г. Казань |
|
26 августа 2014 г. |
Дело N А55-26293/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Смоленского И.Н.,
судей Гарифуллиной К.Р., Нафиковой Р.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.03.2014 (судья Рысаева С.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 (председательствующий судья Терентьев Е.А., судьи Николаева С.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-26293/2013
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области к обществу с ограниченной ответственностью "Стройлекс" о взыскании долга 643 134 руб. 05 коп., пени 145 553 руб. 61 коп.,
УСТАНОВИЛ:
министерство строительства Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Стройлекс" о взыскании долга по арендной плате за период с 01.02.2012 по 19.02.2013 в размере 643 134 руб. 05 коп., а также пени за просрочку платежей за период с 20.02.2012 по 19.02.2013 в размере 145 553 руб. 61 коп.
Заявлением истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил суд взыскать с ответчика задолженность по пени за период с 20.02.2012 по 19.02.2013 в размере 145 553 руб. 61 коп., указав, что основной долг ответчиком погашен платежными поручениями N N 209 и 213.
Заявлением истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об отказе от иска о взыскании долга по арендной плате в размере 643 134 руб. 05 коп. в связи с погашением ответчиком задолженности. Отказ от иска в указанной части принят судом. Производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.03.2014 с ООО "Стройлекс" в пользу Министерства строительства Самарской области взысканы пени в размере 24 780 руб. 04 коп. В остальной части в удовлетворении иска - отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, при определении размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, следует руководствоваться постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, которое признано не противоречащим федеральному закону.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судами 08.11.2011 Министерство строительства Самарской области (арендодатель) и ООО "Стройлекс" (арендатор) заключили договор N 691 аренды земельного участка, по условиям которого на основании договора аренды земельного участка от 16.08.2010 N 587, приказа Министерства строительства Самарской области от 15.09.2011 г. N 17-п арендодатель предоставил, а арендатор принял и использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории "земли населенных пунктов", имеющий кадастровый номер 63:01:02 30 003:9049, находящийся по адресу: город Самара, Кировский район, в границах улиц Советской, Ставропольской, Майской, Нагорной, площадью 3244,0 кв.м. для строительства жилой застройки.
Условия договора в силу пункта 3.1 применяются к отношениям, возникшим между сторонами с 15.09.2011. Срок действия договора истекает 19.02.2013.
Пунктом 4.3 договора стороны предусмотрели, что размер арендной платы определяется в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, при этом размер арендной платы может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.
Арендная плата в соответствии с пунктом 4.5 договора перечисляется арендатором ежемесячно не позднее 10-го числа текущего месяца.
За просрочку арендных платежей в соответствии с пунктом 7.3 договора начисляется пеня в размере 0,1% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 19.07.2011 спорный земельный участок имеет кадастровую стоимость 16 403 902 руб. 36 коп.
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка от 21.03.2013 усматривается, что кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 16 403 902 руб. 36 коп.
Неисполнение обязательства по внесению арендной платы в указанной сумме явилась поводом для обращения в суд с настоящим иском. Истцом в рамках рассматриваемого дела заявлено требование об уплате пени за период с 20.02.2012 по 19.02.2013 в размере 145 553 руб. 61 коп.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 606, 614, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582), правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что размер арендной платы должен определяться в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2006 N 308, подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным.
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление N 582, действующее с 04.08.2009.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 сформулирована правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Судами установлено, что земельный участок предоставлялся ответчику для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Арендная плата за земельные участки, предоставленные в установленном порядке под жилищное строительство без проведения торгов, в том числе по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, не превышает двух процентов от кадастровой стоимости.
Пунктом 7 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением N 582, определено, что в случае если по истечении 3-х лет со дня предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на земельном участке объект недвижимости, арендная плата за земельный участок устанавливается в размере не менее 2-кратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем уровень арендной платы при жилищном строительстве дифференцирован непосредственно федеральным законом исходя из сроков завершения строительства.
Так, статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что, если иное не установлено законодательством, при превышении трехлетнего срока жилищного строительства арендная плата должна составлять не менее двукратной ставки земельного налога.
Кроме того, пункт 15 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ, вступившего в силу 21.12.2006), допуская при определенных им условиях предоставление до 30.12.2007 земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления заинтересованного лица без проведения торгов, устанавливает минимальный уровень ставок арендной платы за такие участки в два с половиной и пять процентов от их кадастровой стоимости, если объекты недвижимости не введены в эксплуатацию по истечении двух или трех лет соответственно с момента заключения договора аренды. Данное положение является специальным по отношению к статье 65 Земельного кодекса.
Моментом завершения строительства в соответствии с действующим законодательством является ввод объекта в эксплуатацию. Именно с этого момента прекращается использование земельного участка для строительства, а договор аренды считается прекратившим свое действие на основании статьи 413 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер пени по арендной платы за использование спорного земельного участка за период с 20.02.2012 по 19.02.2013 составляет 68581 руб. 08 коп., суд первой инстанции обоснованно применил положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизил размер неустойки до суммы 24 780 руб. 04 коп
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 697 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Данные изменения подлежат применению с 01.09.2011.
При таких обстоятельствах исчисленный размер пени за несвоевременную оплату арендной платы за спорный период с учетом названных правовых норм, а также разъяснений, содержащихся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, статье 1 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", является обоснованным.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу N А55-26293/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Смоленский |
Судьи |
К.Р. Гарифуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 697 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Данные изменения подлежат применению с 01.09.2011.
При таких обстоятельствах исчисленный размер пени за несвоевременную оплату арендной платы за спорный период с учетом названных правовых норм, а также разъяснений, содержащихся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, статье 1 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", является обоснованным."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 августа 2014 г. N Ф06-14037/13 по делу N А55-26293/2013