г. Казань |
|
13 июля 2006 г. |
Дело N А65-39724/2005-СА1-23 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего Хабибуллина Л.Ф.,
судей Гатауллиной Л.Р.,
Гарифуллиной К.Р.,
при участии сторон:
от истца: Хафизова В.И., доверенность N 7 от 11.07.2006,
от ответчика: Нигматуллин Р.М., доверенность N 390-24 от 12.01.2006,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск,
на решение от 30.01.2006 и постановление апелляционной инстанции от 02.05.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-39724/2005-СА1-23,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Нафта-сервис", г. Нижнекамск к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск о признании решения недействительным
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нафта-сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Республике Татарстан (далее инспекция) о признании решений N924 от 25.08.2005, N 925 от 25.08.2005, N1047 от 23.09.2005, N1051/1 от 26.09.2005, N1209 от 20.10.2005 недействительными в части отказа в возмещении сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 2559427 рублей, 3959524 рублей, 8935736 рублей, 6087985 рублей, 802145 рублей, а также о взыскании процентов на сумму НДС, подлежащую возмещению в размере 598313,79 рублей.
Решением суда первой инстанции от 30.01.2006 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными решения налогового органа N 924 от 25.08.2005, N 925 от 25.08.2005, N 1047 от 23.09.2005, N 1051/1 от 26.09.2005, N 1209 от 20.10.2005 в части отказа в возмещении сумм НДС в размере 2559427 рублей, 3959524 рублей, 8935736 рублей, 6087985 рублей, 802145 рублей соответственно. Производство по делу N A65-39724/2005-СА1-23 в части требований заявителя о взыскании процентов на сумму НДС, подлежащую возмещению в размере 598313,79 рублей, прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.05.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и в удовлетворении требований общества отказать. По мнению заявителя жалобы, общество неправомерно предъявило к возмещению суммы НДС, уплаченные через комиссионеров поставщикам за оказание услуг по транспортировке грузов, помещенных под таможенный режим экспорта.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражения на них.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка представленных обществом уточенных деклараций по НДС по налоговой ставке 0 процентов за декабрь 2004 года, январь, май, июнь, июль 2005 года и документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
По результатам проверки налоговой инспекций были вынесены решения, которым обществу было отказано в применении налоговых вычетов по НДС в сумме 22344817 рублей, уплаченного по ставке 18 процентов через комиссионеров - ООО "Татнефть-Москванефтепродукт", ООО "Уралгазинвест", ООО "Компания "Импэкс-Плюс" транспортным организациям - ОАО "Российские железные дороги", МГОАО "Промджелдортранс", ЧПУП "Запад-Транснефтепродукт" в связи с транспортировкой нефти, указав на неправомерное включение данной суммы в налоговые вычеты.
В оспариваемых решениях инспекция сослалась на подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, согласно которому обложение НДС производится по ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 названной статьи). Данное положение распространяется также на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров.
На основании этой нормы инспекция сделала вывод, что перевозчик не вправе был предъявлять к оплате НДС по ставке 18 процентов, а экспортер, соответственно, не вправе заявлять сумму такого налога к вычету.
Кроме того, по мнению инспекции, общество неправомерно предъявило к возмещению НДС, уплаченный ЧПУП "Запад-Транснефтепродукт" (Республика Беларусь) в составе стоимости услуг по транспортировке товаров на экспорт (прокачка по территории Республики Беларусь). Поскольку местом осуществления деятельности ЧПУП "Запад-Транснефтепродукт" (Республика Беларусь), выполняющего услуги по транспортировке нефтепродуктов, не признаётся территория Российской Федерации, то указанные операции на территории Российской Федерации НДС не облагаются. И соответственно, налоговые вычеты покупателем вышеуказанных услуг не производятся (пункт 2 статьи 171 Кодекса).
Не согласившись с вынесенными решениями в оспариваемой части, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что право налогоплательщика на возмещение НДС при осуществлении экспортных операций и порядок реализации этого права установлены пунктом 4 статьи 176 Кодекса, исходя из которого суммы налога подлежат возмещению на основании отдельной налоговой декларации (по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов) и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. Все условия, определенные статьей 165 Кодекса, обществом выполнены. Факты оказания ОАО "Российские железные дороги", МГОАО "Промжелдортранс", ОАО "АК "Транснефтепродукт", ЧПУП "Запад-Транснефтепродукт" (Республика Беларусь) услуг по транспортировке нефти в таможенном режиме экспорта, их оплаты обществом через комиссионеров с учетом НДС по ставке 18 процентов на основании выставленных перевозчиком счетов-фактур материалами дела подтверждены и инспекцией не оспариваются.
Арбитражный суд также отметил, что перевозчик, указавший в счете-фактуре и получивший от экспортера сумму НДС, обязан уплатить ее в бюджет, что с учетом баланса частных и публичных интересов позволяет экспортеру заявить эту сумму налога к возмещению. В обоснование такого вывода суд сослался на положение пункта 5 статьи 173 Кодекса.
Суд также указал, что между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 8 декабря 1999 года заключен договор "О создании союзного государства", который ратифицирован ФЗ N 25-ФЗ от 02.01.2000.
