г. Казань |
|
31 июля 2014 г. |
Дело N А65-816/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Галиуллина Э.Р.,
при участии:
заявителя - Моисеева Ф.В.,
при участии представителей:
Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - Садыковой Э.Д., доверенность от 16.01.2014 N 1/14-25, Уразлиной Л.Р., доверенность от 16.01.2014 N 2/14-25, Штрома А.Л., доверенность от 16.07.2014 N 15/14-25, Фетюхина М.В., доверенность от 24.07.2014 N 17/14-25,
Федеральной службы по тарифам - Баринова Е.В., доверенность от 26.09.2013 N 15/13,
прокуратуры Республики Татарстан - Догадина С.В., прокурора отдела прокуратуры Республики Татарстан,
открытого акционерного общества "Татэнергосбыт" - Скляминой И.В., доверенность от 31.12.2013 N 119-14/13,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Моисеева Федора Василевича, г. Набережные Челны Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.04.2014 (председательствующий судья Хасанов А.Р., судьи Нафиев И.Ф., Абульханова Г.Ф.)
по делу N А65-816/2014
по заявлению Моисеева Федора Василевича, г. Набережные Челны к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань, об отмене постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 28.09.2012 N 3-10/э в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 2.81 руб/квт.ч., как противоречащего приказу N 240-э/5 Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011, и установке тарифа, что был принят на тот момент для одноставочного дневного тарифа, об отмене подпунктов 1.1.2, 2.2 постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 21.12.2012 N 3-17/э в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 3.13 руб/квт.ч, как противоречащего приказу N 230-э/З Федеральной службы по тарифам от 09.10.2012, и установке тарифа, что был принят для одноставочного дневного тарифа, об обязании открытого акционерного общества "Татэнерго" пересчитать переплаченные суммы владельцами 2-х тарифных счетчиков с ноября 2012 года и о зачете этих сумм в счет будущих платежей, с участием третьих лиц - прокуратуры Республики Татарстан, Федеральной службы по тарифам, открытого акционерного общества "Татэнергосбыт",
УСТАНОВИЛ:
гражданин Моисеев Федор Васильевич обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом последующего уточнения требований) о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 28.09.2012 N 3-10/э в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 2.81 руб/кВт.ч как противоречащего приказу N 240-э/5 Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011; о признании недействующими подпунктов 1.1.2, 2.2 постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 21.12.2012 N 3-17/э в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 3.13 руб/кВт.ч как противоречащих приказу N 230-э/З Федеральной службы по тарифам от 09.10.2012.
В суде первой инстанции в дело вступил прокурор. К участию в деле суд первой инстанции привлек в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Федеральную службу по тарифам, открытое акционерное общество "Татэнергосбыт".
Арбитражный суд Республики Татарстан, рассмотрев спор по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), решением от 29.04.2014 по делу N А65-816/2014 в удовлетворении заявленных Моисеевым Ф.В. требований отказал. Суд признал постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 28.09.2012 N 3-10/э в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 2.81 руб/кВт.ч, соответствующим приказу N 240-э/5 Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011. Суд признал подпункты 1.1.2, 2.2 постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 21.12.2012 N 3-17/э "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Татарстан" в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 3.13 руб/кВт.ч, соответствующими приказу Федеральной службы по тарифам от 09.10.2012 N 230-э/З.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялась в соответствии с частью 7 статьи 195 АПК РФ.
В кассационной жалобе Моисеев Ф.В. просит отменить решение суда первой инстанции с принятием нового решения об удовлетворении заявленных им требований. Приводит доводы о нарушении его прав и прав иных владельцев двухтарифных счетчиков электроэнергии повышением одноставочного дифференцированного по зонам суток тарифа на электроэнергию сверх установленного приказами Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) предельного уровня одноставочного тарифа, выразившегося в несении больших затрат по сравнению с абонентами, оплачивающими энергию по недифференцированному одноставочному тарифу. Считает, что суды не приняли во внимание, что действующее законодательство запрещает превышать установленные уровни тарифов, в связи с чем неправомерно применили при рассмотрении дела "внутриведомственные пункты методических указаний". Ссылается на решение арбитражного суда по делу N А76-17667/2012 как на аналогичное, по мнению заявителя.
Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении. Считает, что в кассационной жалобе, в нарушение статьи 277 АПК РФ, не приведены доводы о несоответствии выводов суда нормам материального либо процессуального права. Установленные оспоренными постановлениями "ставки" для "дневной" и "ночной" зоны энергопотребления являются неразрывно связанными между собой частями единого тарифа, и в средней величине соответствуют предельному уровню одноставочного тарифа, утвержденному приказами ФСТ России. Ночная и дневная "ставки" дифференцированного тарифа рассчитаны в соответствии с утвержденной приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 методикой. Ссылку заявителя на выводы, изложенные в судебных актах по делу N А76-17667/2012, считает несостоятельной, поскольку они основаны на иных нормативных актах, утративших силу после издания постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", при этом данные судебные акты не имеют преюдициального значения для разрешения настоящего дела в силу пункта 2 статьи 58 АПК РФ.
ФСТ России в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении. Считает, что установленные оспоренными постановлениями Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам ставки дифференцированного по зонам суток тарифа для населения соответствуют приказам ФСТ России, её разъяснениям по вопросам установления тарифов, Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 Основам ценообразования. Предельные уровни тарифов на электроэнергию для населения установлены приказами ФСТ России N 240-э/5 и 230-э/3 в среднем по субъектам Российской Федерации, при дифференциации одноставочного тарифа по зонам суток регулируемый тариф может иметь величину, отличную от установленных предельных уровней тарифов, как в большую, так и в меньшую сторону. При применении пункта 71 утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 Методических указаний, дневная ставка дифференцированного по зонам суток тарифа должна быть выше одноставочного тарифа, а ночная ставка - ниже такого тарифа. Экономическая обоснованность установленного в Республике Татарстан дифференцированного тарифа заявителем не оспорена.
Открытое акционерное общество "Татэнергосбыт" в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении. Так же считает, что дифференцированный по зонам суток тариф состоит из двух неразрывно связанных между собой ставок, которые не могут быть расценены в качестве самостоятельных тарифов. Среднее значение дифференцированного тарифа не превышает установленные ФСТ России предельные уровни одноставочного тарифа. Средневзвешанная ставка тарифа в ночной зоне, согласно пункту 71 утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 Методических указаний, не учитывает стоимости мощности электроэнергии, такая стоимость учитывается в ставке тарифа на дневную зону, чем обусловлено превышение "дневной ставки" установленного предельного уровня одноставочного тарифа. Установленный оспоренными постановлениями Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам одноставочный тариф не превышает установленных приказом ФСТ России предельного уровня.
В судебном заседании Моисеев Ф.В. поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Считает выводы суда о соответствии утвержденной оспоренными постановлениями Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам ставки тарифа на электроэнергию в дневной зоне приказам ФСТ России, утвердившим более низкую предельную ставку одноставочного тарифа противоречащими выводам, изложенным в решении Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-6829/2014, которым было удовлетворено требование Моисеева Ф.В. о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, утвердившего ставки дифференцированного тарифа на 2014 год, также выводам, содержащимся в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А76-17667/2012. По мнению Моисеева Ф.В., резкое повышение ставок дифференцированного тарифа в 2012 году сделано исключительно в интересах монополиста - открытого акционерного общества "Татэнерго", и не соответствует изначальной цели введения дифференцированного тарифа - обеспечения более стабильной нагрузки электросетей, и нарушает интересы владельцев установленных двухтарифных счетчиков.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, ФСТ России, открытого акционерного общества "Татэнергосбыт" просят отказать в удовлетворении кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзывах. Пояснили, что при установлении в соответствии с пунктом 71 Методических указаний ставок дифференцированного тарифа учитывается установленный приказами ФСТ России предельный уровень одноставочного тарифа, при этом ставка тарифа в дневной зоне потребления всегда будет выше установленной приказом ФСТ России предельной ставки одноставочного тарифа по экономическим причинам, так как ставка тарифа в дневной зоне компенсирует затраты поставщика электроэнергии на приобретение мощности, не учитываемые при определении ставки тарифа в ночной зоне. При этом потребитель может в любое время отказаться от использования дифференцированной по зонам суток ставки тарифа и перейти к оплате электроэнергии по недифференцированному одноставочному тарифу.
