г. Казань |
|
19 сентября 2014 г. |
Дело N А49-7767/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Ольховикова А.Н., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
ответчика - Зименковой И.А., доверенность от 15.09.2014 б/н,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 24.02.2014 (судья Петрова Н.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 (председательствующий судья Апаркин В.Н., судьи Демина Е.Г., Карпов В.В.)
по делу N А49-7767/2013
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду компенсирующего вида N 106 г. Пензы (ОГРН 1025801361101, ИНН 5836100423) о взыскании штрафных санкций,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида N 106 г. Пензы (далее - образовательное учреждение, детский сад) 11 948 рублей 70 копеек, в том числе 8554 рублей 86 копеек страховых взносов, 1682 рублей 87 копеек пени и 1710 рублей 97 копеек штрафа.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 24.02.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Пенсионным фондом проведена плановая выездная проверка образовательного учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2010 по 31.01.2011, о чем составлен акт от 21.01.2013 N 068/035/9-2012 и принято решение от 20.02.2013 N 068/035/1-2012 о привлечении образовательного учреждения к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым детскому саду предложено уплатить 12 053 рублей 83 копеек недоимки по страховым взносам, 1763 рублей 11 копеек пени и 2410 рублей 76 копеек штрафа.
Основанием для принятия пенсионным фондом решения послужили, в том числе выводы учреждения о занижении детским садом облагаемой базы для начисления страховых взносов в результате не включения в нее выплат, производимых им своим работникам в размере среднего заработка, за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом.
На основании указанного решения пенсионным фондом в адрес образовательного учреждения были выставлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Неисполнение в добровольном порядке требований пенсионного фонда в установленный срок послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) база для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 этого же нормативного правового акта.
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10, выплаты работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
В силу пункта 1 части 1 статьи 9 N 212-ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Следовательно, оплата за дополнительные выходные дни одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу положений Закона N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа. Данная выплата не может быть расценена как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей), поскольку она производится в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Поэтому у пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для начисления образовательному учреждению страховых взносов на выплаты, произведенные работникам детского сада за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами. В связи с этим суды правомерно отказали в удовлетворения заявления пенсионного фонда о взыскании с детского сада вышеуказанных сумм страховых взносов, пени и штрафа.
Дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 24.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу N А49-7767/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 части 1 статьи 9 N 212-ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Следовательно, оплата за дополнительные выходные дни одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу положений Закона N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа. Данная выплата не может быть расценена как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей), поскольку она производится в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 сентября 2014 г. N Ф06-14331/13 по делу N А49-7767/2013
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14331/13
20.05.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5670/14
14.05.2014 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-7767/13
24.03.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4859/14
24.02.2014 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-7767/13