г. Казань |
|
03 сентября 2014 г. |
Дело N А65-26534/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Ахмадеева Н.Н., доверенность от 23.09.2013 N 8878/ИК,
ответчика - Павлова С.В., доверенность от 28.08.2014 N АГ-04/12692,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2014 (судья Мусин Ю.С.) и постановление Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд от 06.05.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Захарова Е.И., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-26534/2013
по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконными решения и предписания, при участии третьего лица - индивидуального предпринимателя Садриева Расула Расыховича,
УСТАНОВИЛ:
исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, управление) от 22.08.2013 по делу N 06-52/2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Садриев Расул Расыхович (далее - предприниматель, Садриев Р.Р.).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе комитет просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В антимонопольный орган поступило обращение на действия комитета и Садриева Р.Р. выразившиеся в незаконном использовании предпринимателем земельного участка по ул. Вишневского, рядом с домом N 53 по ул. Достоевского, для целей, не связанных со строительством.
В ходе рассмотрения обращения управлением установлено, что в г. Казань расположено 12 магазинов "XopoShow" предпринимателя, по адресам: ул. Лукина, д. 11а; ул. Мира, д. 33А; ул. Р.Зорге, д. 39в; пр. Х.Ямашева, д. 97; ул. Зорге, д. 42 ост. "Братьев Касимовых"; ул. Минская, д. 9; ул. Залесная, д. 72; ул. Островского, д. 47; ул. Фучика, д. 4; по ул. Тульская, на пересечении с ул. Авангардная ул. Максимова, д. 11; на ул. Вишневского, рядом с домом N 53 по ул. Достоевского.
Из вышеуказанных адресов комитетом опубликовано сообщение о предоставлении в аренду земельных участков только по ул. Вишневского, по ул. Ленинградская, по ул. Лукина, по ул. Мира, по ул. Пр. Победы, по ул. Рихарда Зорге, по ул. Тульская, по ул. Чистопольская для размещения некапитального фирменного магазина для реализации продукции Универсиады 2013.
По остальным земельным участкам комитетом, сообщения о предоставлении в аренду земельных участков, не публиковались.
По мнению антимонопольного органа, бездействие комитета, выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за использованием муниципального имущества, в части земельных участков, на которых расположены магазины "XopoShow" предпринимателя и непринятие своевременно соответствующих мер по их изъятию у недобросовестного пользователя в соответствии с действующим законодательством для дальнейшего рационального использования земельных участков, создало преимущественные условия для деятельности Садриева P.P. по реализации продукции Универсиады 2013.
Решением антимонопольного органа от 22.08.2013 по делу N 06-52/2013 бездействие комитета, выразившееся в не реализации контрольных функций за использованием муниципального имущества, а именно: земельных участков, на которых самовольно установлены и незаконно размещены фирменные магазины для реализации продукции Универсиады 2013 "XopoShow" предпринимателя, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции признано нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон).
На основании указанного решения комитету выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству, комитет обратился в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 15 Закона установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственные: внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как усматривается из материалов дела, предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством в г. Казани, осуществляется по решению Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11 "О порядке предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством".
Реализация права на земельные участки осуществляется путем предварительной публикации сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка.
В соответствии с объяснениями и документами, представленными комитетом, на земельный участок по ул. Вишневского г. Казани по заявке АНО "Исполнительная дирекция Казань 2013", Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани подготовило градостроительное заключение от 13.11.2012 N 31р-20-12918 о возможности формирования земельного участка для размещения некапитального магазина.
В сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани от 20.12.2012 N 49 (179) опубликовано сообщение о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев земельных участков площадью 45 кв.м. по ул. Вишневского, по ул. Ленинградская площадью 45 кв.м., по ул. Лукина площадью 45 кв.м., по ул. Мира площадью 70 кв.м., по ул. Проспект Победы площадью 70 кв.м., по ул. Рихарда Зорге площадью 70 кв.м., по ул. Тульская площадью 45 кв.м., по ул. Чистопольская площадью 70 кв.м. для размещения некапитального фирменного магазина по реализации продукции Универсиады 2013. На указанные земельные участки поступили заявки от Садриева P.P., Кариковой В.И., Долгова Д.В.