Прокурор просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
В судебном заседании 17.07.2014 был объявлен перерыв до 24.07.2014.
Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам представил письменные пояснения относительно расчета дифференцированного по зонам суток тарифа.
Проверив законность обжалованного решения, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов и пояснений представителей сторон, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Оспоренным постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 28.09.2012 N 3-10/э были внесены изменения в постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 25.11.2011 N 3-8/э. Были изменены тарифы, дифференцированные по зонам суток, для электроэнергии, потребляемой населением и приравненным к населению группам потребителей. В частности, ранее установленный постановлением N 3-8/э одноставочный дифференцированный по зонам суток тариф в зоне пиковой нагрузки был повышен с 2,57 руб/кВт.ч до 2,81 руб/кВт.ч, в ночной зоне - с 1,29 руб/кВт.ч до 1,89 руб/кВт.ч. При этом установленный постановлением N 3-8/э недифференцированный одноставочный тариф не изменялся и составил 2,57 руб/кВт.ч.
Постановлением также повышены ставки одноставочного дифференцированного по двум зонам суток тарифа для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроплитами и электроотопительными установками, для населения, проживающего в сельских населенных пунктах и для потребителей, приравненных к населению.
Постановление опубликовано в официальном средстве массовой информации 19.10.2012, вступило в силу с 01.11.2012 и действовало до 01.01.2013.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 21.12.2012 N 3-17/э с 01.01.2013 в Республике Татарстан установлены новые цены (тарифы) на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей. Пунктом 1.1.1 приложений 1 и 2 к постановлению сохранено до 01.07.2013 действие одноставочного тарифа для населения в 2,57 руб/кВт.ч, с 01.07.2013 установлен одноставочный тариф в 2,88 руб/кВт.ч.
Пунктами 1.1.2 приложений 1 и 2 к постановлению сохранено до 01.07.2013 действие ранее установленных дифференцированных тарифов с разбивкой по 2 зонам суток: тариф в дневной зоне установлен в 2,81 руб/кВт.ч, в ночной зоне - 1,89 руб/кВт.ч, с 01.07.2013 тариф в дневной зоне установлен в 3,13 руб/кВт.ч, в ночной зоне - 2,30 руб/кВт.ч.
Те же тарифы пунктом 2.2 приложений N 1 и 2 к постановлению установлены для потребителей, приравненных к населению.
Постановление N 3-17/э опубликовано в официальном средстве массовой информации 21.12.2012, вступило в силу с 01.01.2013 и действовало до 01.01.2014.
Заявитель оспорил постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 28.09.2012 N 3-10/э в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в 2,81 руб/кВт.ч. В постановлении Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 21.12.2012 N 3-17/э заявителем оспорены пункты 1.1.2 и 2.2 приложений 1 и 2 к постановлению в части установления тарифа в дневной зоне суток в 3,13 руб./кВт.ч.
Заявитель считает, что оспоренные им нормативные акты Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам не соответствуют приказам ФСТ России от 06.10.2011 N 240-э/5 и от 09.10.2012 N 230/-э/3.
Приказом ФСТ России от 06.10.2011 N 240-э/5 с 01.01.2012 установлены и введены в действие предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год. Для Республики Татарстан с 01.07.2012 предельный минимальный уровень тарифа установлен в 2,57 руб/кВт.ч, предельный максимальный уровень - 2,58 руб/кВт.ч.
