г. Казань |
|
30 июля 2014 г. |
Дело N А55-20714/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Александрова В.В., Нагимуллина И.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2014 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 (председательствующий судья Терентьев Е.А., судьи Николаева С.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-20714/2013
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области, г. Самара (ОГРН 1056315900134) к закрытому акционерному обществу "Проектно-строительная компания", г. Самара (ОГРН 1066312002987), о взыскании 109 270,28 руб. пеней,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу "Проектно-строительная компания" (далее - ЗАО "Проектно-строительная компания", ответчик) о взыскании пени в размере 109 270,28 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014, иск удовлетворен частично, с ЗАО "Проектно-строительная компания" в пользу Министерства строительства Самарской области взыскана неустойка в размере 22 920,54 руб. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, истец просит состоявшиеся судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить в полном объёме.
При этом заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.11.2007 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "САМКОН" (арендатор) был заключен договор N 157 аренды земельного участка, в соответствии с которым на основании постановления Главы города Самары от 17.09.2004 N 2265, постановления Главы города Самары от 06.06.2005 N 1548, приказа Министерства строительства и ЖКХ Самарской области от 06.11.2007 N 178 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории "земли населенных пунктов", имеющий кадастровый номер 63:01:0705001:0028, находящийся по адресу: Самарская область, город Самара, Промышленный район, улица Солнечная, 9 - 11, площадью 1034,70 кв.м. Участок предоставляется для строительства многоэтажного жилого дома.
Срок действия договора определен сторонами с 06.11.2007 по 06.11.2010.
Приложением N 2 к договору определен размер арендной платы, арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые акты, регулирующие размер платы за пользование землей. Арендная плата перечисляется арендатором ежемесячно не позднее 10-го числа текущего месяца.
За просрочку арендных платежей начисляется пеня в размере 0,3% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Земельный участок был передан арендодателем арендатору по акту приема - передачи.
Дополнительным соглашением от 18.02.2010 стороны согласовали замену арендатора в договоре на ЗАО "Проектно-строительная компания", согласовали применение с 03.03.2009 нового расчета арендной платы, установили, что срок использования земельного участка исчисляется с 17.09.2004, а также изменили условие договора о размере пени, уменьшив ее до 0,1% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Новым расчетом арендной платы, подготовленным на основании постановлений Правительства Самарской области от 20.08.2008 N 308, от 21.01.2009 N 1, стороны согласовали методику исчисления размера арендной платы.
Дополнительным соглашением от 13.12.2011 стороны продлили срок действия договора до 07.11.2013, изменили расчет арендной платы, определив его в соответствии с постановлениями Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, от 25.04.2007 N 59, от 20.08.2008 N 308, от 21.01.2009 N 1.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка стоимость земельного участка по состоянию на 05.03.2013 составляла 5 342 756,23 руб.
Письмом от 03.02.2014 ЗАО "Проектно-строительная компания" просило зачесть переплату по арендной плате в сумме 13 280,06 руб. в счет оплаты пени.
Истцом было заявлено требование о взыскании пени за просрочку платежей за период с 11.07.2010 по 13.12.2012.
При этом истец исходил из следующего размера арендной платы, подлежавшей уплате ответчиком:
- в период с июля по декабрь 2010 года (включительно) - 22 012,16 руб. (ежемесячно);
- в период с января по декабрь 2011 года (включительно) - 21 139,51 руб. (ежемесячно);
- в период с января по декабрь 2012 года (включительно) - 22 831,38 руб. (ежемесячно).
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском.
Удовлетворяя частично заявленные исковые требования судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Общие начала определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или в муниципальной собственности могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" определены основные принципы определения размера арендной платы, применимые ко всем землям, находящимся в публичной собственности, в том числе принципы экономической обоснованности, предсказуемости, простоты расчета и т.п.
Из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11 следует, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в т.ч. муниципальной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена) не может быть выше ставок, установленных для аналогичных земель постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы (установленных постановлением N 582) установлено, что арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах: 2 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В спорном периоде арендная плата за пользование земельным участком могла бы быть рассчитана в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка, однако, поскольку земельный участок был передан в аренду до 30.12.2007 в соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении двух лет с даты заключения договора аренды земельного участка, арендная плата определяется в размере не менее чем 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка (в год), а в случае если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка, арендная плата определяется в размере не менее чем 5% от кадастровой стоимости земельного участка (в год).
В силу пункта 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
С учетом названных правовых норм, кадастровая стоимость земельного участка в период с 01.07.2010 по 31.12.2012, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, д. 9-11, площадью 1034,70 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0705001:0028, составит 5 342 756,23 руб.
При таких условиях вывод суда о том, что в соответствии с указанными нормативными актами размер арендной платы в период с 01.01.2010 по 15.01.2011 составляет 113 568,91 руб. (5342756,23 х 2,5%) в год или 11 130,74 руб. (в месяц), а в период с 16.01.2011 267 137,81 руб. (5342756,23 х 5%) в год или 22 261,48 руб. в месяц - является верным.
Таким образом, размер пени за период с 11.07.2010 по 31.12.2012, исходя из установленного судом размера арендной платы за каждый расчетный месяц спорного периода, количества дней просрочки и с учетом произведенных ответчиком платежей при ставке пени 0,1%, составляет 45 841,08 руб.
Руководствуясь статьями 330,331 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81, учитывая, что подлежащая взысканию неустойка явно несоразмерна последствиям неисполнения обязательства по оплате ввиду установления в договоре высокого её размера по сравнению со ставкой рефинансирования ЦБ РФ (8,25 % годовых на день предъявления иска или же 0,02% в день), суд в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно уменьшил размер пени в два раза до 22 920,54 руб. (что не ниже 2- х кратной ставки рефинансирования ЦБ РФ).
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу N А55-20714/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.А. Нафикова |
Судьи |
В.В. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В спорном периоде арендная плата за пользование земельным участком могла бы быть рассчитана в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка, однако, поскольку земельный участок был передан в аренду до 30.12.2007 в соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении двух лет с даты заключения договора аренды земельного участка, арендная плата определяется в размере не менее чем 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка (в год), а в случае если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка, арендная плата определяется в размере не менее чем 5% от кадастровой стоимости земельного участка (в год).
В силу пункта 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 июля 2014 г. N Ф06-12279/13 по делу N А55-20714/2013