По договору на оказание юридических услуг, заключенному российской компанией "А" с иностранным юридическим лицом (резидент Республики Украина), российская компания "А" обязалась оказать услуги по взысканию в рамках исполнительного производства с должника (российское юридическое лицо - компания "Б") денежных средств, с правом получить присужденные средства и перечислить их в дальнейшем взыскателю (иностранному юридическому лицу - резиденту Республики Украина). Денежные средства в полном объеме перечислены должником (российским юридическим лицом - компанией "Б") на основании исполнительного листа на счет Службы судебных приставов в рублях после возбуждения исполнительного производства. Судебный пристав, в свою очередь, перечислил указанную сумму на счет российской компании "А". По поручению взыскателя (иностранного юридического лица - резидента Республики Украина) российская компания "А" перечислила полученные денежные средства на счет третьей российской компании, удержав при этом с суммы присужденных процентов налог с доходов иностранного юридического лица от источников в Российской Федерации в размере 20 процентов.
Являются ли в указанной ситуации проценты за просрочку оплаты стоимости поставленной продукции доходом от источников в Российской Федерации, который подлежит налогообложению в соответствии с установленным порядком?
Кто в рассматриваемой ситуации: компания "Б", Служба судебных приставов или российская компания "А" является источником выплаты дохода иностранному юридическому лицу, на которого возложена обязанность по удержанию и перечислению налога на доход иностранного юридического лица, полученного от источников в РФ?
Имела ли право российская компания "А" в соответствии со ст.11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения не удерживать налог, либо применить при удержании налога с процентов, выплачиваемых иностранному юридическому лицу - резиденту Республики Украина, ставку 10 процентов от валовой суммы процентов?
Согласно ст.10 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" иностранные юридические лица уплачивают налоги по доходам, источник которых находится на территории Российской Федерации.
Налог с доходов иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации удерживается предприятием, организацией, любым другим лицом, выплачивающим такие доходы, в валюте выплаты при каждом перечислении платежа. Сумма налога зачисляется в федеральный бюджет одновременно с каждой выплатой дохода.
В соответствии с п.5.2 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" для целей налогообложения не имеет значения направление выплаты: распоряжение иностранного участника своими доходами в пользу третьих лиц, своих представительств в других странах и т.д.
Таким образом, налоговым агентом (лицом, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов) будет то лицо, у которого заключен договор с иностранной фирмой, и у которого соответственно и возникает обязанность по выплате дохода (в рассматриваемом случае, российское юридическое лицо - компания "Б").
К доходам от источников в Российской Федерации, подлежащих налогообложению относится, в частности, процентный доход от штрафов за нарушение договорных обязательств (п.5.1.5 инструкции Госналогслужбы России N 34).
Статьей 11 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
В соответствии со ст.11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 08.02.95, применяемое в отношении налогов, взимаемых у источника выплаты с 1 января 2000 г., предусмотрено, что проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве, если такой резидент имеет фактическое право на эти проценты.
Однако такие проценты могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактически имеет право на проценты, взимаемый налог не должен превышать 10 процентов от валовой суммы процентов.
Термин "проценты" при использовании в этой статье означает доход от долговых требований любого вида.
Практическое исполнение положений налоговых соглашений предполагает выполнение ряда специальных процедур, которые устанавливаются и реализуются в соответствии с национальным законодательством.
Так, в соответствии с п.6.4 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34, если получаемые иностранным юридическим лицом доходы от источников в Российской Федерации имеют регулярный и однотипный характер и эти доходы в соответствии с международным соглашением об избежании двойного налогообложения не подлежат обложению налогом в Российской Федерации (подлежат налогообложению по пониженным ставкам), то иностранное юридическое лицо, имеющее фактическое право на получение таких доходов, может подать заявление в местный налоговый орган о неудержании (не полном удержании) налога от источника по форме 1013DT(1997) - Заявление на предварительное освобождение от налогообложения пассивных доходов от источников в Российской Федерации.
Таким образом, Инструкцией предусмотрена возможность предварительного, до выплаты доходов, освобождения в текущем году или обложения по пониженным ставкам таких доходов.
В случае невозможности предварительного (до выплаты доходов) освобождения от налогообложения доходов от источников в Российской Федерации иностранное юридическое лицо, имеющее фактическое право на получение дохода, в соответствии с п.6.2 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 до истечения года со дня получения дохода может воспользоваться процедурой возврата налога с доходов от источников в Российской Федерации.
Порядок заполнения Заявления на предварительное освобождение от налогообложения пассивных доходов от источников в Российской Федерации и Заявления на возврат налога с дохода от источников в Российской Федерации приведен в письме Госналогслужбы России от 24.06.98 N ВГ-6-06/374 "О рекомендациях по заполнению новых форм документов к инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34".
А.А. Глинкин,
заместитель руководителя Управления,
государственный советник налоговой службы III ранга
30 мая 2001 г.
"Московский налоговый курьер", N 16, август 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1