Приказом ФСТ России от 09.10.2012 N 230/-э/3 для Республики Татарстан с 01.01.2013 до 01.07.2013 предельный минимальный уровень тарифа на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей установлен в 2,57 руб/кВт.ч, максимальный уровень - в 2,58 руб/кВт.ч, то есть сохранены ранее действовавшие предельные уровни тарифа. С 01.07.2013 предельный минимальный уровень тарифа установлен в 2,88 руб/кВт.ч, предельный максимальный уровень - в 2,99 руб/кВт.ч.
Заявитель считает, что действовавшая в период с 01.11.2012 по 01.07.2013 на основании оспоренных им постановлений Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам ставка дифференцированного по двум зонам суток одноставочного тарифа для дневной зоны суток в 2,81 руб/кВт.ч. противоречит установленному ФСТ России в этот период предельному уровню тарифа в 2,58 руб/кВт.ч, действовавшая в период с 01.07.2013 до 01.01.2014 ставка дифференцированного по двум зонам суток одноставочного тарифа для дневной зоны суток в 3,13 руб/кВт.ч противоречит установленному ФСТ России в этот период предельному уровню тарифа в 2,99 руб/кВт.ч. При этом установленные теми же постановлениями Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам ставки дифференцированного тарифа для ночной зоны суток не оспаривает, хотя они также формально не соответствуют установленным приказами ФСТ России предельным минимальным уровням тарифов: 1,89 руб/кВт.ч против предельного минимального уровня в 2,57 руб/кВт.ч в период с 01.11.2012 до 01.07.2013, 2,30 руб/кВт.ч против 2,88 руб/кВт.ч в период с 01.07.2013 до 01.01.2014.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспоренные постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам являются нормативными актами, приняты уполномоченным органом власти и с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования нормативных актов.
Данный вывод соответствует установленным судом обстоятельствам дела и не оспаривается участвующими в деле лицами.
Суд пришел к выводу, что установленные оспоренными постановлениями Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам одноставочные недифференцированные тарифы для населения (2,57 руб/кВт.ч в ноябре 2012 - июне 2013 года, 2,88 руб/кВт.ч - в июле - декабре 2013 года соответствуют установленным ФСТ России для этих периодов минимальным и максимальным уровням тарифов для населения (2,57-2,58 руб/кВт.ч и 2,88-2,99 руб/кВт.ч соответственно).
Данный вывод также соответствует установленным судом фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, в том числе пунктам 3 и 6 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Суд указал, что в соответствии с пунктом 2 приказа ФСТ России от 06.10.2011 N 240-э/5, пунктом 3 приказа ФСТ России от 09.10.2012 N 230/-э/3 органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов производят дифференциацию тарифов по зонам (часам) суток в соответствии с действующим законодательством. При этом ценообразование на розничном рынке, в том числе в целях установления цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных ФСТ России предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов), осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми ФСТ России.
Порядок расчета одноставочного тарифа, дифференцированного по зонам суток, установлен пунктом 71 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
Суд пришел к выводу, что установленная Методическими указаниями методика расчета "дневного" тарифа неразрывно связана с величиной определяемого в соответствии с данными Методическими указаниями "ночного" тарифа. Определение ставок дифференцированного по зонам суток тарифа по установленной Методическими указаниями методике неизбежно приводит к установлению тарифа в "дневной" зоне выше установленного ФСТ России предельного максимального среднего уровня тарифа для населения, при этом тариф в "ночной" зоне будет ниже установленного предельного минимального уровня тарифа.
