Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 июля 2014 г. N Ф06-12232/13 по делу N А65-816/2014

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В период с 01.11.2012 по 01.07.2013 дифференцированный тариф выгоден для населения только в случае, если "ночное" потребление превышает 26,09% общего потребления энергии (разница между ставкой "дневного" тарифа и одноставочным тарифом, деленная на разницу между ставками "дневного" и "ночного" тарифов составляет 26,09 в процентном отношении). В период с 01.07.2013 по 01.01.2014 потребитель получает выгоду от использования двуставочного тарифа только при условий, если ночное потребление превысит 30,12% общего потребления энергии, в 2014 году (с учетом тарифов, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 20.12.2013 N 3-18/э), выгода будет получена, если ночное потребление превысит 30,23% общего потребления энергии.

Следовательно, доводы Моисеева Ф.В. о том, что установление оспоренными постановлениями Госкомитета Республики Татарстан по тарифам дифференцированных тарифов в размере 2,81 руб/кВт.ч в дневной зоне и 1,89 руб/кВт.ч в ночной зоне при одноставочном недифференцированном тарифе в 2,57 руб/кВт.ч в период с 01.11.2012 по 01.07.2013, дифференцированных тарифов в 3,13 руб/кВт.ч для дневной зоны и 2,30 руб/кВт.ч в ночной зоне при одноставочном недифференцированном тарифе в 2,88 руб/кВт.ч является экономически невыгодным для потребителей, чье "ночное" потребление не превышало соответственно 26,09% и 30,12%, являются обоснованными и справедливыми. Очевидно, что для потребителей, не принимающих мер к повышению "ночного" потребления электроэнергии, с 01.11.2012 более экономичными были бы расчеты по одноставочному тарифу, не дифференцированному по зонам суток.

Однако неэффективность установленного тарифа для населения (в том числе, возможно, и для большей части населения Республики Татарстан, перешедшей в 2012 году и ранее на расчеты по дифференцированному тарифу с установкой двухтарифных счетчиков), не влечет сама по себе признание установленных дифференцированных тарифов экономически необоснованными. Государственное регулирование тарифов в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" призвано обеспечить баланс экономических интересов как потребителей, так и поставщиков электрической энергии. Установленные с 01.11.2012 дифференцированные тарифы действительно стали экономически невыгодными для населения, не принимающего мер к повышению "ночного" потребления энергии. Однако сохранение "дневной" ставки тарифа на уровне одноставочного недифференцированного тарифа, что было бы выгодным для населения при любых условиях потребления энергии, влечет невосполняемые поставщикам за счет платы абонентов затраты по приобретению электроэнергии на оптовом рынке. Соответственно, баланс интересов нарушается в сторону потребителей. Неоправданное же повышение минимальных и максимальных дифференцированных тарифов может нарушить баланс интересов в сторону поставщиков. В данном случае расчет дневной и ночной ставки дифференцированного тарифа, как правильно указал суд первой инстанции, произведен в соответствии пунктом 2 приказа ФСТ России от 06.10.2011 N 240-э/5, пунктом 3 приказа ФСТ России от 09.10.2012 N 230/-э/3и в соответствии с утвержденными пунктом 71 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке методикой расчета ночного и дневного дифференцированного тарифа, доказательств обратного в деле не имеется, что не позволяет признать установленные постановлениями Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам тарифы экономически необоснованными.

При этом, как правомерно указали в судебном заседании представители ФСТ России, Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, открытого акционерного общества "Татэнергосбыт", потребитель в соответствии с пунктом 70 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" вправе в любой момент выбрать для расчетов за потребляемую электроэнергию любой из вариантов - с применением либо одноставочного дифференцированного по зонам суток тарифа, либо одноставочного недифференцированного тарифа, письменно уведомив об этом гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию). Замены счетчика энергии при переходе к одноставочному недиффернцированному тарифу не требуется, поскольку существующие счетчики позволяют учитывать общее количество потребленной электроэнергии. Возможно, Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, равно как и энергоснабжающим организациям следовало принять меры к информированию абонентов (населения) о такой возможности, разъяснив преимущества и недостатки соответствующих тарифов.

При этом по вопросу установления в 2012 году дифференцированных тарифов на электроэнергию для населения как Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, так и Президент Республики Татарстан обращались в ФСТ России за разъяснениями по вопросам возможности установления дифференцированных по зонам суток тарифов в пределах установленной максимальной ставки одноставочного недифференцированного тарифа (письмо Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 04.04.2011 - л.д. 49-50, письмо Президента Республики Татарстан от 08.09.2011 - л.д. 53-54). ФСТ России разъяснила, что установление дневной ставки дифференцированного тарифа на уровне ставки недифференцированного по зонам суток тарифа противоречит установленной приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 методике определения таких ставок в отсутствие иного установленного законодательством России порядка установления такого тарифа. Установление дневного тарифа на уровне одноставочного недифференцированного тарифа влечет возникновение разницы между утвержденным тарифом и экономически обоснованным тарифом, которая компенсируется за счет иных потребителей путем перекрестного субсидирования, размер которого в 2010 году составил в Республике Татарстан порядка 3,4 миллиарда рублей, в 2011 году - 4,4 миллиарда рублей. Для защиты населения от роста цен ФСТ России предложило рассмотреть вопрос установления льготных тарифов на электроэнергию с компенсацией убытков энергоснабжающих организаций за счет бюджета Республики Татарстан.

Соответственно, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам при принятии постановлений от 28.09.2012 N 3-10/э и от 21.12.2012 N 3-17/э действовал на основании и в соответствии с приказами ФСТ России от 06.10.2011 N 240-э/5 и от 09.10.2012 N 230/-э/3, а также с обязательными для него разъяснениями федеральной службы, вследствие чего суд первой инстанции обоснованно признал оспоренные постановления Госкомитета по тарифам соответствующими приказам Федеральной службы по тарифам. Заявитель не просил проверить оспоренные им постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам на соответствие иным нормативным актам.

...

Судебная коллегия также считает обоснованными доводы ФСТ России, Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам и открытого акционерного общества "Энергосбыт" о том, что природа дифференцированного по зоне суток тарифа не позволяет отдельно оспаривать законность и обоснованность установленной "дневной" ставки тарифа отдельно от установленной "ночной" ставки тарифа, поскольку именно две этих ставки формируют тариф в целом, и приведение "дневной" ставки дифференцированного тарифа к предельным максимальным значениям одноставочного тарифа, в соответствии с пунктом 7 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", повлечет и приведение "ночной" ставки к предельным минимальным значениям одноставочного тарифа, то есть, по сути, к применению в расчетах исключительно одноставочного недифференцированного по зонам суток тарифа."