В связи с тем, что заявки поступили от нескольких лиц, земельные участки должны быть переданы в аренду после процедуры проведения торгов. Однако торги не проводились, договоры аренды по вышеуказанным земельным участкам не заключались.
Кроме того, главой второй положения к решению Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11 "О порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством" установлен порядок предоставления земельных участков для размещения объектов мелкорозничной сети. В случае поступления двух и более заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка проводятся торги по продаже, права на заключение договора аренды земельного участка (пункт 2.7). Уполномоченный орган Исполкома г. Казани в двухнедельный срок обеспечивает принятие постановления Исполкома г. Казани о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с указанием формы проведения торгов и в двухмесячный срок обеспечивает осуществление государственного кадастрового учета земельного участка (пункт 2.8). Торги проводятся в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной ли муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" (пункт 2.9).
Таким образом, комитет, получив заявки от нескольких лиц, на сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков для размещения некапитального фирменного магазина для реализации продукции Универсиады, в соответствии с Приложением к решению Казанской городской Думы от 23.08.2006 г. N 49-11, обязан в двухнедельный срок обеспечить принятие постановления о проведении торгов и в двухмесячный cpoк обеспечить осуществление государственного кадастрового учета земельного участка с дальнейшим проведением торгов.
Однако заявителем указанная обязанность не исполнена.
Вместе с тем комитет своим бездействием нарушил порядок предоставления находящихся па территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Судами установлено, что согласно информации, представленной комитетом, были выявлены самовольно установленные торговые павильоны "XopoShow" по адресам: ул. Лукина, д. 11а; ул. Мира, д. 33А; ул. Р.Зорге, д. 39а; по ул. Тульская, на пересечении с ул. Авангардная; на ул. Вишневского, рядом с домом N 53 по ул. Достоевского, в том числе 07.05.2013 по ул. Залесная, вблизи д. 72 по ул. Островского, д. 47, по пр. Х.Ямашева д. 97, с составлением актов обследования от 29.01.2013 N 29, 48, от 28.01.2013 N 52, от 01.02.2013 N 64, от 14.01.2013 N 3, 14, от 08.02.2013 N 65, от 21.02.2013 N 153 и от 07.05.2013 N 206, 194, 205, 180, 181, 439, 440, 512, 513, 514, 515.
Материалы направлены в администрации районов комитета для организации работ по демонтажу, что подтверждается исходящими номерами. Объекты по состоянию на 01.08.2013 не демонтированы.
При этом по земельным участкам по ул. Р.Зорге, д. 39в, ул. Мира, д. 33А, ул. Островского, д. 47, материалы направлены в прокуратуры районов г. Казани.
Кроме того, комитетом в адрес предпринимателя направлены письма с требованием о добровольном демонтаже незаконно установленного объекта по ул. Мира, д. 33, которое ему врученное 15.03.2013.
Между тем как указали суды, по результатам мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля на дату обследования 19.07.2013, 22.07.2013, 25.07.2013 торговые павильоны "XopoShow" не демонтированы и функционируют.
Суды, проанализировав пункты 1.4, 1.5, 1,6, 1.8, 2.1, 2.6, 2,7, 2.8, 2.9, 2,10, 2.11, 2.12 Положения о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани, утвержденным решением Казанской городской Думы от 07.06.2012 N 25-14, включенным в Реестр муниципальных правовых актов муниципального образования города Казани, пункт 3.2 постановления комитета от 06.08.2012 N 5444 "Об утверждении Порядка демонтажа и перемещения самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани и компенсации понесенных затрат" пришли к правильному выводу о том, что контроль и обязанность по принятию администрациями районов города Казани, соответствующих мер, по изъятию выявленных самовольно установленных и незаконно размещенных павильонов у недобросовестного пользователя Садриева P.P. на территории г. Казани, в соответствии с действующим законодательством для дальнейшего рационального использования, лежит на комитете.
Следовательно, бездействие комитета, выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за использованием муниципального имущества, в части земельных участков, на которых незаконно расположены самовольно установленные магазины "XopoShow" предпринимателя привело или могло привести к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Как указали суды заявитель, не обеспечив принятие постановления о проведении торгов на право аренды земельных участков (по улицам Вишневского, Ленинградская, Лукина, Мира, Проспект Победы, Рихарда Зорге, Тульская, Чистопольская), а, впоследствии, не осуществив контрольные функции за организацией демонтажа, перемещения и хранения самовольно установленных незаконно размещенных фирменных магазинов для реализации продукций Универсиады 2013, своим бездействием предоставил Садриеву P.P. возможность осуществлять предпринимательскую деятельность в преимущественном порядке без заключения соответствующих договоров (без взимания арендных платежей) перед остальными потенциальными арендаторами.