Данный вывод не противоречит установленным пунктом 71 Методических указаний правилам определения ставок дифференцированного тарифа в "ночной и "дневной" зонах суток. Согласно этим правилам, как одноставочный недифференцированный тариф, так и одноставочный дифференцированный тариф определяется исходя из средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) и стоимости услуг по передаче энергии, сбытовой надбавки и инфраструктурных платежей. При этом такие параметры, как стоимость услуг по передаче энергии, сбытовая надбавка и инфраструктурные платежи, являются одинаковыми как для определения одноставочного недифференцированного тарифа, так и для одноставочного дифференцированного по зонам суток тарифа. При установлении дифференцированного и недифференцированного тарифа по разному определяется средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии. Для установления недифференцированного тарифа стоимость единицы электрической энергии (мощности) определяется исходя из затрат на приобретение электрической энергии, рассчитанных исходя из установленных ФСТ России индикативных цен на электрическую энергию и мощность для населения, и объема приобретенной энергии. Для установления "ночного" дифференцированного тарифа для населения средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии также определяется исходя из затрат на покупку энергии в ночной зоне, но без учета стоимости мощности энергии, также на основании утвержденных ФСТ России индикативных цен на приобретение энергии (но без стоимости мощности). При расчете тарифа в "дневной" зоне неполученная в ночное время плата за мощность компенсируется, поскольку средневзвешанная ставка определяется из общих затрат на приобретение энергии и мощности (без учета зонирования по зонам суток) за вычетом затрат на приобретение энергии в ночной зоне (без учета мощности), и количества энергии, потребленной в дневной зоне.
Действительно, установленные до 01.11.2012 тарифы на электроэнергию для населения с пиковой ставкой в пределах одноставочного недифференцированного тарифа были выгодны для населения, поскольку при любых условиях потребления электроэнергии размер платы за электроэнергию на условиях дифференцированного по двум зонам суток тарифа не мог превысить плату за то же количество энергии, рассчитанной по недифференцированному тарифу.
В период с 01.11.2012 по 01.07.2013 дифференцированный тариф выгоден для населения только в случае, если "ночное" потребление превышает 26,09% общего потребления энергии (разница между ставкой "дневного" тарифа и одноставочным тарифом, деленная на разницу между ставками "дневного" и "ночного" тарифов составляет 26,09 в процентном отношении). В период с 01.07.2013 по 01.01.2014 потребитель получает выгоду от использования двуставочного тарифа только при условий, если ночное потребление превысит 30,12% общего потребления энергии, в 2014 году (с учетом тарифов, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 20.12.2013 N 3-18/э), выгода будет получена, если ночное потребление превысит 30,23% общего потребления энергии.
Следовательно, доводы Моисеева Ф.В. о том, что установление оспоренными постановлениями Госкомитета Республики Татарстан по тарифам дифференцированных тарифов в размере 2,81 руб/кВт.ч в дневной зоне и 1,89 руб/кВт.ч в ночной зоне при одноставочном недифференцированном тарифе в 2,57 руб/кВт.ч в период с 01.11.2012 по 01.07.2013, дифференцированных тарифов в 3,13 руб/кВт.ч для дневной зоны и 2,30 руб/кВт.ч в ночной зоне при одноставочном недифференцированном тарифе в 2,88 руб/кВт.ч является экономически невыгодным для потребителей, чье "ночное" потребление не превышало соответственно 26,09% и 30,12%, являются обоснованными и справедливыми. Очевидно, что для потребителей, не принимающих мер к повышению "ночного" потребления электроэнергии, с 01.11.2012 более экономичными были бы расчеты по одноставочному тарифу, не дифференцированному по зонам суток.
