г. Казань |
|
17 сентября 2014 г. |
Дело N А06-8174/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Ольховикова А.Н.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе, Астраханская область,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.02.2014 (судья Винник Ю.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-8174/2013
по заявлению Администрации муниципального образования "Наримановский район", Астраханская область (ИНН 3008004235, ОГРН 1023000841940) о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе, Астраханская область, от 08.10.2013 N 04000813РВ0000248 в части,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Наримановский район" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Наримановском районе Астраханской области (далее - управление, управление пенсионного фонда) о признании недействительным решения от 08.10.2013 N 040 008 13 РВ 0000248 в части доначисления страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 109 763,32 руб., в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 11 176,43 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 8601,40 руб., соответствующих им сумм штрафа и пени.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13.02.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014, решение управления от 08.10.2013 N 040 008 13 РВ 0000248, в части доначисления администрации страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 109 763, 32 руб., в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 11 176,43 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 8601,4 руб., а так же соответствующих сумм пени и штрафных санкций признано недействительным.
Управление, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, управлением пенсионного фонда проведена выездная проверка администрации, в ходе которой установлено, что администрация не включила в базу для исчисления страховых взносов за 2010-2012 годы некоторые виды выплат, в частности единовременное пособие в связи с выходом на пенсию.
По результатам проверки составлен акт от 13.09.2013 N 040 008 13 АВ 0000300 и 08.10.2013 принято решение N 040 008 13 РВ 0000248 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершения нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым администрация привлечена к ответственности предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) и статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федерального закона N 27-ФЗ) в виде штрафа в сумме 39 200,56 руб.
Кроме того, указанным решением администрации предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 130 161 руб. и пени в сумме 14 837,07 руб.
Управлением было направлено требование от 07.11.2013 N 040/008/328-2013 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Администрация, не согласившись с указанным решением в части, обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что единовременные пособия, произведенные администрацией в пользу своих работников, указанных в решении не облагаются страховыми взносами. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Основанием для принятия решения в обжалуемой части (в части доначисления страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 109 763, 32 руб., в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 11 176,43 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 8601,40 руб., соответствующих им сумм штрафа и пени) явился вывод управления о том, что в нарушение статей 7, 8, 9 Федерального закона N 212-ФЗ администрация не включила в базу для исчисления страховых взносов за 2010-2012 годы единовременные пособия в связи с выходом на пенсию.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах а, б пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, с учетом анализа которого управление пенсионного фонда пришло к выводу, что спорные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления.
Отклоняя приведенные доводы управления, суды исходили из следующего.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует социально-трудовые отношения.
Так, решением Совета муниципального образования "Наримановский район" от 04.03.2011 N 1 утверждено Положение "Об оплате труда (денежном содержании) лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Наримановский район", которым установлены размеры должностных окладов лиц, замещающих должности муниципальной службы.
Пунктом 3.5 постановления Главы муниципального образование "Наримановский район от 10.01.2008 N 4/67 "Об утверждении Положения "О порядке и размерах единовременного поощрения лиц замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Наримановский район" утверждено, что единовременное поощрение в связи с выходом на пенсию за выслугу лет является видом поощрения муниципального служащего и выплачивается в следующих размерах: при наличии стажа муниципальной службы 15 и более лет - 10 должностных окладов в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы; при наличии стажа муниципальной службы от 10 до 15 лет - 5 должностных окладов в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы; при наличии стажа муниципальной службы менее 10 лет - 2 должностных оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы. Расчет суммы единовременного поощрения производиться из размера должностного оклада по замещаемой на день увольнения с должности муниципальной службы.
Все выплаты сумм единовременного поощрения производились администрацией после увольнения работников с должности муниципальной службы и расторжения с ними трудовых договоров, соответственно не являлись стимулирующими и не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, и с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12 не являлись оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Следовательно, спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.02.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 по делу N А06-8174/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
...
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует социально-трудовые отношения.
...
Все выплаты сумм единовременного поощрения производились администрацией после увольнения работников с должности муниципальной службы и расторжения с ними трудовых договоров, соответственно не являлись стимулирующими и не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, и с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12 не являлись оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 сентября 2014 г. N Ф06-13915/13 по делу N А06-8174/2013