г. Казань |
|
17 сентября 2014 г. |
Дело N А65-24082/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
ответчика - Степановой А.А., по доверенности от 01.07.2014 N 37,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.02.2014 (судья Гилялов И.Т.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи: Семушкин В.С., Попова Е.Г.)
по делу N А65-24082/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Шахидуллина Артема Ринатовича (ОГРН 310169020000018, ИНН 166102470529), г. Казань, к муниципальному казенному учреждению "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1071690075797, ИНН 1655149797), г. Казань, о признании незаконным отказа в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шахидуллин Артем Ринатович (далее - ИП Шахидуллин А.Р., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Управление наружной рекламы) о признании незаконным отказа в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, содержащегося в письме от 25.09.2013 N 2232/01-17 и обязании выдать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2014, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Управления наружной рекламы в выдаче разрешений на размещение рекламных конструкций на ограждении по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт, д. 44 содержащийся в письме от 25.09.2013 N 2232/01-17, и обязал Управление наружной рекламы устранить допущенные нарушения прав заявителя путем выдачи ИП Шахидуллину А.Р. разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на ограждении по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт, д. 44.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление наружной рекламы обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, предприниматель обратился в Управление наружной рекламы с заявлениями о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на ограждении по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт, д. 44 с приложением необходимых документов согласно описи.
Письмом от 25.09.2013 N 2232/01-17-и Управление наружной рекламы вернуло приложенные к заявлениям документы, указав, что данные заявления не могут быть рассмотрены. В обоснование не рассмотрения заявлений предпринимателя указано, что представленный дизайн-проект на размещение средств наружной рекламы и информации согласован Управлением архитектуры и градостроительства на размещение двух рекламных конструкций на ограждении. Кроме того, Управление наружной рекламы указывает, что согласно выездной проверки отдела контроля за рекламно-информационным оформлением города установлено, что конструкции не крепятся к указанному в дизайн-проекте ограждению, в соответствии с Решением Казанской городской Думы N 9-44 от 26.11.2009 "О размещении средств наружной рекламы и информации в городе Казани" данные конструкции относятся к отдельно стоящим конструкциям.
Считая данный отказ незаконным и необоснованным, предприниматель обратился в арбитражный суд.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 9 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.; решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов (часть 14); решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 данной статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1-5.7 и 9.1 указанной статьи (часть 15);
- случае отказа органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в выдаче разрешения заявитель в течение трех месяцев со дня получения решения об отказе в выдаче разрешения вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным (часть 16).
Согласно пункту 3.1.6 Положения о Муниципальном казенном учреждении "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 29-3 (далее - Положение об Управлении), Управление осуществляет выдачу (отказ в выдаче) разрешений на установку рекламных конструкций на территории г. Казани.
Порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории г. Казани установлен Административным регламентом предоставления Муниципальным казенным учреждением "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и согласованию размещения средства наружной информации на территории г. Казани, утвержденным постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 21.06.2013 N 5955 (далее - Административный регламент).
Пунктом 2.9 Административного регламента определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении указанной муниципальной услуги.
В соответствии с частью 14 статьи 19 Закона о рекламе решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Тем самым, указанным федеральным законом не предусмотрено иного результата рассмотрения органом местного самоуправления заявления о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций нежели принятие решения: либо о выдаче такого разрешения, либо об отказе в его выдаче.
В данном случае, вышеуказанным письмом Управлением наружной рекламы фактически отказало предпринимателю в получении разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Таким образом, позиция Управления наружной рекламы, что предпринимателю этим письмом не было отказано в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а лишь указано на необходимость устранения замечаний, является необоснованной.
Кроме того, в отзыве Управление наружной рекламы указало на право заявителя повторно обратиться с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, признавая тем самым завершенной процедуру рассмотрения первоначально поданных заявлений.
Согласно пункту 3.1.18 Положения об Управлении последнее как орган Исполнительного комитета города Казани для реализации целей своей деятельности в порядке и пределах, установленных муниципальными правовыми актами, осуществляет участие в пределах своих полномочий в осуществлении контроля за соблюдением требований к размещению средств наружной рекламы и информации на территории города Казани.
Право на проведение Управлением обследования места размещения средства наружной рекламы предоставлено ему Административным регламентом, согласно которому: предоставление муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции включает в себя, в том числе, обследование места размещения средства наружной рекламы в случае установки отдельно стоящей конструкции (за исключением наземного панно и штендера) или толедо (пп. 3 п.3.1.1); в случае установки отдельно стоящей конструкции (за исключением наземного панно и штендера) или толедо специалист отдела проектов осуществляет подготовку акта обследования места размещения средства наружной рекламы и информации и направляет его в отдел контроля для обследования места размещения средства наружной рекламы и информации и принятия решения о возможности размещения конструкции (п. 3.3.2); в случае необходимости подготовки акта обследования места размещения средства наружной рекламы и информации специалист отдела контроля осуществляет обследование места размещения средства наружной рекламы и информации, делает соответствующую отметку в акте обследования места размещения средства наружной рекламы и информации, передает пакет документов с заключением в отдел проектов (п. 3.4.3).
Таким образом, возможность проведения Управлением наружной рекламы обследования места размещения средства наружной рекламы связана исключительно с установкой отдельно стоящей конструкции.
Доказательств того, что Управлением наружной рекламы проведена выездная проверка предпринимателя в рамках и в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ответчиком не представлено.
Также не представлены Управлением наружной рекламы доказательства того, что проведенное им обследование связано с установкой предпринимателем отдельно стоящей рекламной конструкции, в то время как из материалов дела усматривается испрашивание предпринимателем разрешения на установку конструкции, подлежащей размещению на сооружении (ограждении).
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции считает, что представленные Управлением наружной рекламы доказательства - материалы обследования места размещения средства наружной рекламы, проведенного в месте планируемого размещения спорных рекламных конструкций, получены с нарушением части 3 статьи 64 АПК РФ.
Оснований для отказа предпринимателю в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, предусмотренных Законом о рекламе, в письме Управления наружной рекламы от 25.09.2013 N 2232/01-17-и не содержится.
Исходя из изложенного, Управление наружной рекламы в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ не доказало соответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия данного оспариваемого ненормативного правового акта.
Таким образом, оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, препятствует осуществлению заявителем предпринимательской деятельности, в связи с чем, требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Предприниматель при обращении с заявлениями о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на ограждении представил Управлению наружной рекламы необходимый и достаточный пакет документов для выдачи испрашиваемых разрешений.
Доказательств обратного Управлением наружной рекламы в материалы дела не представлено, в оспариваемом отказе сведений об этом не содержится.
Поскольку нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, судами обеих инстанций не допущены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2014 по делу N А65-24082/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 14 статьи 19 Закона о рекламе решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Тем самым, указанным федеральным законом не предусмотрено иного результата рассмотрения органом местного самоуправления заявления о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций нежели принятие решения: либо о выдаче такого разрешения, либо об отказе в его выдаче.
...
Доказательств того, что Управлением наружной рекламы проведена выездная проверка предпринимателя в рамках и в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ответчиком не представлено.
...
Оснований для отказа предпринимателю в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, предусмотренных Законом о рекламе, в письме Управления наружной рекламы от 25.09.2013 N 2232/01-17-и не содержится."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 сентября 2014 г. N Ф06-14530/13 по делу N А65-24082/2013