Однако неэффективность установленного тарифа для населения (в том числе, возможно, и для большей части населения Республики Татарстан, перешедшей в 2012 году и ранее на расчеты по дифференцированному тарифу с установкой двухтарифных счетчиков), не влечет сама по себе признание установленных дифференцированных тарифов экономически необоснованными. Государственное регулирование тарифов в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" призвано обеспечить баланс экономических интересов как потребителей, так и поставщиков электрической энергии. Установленные с 01.11.2012 дифференцированные тарифы действительно стали экономически невыгодными для населения, не принимающего мер к повышению "ночного" потребления энергии. Однако сохранение "дневной" ставки тарифа на уровне одноставочного недифференцированного тарифа, что было бы выгодным для населения при любых условиях потребления энергии, влечет невосполняемые поставщикам за счет платы абонентов затраты по приобретению электроэнергии на оптовом рынке. Соответственно, баланс интересов нарушается в сторону потребителей. Неоправданное же повышение минимальных и максимальных дифференцированных тарифов может нарушить баланс интересов в сторону поставщиков. В данном случае расчет дневной и ночной ставки дифференцированного тарифа, как правильно указал суд первой инстанции, произведен в соответствии пунктом 2 приказа ФСТ России от 06.10.2011 N 240-э/5, пунктом 3 приказа ФСТ России от 09.10.2012 N 230/-э/3и в соответствии с утвержденными пунктом 71 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке методикой расчета ночного и дневного дифференцированного тарифа, доказательств обратного в деле не имеется, что не позволяет признать установленные постановлениями Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам тарифы экономически необоснованными.
При этом, как правомерно указали в судебном заседании представители ФСТ России, Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, открытого акционерного общества "Татэнергосбыт", потребитель в соответствии с пунктом 70 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" вправе в любой момент выбрать для расчетов за потребляемую электроэнергию любой из вариантов - с применением либо одноставочного дифференцированного по зонам суток тарифа, либо одноставочного недифференцированного тарифа, письменно уведомив об этом гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию). Замены счетчика энергии при переходе к одноставочному недиффернцированному тарифу не требуется, поскольку существующие счетчики позволяют учитывать общее количество потребленной электроэнергии. Возможно, Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, равно как и энергоснабжающим организациям следовало принять меры к информированию абонентов (населения) о такой возможности, разъяснив преимущества и недостатки соответствующих тарифов.
При этом по вопросу установления в 2012 году дифференцированных тарифов на электроэнергию для населения как Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, так и Президент Республики Татарстан обращались в ФСТ России за разъяснениями по вопросам возможности установления дифференцированных по зонам суток тарифов в пределах установленной максимальной ставки одноставочного недифференцированного тарифа (письмо Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 04.04.2011 - л.д. 49-50, письмо Президента Республики Татарстан от 08.09.2011 - л.д. 53-54). ФСТ России разъяснила, что установление дневной ставки дифференцированного тарифа на уровне ставки недифференцированного по зонам суток тарифа противоречит установленной приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 методике определения таких ставок в отсутствие иного установленного законодательством России порядка установления такого тарифа. Установление дневного тарифа на уровне одноставочного недифференцированного тарифа влечет возникновение разницы между утвержденным тарифом и экономически обоснованным тарифом, которая компенсируется за счет иных потребителей путем перекрестного субсидирования, размер которого в 2010 году составил в Республике Татарстан порядка 3,4 миллиарда рублей, в 2011 году - 4,4 миллиарда рублей. Для защиты населения от роста цен ФСТ России предложило рассмотреть вопрос установления льготных тарифов на электроэнергию с компенсацией убытков энергоснабжающих организаций за счет бюджета Республики Татарстан.
Соответственно, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам при принятии постановлений от 28.09.2012 N 3-10/э и от 21.12.2012 N 3-17/э действовал на основании и в соответствии с приказами ФСТ России от 06.10.2011 N 240-э/5 и от 09.10.2012 N 230/-э/3, а также с обязательными для него разъяснениями федеральной службы, вследствие чего суд первой инстанции обоснованно признал оспоренные постановления Госкомитета по тарифам соответствующими приказам Федеральной службы по тарифам. Заявитель не просил проверить оспоренные им постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам на соответствие иным нормативным актам.
