.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Самарской области N 53-ГД Министерство утверждает паспорта маршрутов по междугородным внутриобластным (за исключением внутрирайонных) и пригородным регулярным пассажирским маршрутным перевозкам; разрабатывает и утверждает маршрутную сеть по междугородным внутриобластным (за исключением внутрирайонных) и пригородным регулярным пассажирским маршрутным перевозкам; утверждает режим, расписание и правила междугородных внутриобластных (за исключением внутрирайонных) и пригородных регулярных пассажирских маршрутных перевозок; выполняет функции заказчика междугородных внутриобластных (за исключением внутрирайонных) и пригородных регулярных пассажирских маршрутных перевозок; привлекает в соответствии с федеральным и областным законодательством перевозчиков для осуществления коммерческих перевозок по договорам по междугородным внутриобластным (за исключением внутрирайонных) и пригородным регулярным пассажирским маршрутным перевозкам; организует проведение конкурса на право заключения договора об организации междугородных внутриобластных (за исключением внутрирайонных) и пригородных регулярных пассажирских маршрутных перевозок.
Заказчиком перевозок, согласно статье 3 Закона Самарской области N 53-ГД, обозначено Министерство, орган местного самоуправления, заключившие с перевозчиком договор об организации регулярных пассажирских маршрутных перевозок.
Довод Министерства о том, что договор от 03.06.2010 N 28/4-10 об организации междугородных внутриобластных (за исключением внутрирайонных) и пригородных регулярных пассажирских автобусных перевозок мог заключаться без проведения конкурса, суды нашли необоснованным и противоречащим положениям действующего законодательства.
При этом судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии со статьей 7.2 Закона Самарской области N 53-ГД договор об организации регулярных пассажирских маршрутных перевозок заключается по результатам конкурса, проводимого в пределах своей компетенции заказчиком перевозок.
Согласно части 5 статьи 2 Закона Самарской области от 03.04.2008 N 32-ГД "О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области" (далее - Закон Самарской области N 32-ГД), проведение конкурсов и заключение договоров об организации регулярных пассажирских маршрутных перевозок по маршрутам, включенным в реестры маршрутов, должно осуществляться Министерством с 01.07.2008.
В связи с чем, положениями статьи 7.2 Закона Самарской области N 53-ГД, части 5 статьи 2 Закона Самарской области N 32-ГД установлены императивные нормы, обязывающие Министерство заключать договоры об организации междугородных внутриобластных (за исключением внутрирайонных) и пригородных регулярных пассажирских автобусных перевозок только по результатам проведения конкурса.
В соответствии со статьей 3 Закона Самарской области N 53-ГД различается несколько видов перевозок: регулярные пассажирские маршрутные перевозки, специальные перевозки, сезонные перевозки, внутрирайонные перевозки, коммерческие перевозки по установленным маршрутам.
Из содержания правовой нормы статьи 3 Закона Самарской области N 53-ГД не следует, что коммерческие перевозки по установленным маршрутам являются подвидом регулярных пассажирских перевозок.
Таким образом, судами обеих инстанций правомерно признан необоснованным довод Министерства о том, что Законом Самарской области N 53-ГД в числе регулярных пассажирских маршрутных перевозок были предусмотрены коммерческие перевозки.
Судами также верно указано, что Министерство, выступая в качестве заказчика перевозок, вправе привлекать перевозчиков для осуществления коммерческих перевозок, лишь заключив с ними договор по междугородным внутриобластным (за исключением внутрирайонных) и пригородным регулярным пассажирским маршрутным перевозкам по результатам конкурса.
По настоящему делу судами установлено, что договор от 03.06.2010 N 28/4-10, заключенный Министерством с ООО "Штурвал", поименован как договор об организации междугородных внутриобластных (за исключением внутрирайонных) и пригородных регулярных пассажирских автобусных перевозок. Содержание договора полностью соответствует его названию и регулирует отношения по организации регулярных пассажирских маршрутных перевозок.
Маршруты N 389 "г. Самара (Барбошина поляна) - п. Курумоч"; N 392 "п. Молодая Гвардия - г. Самара (а/с "Аврора") - п. Береза"; N 393 "г. Самара (Барбошина поляна) - с. Старая Бинарадка"; N 406 "г. Самара (Барбошина поляна) - п. Новый Буян"; N 447 "г. Самара (Барбошина поляна) - п. Прибрежный", по которым осуществляет перевозки ООО "Штурвал" в рамках договора от 03.06.2010 N 28/4-10, включены в маршрутную сеть по междугородным внутриобластным (за исключением внутрирайонных) и пригородным регулярным пассажирским маршрутным перевозкам, утвержденную приказом Министерства от 21.09.2009 N 41. При этом в указанную маршрутную сеть (реестр маршрутов) включаются только междугородные внутриобластные (за исключением внутрирайонных) и пригородные регулярные пассажирские маршруты.
В связи с чем, ООО "Штурвал" осуществляет регулярные пассажирские перевозки в рамках рассматриваемого договора по маршрутам, включенным в маршрутную сеть.
В материалах дела имеются паспорта маршрутов, по которым осуществляет перевозки ООО "Штурвал" в рамках договора от 03.06.2010 N 28/4-10. Каждый из паспортов содержит схему движения маршрута, путь следования транспортных средств, графики и расписания движения пассажирских транспортных средств, пункты посадки и высадки пассажиров.