Согласно статье 27 данного договора на территории договаривающихся государств действуют единые принципы взимания налогов, не зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории.
Из чего следует, что суммы НДС, уплаченные белорусским поставщикам (работ, услуг) - российским налогоплательщиком, подлежат вычету в том же порядке, как суммы НДС, уплаченные поставщику, находящемуся на территории РФ.
По мнению кассационной инстанции, суд не учел следующего.
Операции, связанные с реализацией услуг по транспортировке, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса облагаются НДС по ставке 0 процентов.
При реализации услуг по транспортировке нефти перевозчик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую суммуНДС, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0 процентов (статьи 168, 169 Кодекса).
Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
Следовательно, применение ОАО "Российские железные дороги", МГОАО "Промжелдортранс", ОАО "АК "Транснефтепродукт" к операциям по реализации услуг по транспортировке нефти ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству.
Предъявление к оплате экспортеру нефти НДС по ставке 18 процентов дополнительно к цене оказываемых услуг на основании статьи 168 Кодекса противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность произвольного применения положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса плательщиками НДС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении услуг на территории Российской Федерации в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения согласно главе 21 Кодекса.
Таким образом, названное положение Кодекса исключает заявление к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Кодекса.
В соответствии с Договором о создании Союзного государства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999, установившем единые принципы взимания налогов, не зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории, к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для целей налогообложения приравнивается реализация товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь.
В связи с тем, что между Российской Федерацией и Республикой Беларусь порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в спорный период и до настоящего времени не урегулирован (ст. 5 Соглашения от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг), следует пользоваться нормами национального законодательства - Кодексом.
Поэтому применение ЧПУП "Запад-Транснефтепродукт" (Республика Беларусь) к операциям по реализации услуг по транспортировке нефти ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству.
Делая вывод о том, что экспортер вправе заявить к возмещению сумму НДС, уплаченную перевозчику, арбитражный суд ошибочно сослался на положение пункта 5 статьи 173 Кодекса, предусматривающего исчисление суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы этого налога.
Действие названного положения распространяется Кодексом на лиц, не являющихся налогоплательщиками, или налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, а также на налогоплательщиков при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
Исчисление суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, лицами, являющимися плательщиками НДС по ставке 0 процентов, Кодекс не предусматривает.
ОАО "Российские железные дороги", МГОАО "Промжелдортранс", ОАО "АК "Транснефтепродукт" являются плательщиками НДС по ставке 0 процентов, поэтому действие пункта 5 статьи 173 Кодекса на них не распространяется.
Следовательно, вывод Арбитражного суда Республики Татарстан об обоснованности заявления обществом к вычету суммы НДС, исчисленной по ставке 18 процентов и уплаченной через комиссионеров ОАО "Российские железные дороги", МГОАО "Промжелдортранс", ОАО "АК "Транснефтепродукт", ЧПУП "Запад-Транснефтепродукт" в составе цены услуг по транспортировке груза не соответствует нормам налогового законодательства.
Аналогичная позиция изложена и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 9263/05, от 04.04.2006 N 14240/05.
Учитывая изложенное, судебная коллегия признает заявленные требования о признании недействительным решений инспекции в части отказа в возмещении сумм НДС необоснованными, судебные акты в указанной части подлежащими отмене.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 30.01.2006 и постановление апелляционной инстанции от 02.05.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-39724/2005-СА1-23 отменить в части признании решений N 924 от 25.08.2005, N 925 от 25.08.2005, N1047 от 23.09.2005, N1051/1 от 26.09.2005, N1209 от 20.10.2005 недействительными в части отказа в возмещении сумм НДС в размере 2559427 рублей, 3959524 рублей, 8935736 рублей, 6087985 рублей, 802145 рублей. В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Нафта-сервис" в указанной части отказать. В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 11 по Республике Татарстан удовлетворить.
Арбитражному суду Республики Татарстан произвести перерасчет государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанциях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. ХАБИБУЛЛИН |
Судьи |
Л.Р. ГАТАУЛЛИНА |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действие названного положения распространяется Кодексом на лиц, не являющихся налогоплательщиками, или налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, а также на налогоплательщиков при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
Исчисление суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, лицами, являющимися плательщиками НДС по ставке 0 процентов, Кодекс не предусматривает.
ОАО "Российские железные дороги", МГОАО "Промжелдортранс", ОАО "АК "Транснефтепродукт" являются плательщиками НДС по ставке 0 процентов, поэтому действие пункта 5 статьи 173 Кодекса на них не распространяется.
Следовательно, вывод Арбитражного суда Республики Татарстан об обоснованности заявления обществом к вычету суммы НДС, исчисленной по ставке 18 процентов и уплаченной через комиссионеров ОАО "Российские железные дороги", МГОАО "Промжелдортранс", ОАО "АК "Транснефтепродукт", ЧПУП "Запад-Транснефтепродукт" в составе цены услуг по транспортировке груза не соответствует нормам налогового законодательства.
Аналогичная позиция изложена и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 9263/05, от 04.04.2006 N 14240/05."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 июля 2006 г. N А65-39724/05 по делу N А65-39724/2005
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2006 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-39724/05