Доводы Моисеева Ф.В. о наличии иной судебной практики разрешения споров о признании недействующими нормативных актов об установлении дифференцированных по зонам суток тарифов не могут быть приняты во внимание в силу статьи 13 АПК РФ, не относящей судебные акты арбитражных судов к нормативным актам, которыми суд руководствуется при вынесении решения. Судебные акты, на которые ссылается заявитель, приняты по результатам рассмотрения споров между иными лицами и не имеют преюдициальной силы при рассмотрении настоящего спора в силу статьи 69 АПК РФ. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-6829/2014 от 27.06.2014, где рассматривался спор между теми же лицами и по схожему предмету и основаниям, в законную силу не вступило.
Судебная коллегия также считает обоснованными доводы ФСТ России, Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам и открытого акционерного общества "Энергосбыт" о том, что природа дифференцированного по зоне суток тарифа не позволяет отдельно оспаривать законность и обоснованность установленной "дневной" ставки тарифа отдельно от установленной "ночной" ставки тарифа, поскольку именно две этих ставки формируют тариф в целом, и приведение "дневной" ставки дифференцированного тарифа к предельным максимальным значениям одноставочного тарифа, в соответствии с пунктом 7 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", повлечет и приведение "ночной" ставки к предельным минимальным значениям одноставочного тарифа, то есть, по сути, к применению в расчетах исключительно одноставочного недифференцированного по зонам суток тарифа.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованного решения суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.04.2014 по делу N А65-816/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В период с 01.11.2012 по 01.07.2013 дифференцированный тариф выгоден для населения только в случае, если "ночное" потребление превышает 26,09% общего потребления энергии (разница между ставкой "дневного" тарифа и одноставочным тарифом, деленная на разницу между ставками "дневного" и "ночного" тарифов составляет 26,09 в процентном отношении). В период с 01.07.2013 по 01.01.2014 потребитель получает выгоду от использования двуставочного тарифа только при условий, если ночное потребление превысит 30,12% общего потребления энергии, в 2014 году (с учетом тарифов, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 20.12.2013 N 3-18/э), выгода будет получена, если ночное потребление превысит 30,23% общего потребления энергии.
Следовательно, доводы Моисеева Ф.В. о том, что установление оспоренными постановлениями Госкомитета Республики Татарстан по тарифам дифференцированных тарифов в размере 2,81 руб/кВт.ч в дневной зоне и 1,89 руб/кВт.ч в ночной зоне при одноставочном недифференцированном тарифе в 2,57 руб/кВт.ч в период с 01.11.2012 по 01.07.2013, дифференцированных тарифов в 3,13 руб/кВт.ч для дневной зоны и 2,30 руб/кВт.ч в ночной зоне при одноставочном недифференцированном тарифе в 2,88 руб/кВт.ч является экономически невыгодным для потребителей, чье "ночное" потребление не превышало соответственно 26,09% и 30,12%, являются обоснованными и справедливыми. Очевидно, что для потребителей, не принимающих мер к повышению "ночного" потребления электроэнергии, с 01.11.2012 более экономичными были бы расчеты по одноставочному тарифу, не дифференцированному по зонам суток.
Однако неэффективность установленного тарифа для населения (в том числе, возможно, и для большей части населения Республики Татарстан, перешедшей в 2012 году и ранее на расчеты по дифференцированному тарифу с установкой двухтарифных счетчиков), не влечет сама по себе признание установленных дифференцированных тарифов экономически необоснованными. Государственное регулирование тарифов в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" призвано обеспечить баланс экономических интересов как потребителей, так и поставщиков электрической энергии. Установленные с 01.11.2012 дифференцированные тарифы действительно стали экономически невыгодными для населения, не принимающего мер к повышению "ночного" потребления энергии. Однако сохранение "дневной" ставки тарифа на уровне одноставочного недифференцированного тарифа, что было бы выгодным для населения при любых условиях потребления энергии, влечет невосполняемые поставщикам за счет платы абонентов затраты по приобретению электроэнергии на оптовом рынке. Соответственно, баланс интересов нарушается в сторону потребителей. Неоправданное же повышение минимальных и максимальных дифференцированных тарифов может нарушить баланс интересов в сторону поставщиков. В данном случае расчет дневной и ночной ставки дифференцированного тарифа, как правильно указал суд первой инстанции, произведен в соответствии пунктом 2 приказа ФСТ России от 06.10.2011 N 240-э/5, пунктом 3 приказа ФСТ России от 09.10.2012 N 230/-э/3и в соответствии с утвержденными пунктом 71 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке методикой расчета ночного и дневного дифференцированного тарифа, доказательств обратного в деле не имеется, что не позволяет признать установленные постановлениями Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам тарифы экономически необоснованными.