Ссылка комитета на принятие исчерпывающих мер по освобождению незаконно занятых земельных участков, а именно: выдачу соответствующих предписаний администрациям соответствующих районов, направление претензионных писем в адрес предпринимателя, судами признана не состоятельной. Как отмечено судами, предприниматель на момент проверки антимонопольным органом фактически занимал муниципальные земельные участки без договора аренды. В настоящее время договоры аренды заключены по результатам аукциона. За период фактического пользования Садриев P.P. не оплачивал арендные платежи, поскольку отсутствовали соответствующие основания - договоры аренды.
Факт нахождения торговых павильонов предпринимателя на муниципальных землях без оформления соответствующих договоров установлен антимонопольным органом и не оспаривается ни предпринимателем, ни заявителем. С момента фактического размещения торговых павильонов до заключения договоров аренды земельных участков в установленном порядке, предприниматель использовал указанные земельные участки без внесения какой либо платы. Вопрос о внесении платы за указанный период не решен и в заключенных в последующем договорах аренды земельных участков.
С учетом изложенного, судами сделан правильный вывод о том, что предпринимателю за указанный период предоставлены необоснованные преференции, которые поставили его в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами.
При этом направление в адрес предпринимателя претензий, указание подчиненным администрациям районов г. Казани принять меры по сносу (демонтажу) незаконно установленных павильонов и постоянный мониторинг за использованием земель, не являются доказательствами принятия заявителем исчерпывающих мер по соблюдению антимонопольного законодательства.
Комитет не представил доказательства принятия им реальных мер по защите муниципальной собственности, доказательства обращения в суд с иском об освобождении муниципального имущества или с иском о сносе самовольно возведенных строений. Также не представлены доказательства того, что заявителем предпринимались меры по взысканию с предпринимателя платы (неосновательного обогащения) за время фактического использования муниципальных земель. То обстоятельство, что предприниматель на дату рассмотрения спора по результатам аукциона заключил договоры аренды на пользование указанными в решении земельными участками не имеет определяющего значения для рассматриваемого дела, поскольку указанные договоры заключены в декабре 2013 года, то есть после принятия антимонопольным органом оспариваемого решения.
Названное обстоятельство может быть учтено антимонопольным органом при проверке исполнения предписания.
В связи с наличием в действиях комитета нарушений антимонопольного законодательства предписание вынесено антимонопольным органом в соответствии с нормами Закона о защите конкуренции и в рамках своей компетенции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы комитета, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2014 и постановление Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд от 06.05.2014 по делу N А65-26534/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, проанализировав пункты 1.4, 1.5, 1,6, 1.8, 2.1, 2.6, 2,7, 2.8, 2.9, 2,10, 2.11, 2.12 Положения о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани, утвержденным решением Казанской городской Думы от 07.06.2012 N 25-14, включенным в Реестр муниципальных правовых актов муниципального образования города Казани, пункт 3.2 постановления комитета от 06.08.2012 N 5444 "Об утверждении Порядка демонтажа и перемещения самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани и компенсации понесенных затрат" пришли к правильному выводу о том, что контроль и обязанность по принятию администрациями районов города Казани, соответствующих мер, по изъятию выявленных самовольно установленных и незаконно размещенных павильонов у недобросовестного пользователя Садриева P.P. на территории г. Казани, в соответствии с действующим законодательством для дальнейшего рационального использования, лежит на комитете.
Следовательно, бездействие комитета, выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за использованием муниципального имущества, в части земельных участков, на которых незаконно расположены самовольно установленные магазины "XopoShow" предпринимателя привело или могло привести к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
...
В связи с наличием в действиях комитета нарушений антимонопольного законодательства предписание вынесено антимонопольным органом в соответствии с нормами Закона о защите конкуренции и в рамках своей компетенции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 сентября 2014 г. N Ф06-13966/13 по делу N А65-26534/2013