Исходя из пункта 2.4.7 спорного договора перевозчик (ООО "Штурвал") обязан осуществлять перевозки по тарифам, не превышающим предельный уровень тарифа, установленный действующим постановлением правительства Самарской области. Следовательно, перевозки осуществляются по установленному тарифу, что также не позволяет отнести данные перевозки к коммерческим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" определен перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
В указанный перечень включены перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси.
Следовательно, регулирование тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам является правом органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями федерального законодательства, в рамках полномочий, предусмотренных пунктом "б" части 1 статьи 6 Закона Самарской области N 53-ГД, Правительство Самарской области в сфере управления пассажирским транспортом регулирует тарифы на междугородные внутриобластные (за исключением внутрирайонных) и пригородные регулярные пассажирские маршрутные перевозки в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Государственное регулирование стоимости проезда пассажиров и провоза багажа на коммерческие перевозки региональными нормативными правовыми актами не предусмотрено. Стоимость указанных услуг является свободной и определяется перевозчиком самостоятельно.
Таким образом, Правительством Самарской области реализовано право на государственное регулирование тарифов только на междугородные внутриобластные (за исключением внутрирайонных) и пригородные регулярные пассажирские маршрутные перевозки.
Перевозки, осуществляемые ООО "Штурвал" в рамках договора от 03.06.2010 N 28/4-10, в полной мере отвечают всем признакам регулярных пассажирских маршрутных перевозок, установленным Законом Самарской области N53-ГД. Антимонопольным органом в решении от 09.12.2011 N 15950/6 по делу N143-5128-11/6 обоснованно сделан вывод о том, что заключать указанный договор Министерство было вправе только по результатам конкурса.
Суды верно указали, что проведение конкурса на право заключения договора об организации регулярных пассажирских маршрутных перевозок обеспечивает всем участникам товарного рынка равный доступ для заключения такого договора и способствует развитию конкуренции на рынке перевозок. Непроведение конкурса на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских маршрутных перевозок и, как следствие этого, отсутствие возможности заключить договор в установленном законом порядке, ограничивает хозяйствующим субъектам доступ на соответствующий товарный рынок пассажирских перевозок, создает для неопределенного круга перевозчиков необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, тем самым ограничивая конкуренцию.
С учетом изложенного УФАС России по Самарской области обоснованно пришло к выводу о том, что действия Министерства по заключению вышеуказанного договора с ООО "Штурвал" без проведения конкурса являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и приводят к ограничению конкуренции.
В кассационной жалобе ООО "Штурвал" ссылается на правовую позицию, изложенную в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.12.2011 по делу N А55-4314/2011.
Как следует из содержания постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу N А55-4314/2011, вывод об отсутствии в действиях Министерства нарушения антимонопольного законодательства сделан судом кассационной инстанции на основании справки о стоимости проезда и провоза багажа, которая была определена в соответствии с рекомендуемым для коммерческих перевозок тарифом.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, преюдициальное значение для разрешения спора по существу имеют только обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами, при соблюдении условия о тождественности лиц, участвующих в деле.
Предметом рассмотрения в рамках настоящего дела является договор от 03.06.2010 N 28/4-10, заключенный Министерством с ООО "Штурвал" на осуществление организации междугородных внутриобластных (за исключением внутрирайонных) и пригородных регулярных пассажирских автобусных перевозок по другому маршруту. При этом в производстве по настоящему делу участвуют иные лица.
Таким образом, в настоящем деле судом рассматриваются иные фактические обстоятельства, не связанные с обстоятельствами, установленными Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по делу N А55-4314/2011. Вопросы заключения Министерством с ООО "Штурвал" договора от 03.06.2010 N 28/4-10 не являлись предметом судебного разбирательства по делу N А55-4314/2011.
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.11.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 по делу N А55-6728/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды верно указали, что проведение конкурса на право заключения договора об организации регулярных пассажирских маршрутных перевозок обеспечивает всем участникам товарного рынка равный доступ для заключения такого договора и способствует развитию конкуренции на рынке перевозок. Непроведение конкурса на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских маршрутных перевозок и, как следствие этого, отсутствие возможности заключить договор в установленном законом порядке, ограничивает хозяйствующим субъектам доступ на соответствующий товарный рынок пассажирских перевозок, создает для неопределенного круга перевозчиков необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, тем самым ограничивая конкуренцию.
С учетом изложенного УФАС России по Самарской области обоснованно пришло к выводу о том, что действия Министерства по заключению вышеуказанного договора с ООО "Штурвал" без проведения конкурса являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и приводят к ограничению конкуренции.
В кассационной жалобе ООО "Штурвал" ссылается на правовую позицию, изложенную в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.12.2011 по делу N А55-4314/2011.
Как следует из содержания постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу N А55-4314/2011, вывод об отсутствии в действиях Министерства нарушения антимонопольного законодательства сделан судом кассационной инстанции на основании справки о стоимости проезда и провоза багажа, которая была определена в соответствии с рекомендуемым для коммерческих перевозок тарифом."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 мая 2014 г. N Ф06-6145/13 по делу N А55-6728/2012
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6145/13
28.01.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-23444/13
15.11.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-6728/12
19.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9427/12
27.08.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9622/12
18.06.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-6728/12