При этом, как правомерно указали в судебном заседании представители ФСТ России, Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, открытого акционерного общества "Татэнергосбыт", потребитель в соответствии с пунктом 70 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" вправе в любой момент выбрать для расчетов за потребляемую электроэнергию любой из вариантов - с применением либо одноставочного дифференцированного по зонам суток тарифа, либо одноставочного недифференцированного тарифа, письменно уведомив об этом гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию). Замены счетчика энергии при переходе к одноставочному недиффернцированному тарифу не требуется, поскольку существующие счетчики позволяют учитывать общее количество потребленной электроэнергии. Возможно, Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, равно как и энергоснабжающим организациям следовало принять меры к информированию абонентов (населения) о такой возможности, разъяснив преимущества и недостатки соответствующих тарифов.
При этом по вопросу установления в 2012 году дифференцированных тарифов на электроэнергию для населения как Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, так и Президент Республики Татарстан обращались в ФСТ России за разъяснениями по вопросам возможности установления дифференцированных по зонам суток тарифов в пределах установленной максимальной ставки одноставочного недифференцированного тарифа (письмо Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 04.04.2011 - л.д. 49-50, письмо Президента Республики Татарстан от 08.09.2011 - л.д. 53-54). ФСТ России разъяснила, что установление дневной ставки дифференцированного тарифа на уровне ставки недифференцированного по зонам суток тарифа противоречит установленной приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 методике определения таких ставок в отсутствие иного установленного законодательством России порядка установления такого тарифа. Установление дневного тарифа на уровне одноставочного недифференцированного тарифа влечет возникновение разницы между утвержденным тарифом и экономически обоснованным тарифом, которая компенсируется за счет иных потребителей путем перекрестного субсидирования, размер которого в 2010 году составил в Республике Татарстан порядка 3,4 миллиарда рублей, в 2011 году - 4,4 миллиарда рублей. Для защиты населения от роста цен ФСТ России предложило рассмотреть вопрос установления льготных тарифов на электроэнергию с компенсацией убытков энергоснабжающих организаций за счет бюджета Республики Татарстан.
Соответственно, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам при принятии постановлений от 28.09.2012 N 3-10/э и от 21.12.2012 N 3-17/э действовал на основании и в соответствии с приказами ФСТ России от 06.10.2011 N 240-э/5 и от 09.10.2012 N 230/-э/3, а также с обязательными для него разъяснениями федеральной службы, вследствие чего суд первой инстанции обоснованно признал оспоренные постановления Госкомитета по тарифам соответствующими приказам Федеральной службы по тарифам. Заявитель не просил проверить оспоренные им постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам на соответствие иным нормативным актам.
...
Судебная коллегия также считает обоснованными доводы ФСТ России, Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам и открытого акционерного общества "Энергосбыт" о том, что природа дифференцированного по зоне суток тарифа не позволяет отдельно оспаривать законность и обоснованность установленной "дневной" ставки тарифа отдельно от установленной "ночной" ставки тарифа, поскольку именно две этих ставки формируют тариф в целом, и приведение "дневной" ставки дифференцированного тарифа к предельным максимальным значениям одноставочного тарифа, в соответствии с пунктом 7 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", повлечет и приведение "ночной" ставки к предельным минимальным значениям одноставочного тарифа, то есть, по сути, к применению в расчетах исключительно одноставочного недифференцированного по зонам суток тарифа."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 июля 2014 г. N Ф06-12232/13 по делу N А65-816/2014