г. Казань |
|
28 июля 2014 г. |
Дело N А65-23823/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителя:
заявителя - Хабибрахманова Р.Р. (доверенность от 28.11.2011),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Кувшинов В.Е., Попова Е.Г.)
по делу N А65-23823/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Земельная корпорация "Энергия", г. Набережные Челны (ОГРН 1081650008758, ИНН 1650177705) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск, от 28.03.2013 N 660 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Земельная корпорация "Энергия", г. Набережные Челны (далее - ОАО "ЗК "Энергия", заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск (далее - Межрайонная ИФНС России N 11 по РТ, инспекция, налоговый орган) от 28.03.2013 N 660 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС по РТ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014 вышеуказанное решение суда первой инстанции отменено. Заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 11 по РТ от 28.03.2013 N 660 в части начисления земельного налога в сумме 1 845 120 рублей. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 11 по РТ с принятым по делу постановлением апелляционного суда не согласилась в части удовлетворения требований общества, просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом налоговый орган полагает, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права. По мнению инспекции, измененную кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости следует применять по состоянию с 01.01.2013, так как в государственный кадастр недвижимости изменения о кадастровой стоимости спорных земельных участков внесены 03.09.2012.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "ЗК "Энергия" является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:53:030112:113, общей площадью 65 337 кв.м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, Промзона. До 15.10.2012 общество обладало на праве собственности земельными участками, расположенными по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, Промзона (ПТК-2 Нижнекамской ТЭЦ) с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для эксплуатации производственной базы, с кадастровыми номерами: 16:53:030112:111; 16:53:030112:110; 16:53:030112:51.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2012 по делу N А65-5538/2012 установлена кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером 16:53:030112:113 в размере 18 821 000 рублей; с кадастровым номером 16:53:030112:111 в размере 14 737 000 рублей; с кадастровым номером 16:53:030112:110 в размере 7 008 000 рублей; с кадастровым номером 16:53:030112:51 в размере 60 214 000 рублей.
Данное решение послужило основанием для подачи заявителем уточненной налоговой декларации с суммой земельного налога к уплате в размере 3 857 228 рублей.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ОАО "ЗК "Энергия" по земельному налогу за 2011, по результатам которой составлен акт от 18.02.2013 N 528. По итогам рассмотрения акта проверки и представленных обществом возражений, инспекцией было вынесено решение от 28.03.2013 N 660 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщику доначислен земельный налог за 2011 год в размере 5 809 586 рублей.
Основанием для принятия инспекцией данного решения послужил вывод о применении обществом заниженной кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:53:030112:111, 16:53:030112:110, 16:53:030112:51, 16:53:030112:113. По мнению налогового органа, при расчете земельного налога в спорный период подлежала применению кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Решением УФНС по РТ от 16.09.2013 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, а решение Межрайонной ИФНС России N 11 по РТ - без изменения.
Не согласившись с принятым решением инспекции, налогоплательщик оспорил его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление ОАО "ЗК "Энергия" в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение инспекции не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 11 по РТ от 28.03.2013 N 660 в части начисления обществу земельного налога в сумме 1 845 120 рублей и об отказе налогоплательщику в удовлетворении остальной части заявления. При этом апелляционный суд обоснованно руководствовался следующим.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
Судебные инстанции с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-0, обоснованно указали, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Таким образом, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановления от 28.06.2011 N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 определения от 01.03.2011 N 275-0-0, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2012 по делу N А65-5538/2012 в государственный кадастр недвижимости 03.09.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
При данных обстоятельствах довод налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда в 2012 году, лишь со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2013, является несостоятельным.
Довод заявителя о возможности распространения такого изменения кадастровой стоимости (в размере рыночной) на более ранние налоговые периоды, т.е. с 01.01.2011, суды также правомерно признали несостоятельным.
Поскольку доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, инспекцией произведено неправильно, а изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то, как правомерно указано судом апелляционной инстанции, для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, а именно, в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
С учетом полученной апелляционным судом информации от налогоплательщика и инспекции, сумма земельного налога за 2011 год к доплате ОАО "ЗК "Энергия" составила 3 964 466 рублей. Расчет данной суммы судом апелляционной инстанции произведен верно (принимая во внимание правильность исчисления налоговым органом суммы налога за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:53:030112:51 в размере 3 818 944 рублей исходя из кадастровой стоимости - 352 517 904 рублей).
При данных обстоятельствах апелляционный суд обоснованно пришел к выводу о признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 11 по РТ от 28.03.2013 N 660 в части доначисления обществу недоимки по земельному налогу за 2011 год в сумме 1 845 120 рублей (5 809 586 рублей - 3 964 466 рублей). В удовлетворении остальной части заявления правомерно отказано.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованного судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014 по делу N А65-23823/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-0, обоснованно указали, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
...
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановления от 28.06.2011 N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
...
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2012 по делу N А65-5538/2012 в государственный кадастр недвижимости 03.09.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 июля 2014 г. N Ф06-12903/13 по делу N А65-23823/2013