г. Казань |
|
05 сентября 2014 г. |
Дело N А65-18075/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Гарипова Ф.Ф. (доверенность от 23.04.2013 N 30)
в отсутствие:
ответчиков - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан и общества с ограниченной ответственностью "Аракчинский гипс"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.10.2013 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 (председательствующий судья - Семушкин В.С., судьи Кувшинов В.Е., Юдкин А.А.)
по делу N А65-18075/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аракчинский гипс", г. Казань (ИНН 1658029258, ОГРН 1021603061655) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1041624014904, ИНН 1656007065) и к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительными решений от 17.07.2013 N 2447 и от 01.08.2013 N 2.14-0-8/016868@,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аракчинский гипс" (далее - Общество, заявитель, ООО "Аракчинский гипс") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган) и к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление) о признании недействительными решений от 17.07.2013 N 2447 и от 01.08.2013 N 2.14-0-8/016868@.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.10.2013 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 решение суда первой инстанции изменено. Решения от 17.06.2013 N 2447 и от 01.08.2013 N 2.14-0-18/016868@ в части начисления земельного налога в сумме 309 879,75 руб., соответствующих сумм пени и штрафа признаны недействительными. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Инспекция и Общество обратились в кассационную инстанцию с жалобами, в которой Инспекция просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции, а Общество просит об отмене постановления апелляционной инстанции.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационных жалоб извещены согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационные жалобы в отсутствие представителей ответчика, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, коллегия считает жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ООО "Аракчинский гипс" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:280542:14 общей площадью 39 340 кв.м, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Приволжская, д. 161.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации ООО "Аракчинский гипс" по земельному налогу за 2012 год налоговый орган принял решение от 03.04.2013 N 2.13-09/2/655 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в занижении налоговой базы по земельному налогу на указанный земельный участок в связи с необоснованным применением в 2012 году его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2012 по делу N А65-9325/2012.
Решением от 17.06.2013 N 2447 Инспекция начислила Обществу земельный налог в сумме 464 727 руб., соответствующие суммы штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пени по статье 75 НК РФ.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление.
Решением Управления от 01.08.2013 N 2.14-0-18/016868@ апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения и утверждено.
Не согласившись с решениями налогового органа, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Арбитражный суд первой инстанции полностью удовлетворил заявленные Обществом требования со ссылкой на то, что решением от 14.09.2012 по делу N А65-9325/2012 обязал внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости указанного земельного участка, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 59 604 000 руб., в связи с чем эта кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2012.
Апелляционная инстанция, изменяя решение арбитражного суда, указывает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению. При этом суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
Апелляционная инстанция, с учетом положений статьи 5 НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О и подтвержденной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П и от 01.03.2011 N 275-О-О, обоснованно указала, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Суд апелляционной инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, принял во внимание следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-9325/2012 от 14.09.2012 установлена кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков в размере рыночной.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-9325/2012 от 14.09.2012, в государственный кадастр недвижимости 01.11.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, что, по мнению суда первой инстанции, влечет возможность применения новой кадастровой стоимости со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2013.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом суд апелляционной инстанции верно указал на то, что в соответствии с правилами пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
С учетом анализа вышеуказанных норм, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как правомерно указала апелляционная инстанция, поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость указанных земельных участков, установленная решением суда от 14.09.2012 не подлежит применению при исчислении Обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с момента внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (01.11.2012).
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
На основании изложенного сумма земельного налога, подлежащего уплате за период до 01.11.2012 исходя из кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, составила 1 852 003,25 руб., а сумма земельного налога, подлежащего уплате за период с 01.11.2012 в соответствии со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2012 по делу N А65-9325/2012, составил 60 610 руб., то есть всего - 1 912 613,25 руб.
По налоговой декларации сумма исчисленного земельного налога составила 1 757 766 руб.
Таким образом, сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, составляет 154 847,25 руб. (1 912 613,25 руб. - 1 757 766 руб.).
Более того, налогоплательщику оспариваемым решением налогового органа был дополнительно начислен земельный налог за 2012 год в размере 464 727 руб.
Соответственно начисление налоговым органом земельного налога в сумме 309 879,75 руб. (464 727 руб. - 154 847,25 руб.), а также соответствующих сумм пени и штрафа (с учетом установленной оспариваемым решением налогового органа переплаты по земельному налогу в сумме 111 767,26 руб.) нельзя признать правомерным.
Исходя из вышеизложенного вывод суда апелляционной инстанции о недействительности решений от 17.07.2013 N 2447 и от 01.08.2013 N 2.14-0-8/016868@ в части начисления земельного налога в размере 309 879,75 руб., соответствующих сумм пени, штрафа, суд кассационной инстанции признает правильным.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 по делу N А65-18075/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан и общества с ограниченной ответственностью "Аракчинский гипс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
На основании изложенного сумма земельного налога, подлежащего уплате за период до 01.11.2012 исходя из кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, составила 1 852 003,25 руб., а сумма земельного налога, подлежащего уплате за период с 01.11.2012 в соответствии со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2012 по делу N А65-9325/2012, составил 60 610 руб., то есть всего - 1 912 613,25 руб."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 сентября 2014 г. N Ф06-14114/13 по делу N А65-18075/2013