г. Казань |
|
07 октября 2014 г. |
Дело N А57-19135/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Карповой В.А., Петрова А.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2014 (судья Конева Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Дубровина О.А., Жевак И.И.)
по делу N А57-19135/2013
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Попова Валерия Александровича, г. Балаково Саратовской области, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6455039436, ОГРН 1056405504671), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", г. Москва (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, третьи лица: Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511), потребительское общество "Областная коллегия оценщиков", г. Саратов (ИНН 6454039867, ОГРН 1026403342217), Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", г. Москва (ИНН 7701018922, ОГРН 1027739346502), администрация Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково (ИНН 6439034991, ОГРН 1026401410067),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Попов Валерий Александрович (далее - ИП Попов В.А., предприниматель, истец) с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата), Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра) об установлении кадастровой стоимости арендуемых земельных участков равной их рыночной стоимости, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2014 иск ИП Попова В.А. удовлетворен. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:03 01 01:11, площадью 10 684 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, улица Саратовское шоссе, район воинской части равной его рыночной стоимости в размере 11 485 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 64:40:02 02 13:41, площадью 2983 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, улица Саратовское шоссе, район АЗС, напротив 11-го микрорайона равной его рыночной стоимости в размере 3 207 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 64:40:02 02 13:42, площадью 4711 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, улица Саратовское шоссе, район АЗС, напротив 11-го микрорайона равной его рыночной стоимости в размере 5 064 000 руб.
Суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость вышеуказанных земельных участков в качестве их новой кадастровой стоимости.
В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области отказано.
С ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу ИП Попова В.А. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска в размере 24 000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что выводы суда о надлежащем ответчике основаны на неверном толковании норм права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, ИП Попов В.А. на основании договора аренды от 03.02.2011 N 15, договора замены стороны в обязательстве от 25.03.2013 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 64:40:03 01 01:11, площадью 10 684 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, улица Саратовское шоссе, район воинской части, а также на основании договора аренды от 03.02.2011 N 14, договора замены стороны в обязательстве от 25.03.2013 - арендатором земельного участка с кадастровым номером 64:40:02 02 13:9, площадью 7694 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, улица Саратовское шоссе, район АЗС напротив 11 микрорайона.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012, в том числе для спорных земельных участков. При этом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:03 01 01:11 составляет 51 817 506,84 руб. или 4850,01 руб./кв.м., а земельного участка с кадастровым номером 64:40:02 02 13:9 - 37 315 976,94 руб. или 4850,01 руб./кв.м.
Указанные экономические характеристики были внесены в государственный кадастр недвижимости 31.01.2013.
Постановлением администрации БМР Саратовской области от 04.10.2013 N 3898 земельный участок с кадастровым номером 64:40:02 02 13:9 был разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами 64:40:02 02 13:41 площадью 2983 кв.м и 64:40:02 02 13:42 площадью 4711 кв.м с предоставлением их в аренду истцу сроком по 27.01.2016.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 64:40:02 02 13:41 и 64:40:02 02 13:42, определена органом кадастрового учета по правилам пункта 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, путем произведения размера удельного показателя кадастровой стоимости преобразуемого участка (64:40:02 02 13:9 - 4850,01 руб./кв.м) на площадь вновь образованных участков (64:40:02 02 13:42 - 4711 кв.м и 64:40:02 02 13:41 - 2983 кв.м) и составила 22 848 397,11 руб. и 14 467 579,83 руб. соответственно.
Внесение в государственный кадастр недвижимости указанных размеров кадастровой стоимости подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков N 64/201/2013184179 и N 64/201/2013149509.
Не согласившись с результатами кадастровой оценки, истцом была проведена рыночная оценка стоимости земельных участков по состоянию на 02.06.2012.
В соответствии с отчетами от 18.10.2013 N 887-К/10, N 889-К/10, N 888-К/10, выполненными ПО "Областная коллегия оценщиков", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:03 01 01:11 составила 11 485 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 64:40:02 02 13:42 - 5 064 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 64:40:02 02 13:41 - 3 207 000 руб.
Кадастровая стоимость арендуемых земельных участков определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного в составе приложения N 1 к Постановлению Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
ИП Попов В.А., полагая, что определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, в связи с чем нарушаются его права как плательщика арендной платы, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования к кадастровой палате, суды, установив несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, определили кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, указанных в отчетах от 18.10.2013 N 887-К/10, N 889-К/10, N 888-К/10 по состоянию на 02.06.2012, и признали заявленные истцом требования к кадастровой палате обоснованными в части установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление, и, отклоняя доводы кассационной жалобы, считает выводы суда первой и апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и ИП Попов В.А. воспользоваться нормами Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии выводами, изложенными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Истцом заявлен иск к органу кадастрового учета.
Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
В связи с этим, суды предыдущих инстанций обоснованно посчитали, что такие требования не связаны с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.
Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11.
Не соглашаясь с внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью спорных земельных участков и обращаясь в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости данных земельных участков равной их рыночной стоимости, ИП Попов В.А. представил отчеты от 18.10.2013 N 887-К/10, N 889-К/10, N 888-К/10, выполненные ПО "Областная коллегия оценщиков", согласно которым по состоянию на 02.06.2012 рыночная стоимость земельных участков составляет:
- с кадастровым номером 64:40:03 01 01:11, площадью 10 684 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, улица Саратовское шоссе, район воинской части в размере 11 485 000 руб.;
- с кадастровым номером 64:40:02 02 13:41, площадью 2983 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, улица Саратовское шоссе, район АЗС, напротив 11 -го микрорайона в размере 3 207 000 руб.;
- с кадастровым номером 64:40:02 02 13:42, площадью 4711 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, улица Саратовское шоссе, район АЗС, напротив 11-го микрорайона в размере 5 064 000 руб.
В соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценщик в силу статьи 15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования федеральных законов, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
Отчет об оценке объекта не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются используемые стандарты оценки, приводятся сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, отраженных в отчете. Указания на стандарты оценки должны сопровождаться обоснованием их использования при проведении оценки данного объекта оценки (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Нормами статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
В целях подтверждения правильности и достоверности данных отчетов истцом представлены экспертные заключения от 28.10.2013 N 28-10-13-03, N 28-10-13-02, N 28-10-13-01 на отчеты от 18.10.2013 N 889-К/10, N 888-К/Ю, N 887-К/Ю, подготовленные Некоммерческим партнёрством саморегулируемой организацией "Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа".
В экспертных заключениях содержатся категоричные выводы о соответствии отчетов от 18.10.2013 N 887-К/10, от 18.10.2013 N 889-К/Ю, от 18.10.2013 N 887-К/10, выполненных ПО "Областная коллегия оценщиков", требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Статьей 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу (часть 3 статьи 86 АПК РФ).
В заключении, должны быть отражены объекты исследований, содержание и результаты исследований (пункты 6, 7 статьи 86 АПК РФ), оценка результатов исследований, выводы и их обоснование (пункт 8 статьи 86 АПК РФ).
Представленные экспертные заключения от 28.10.2013 N 28-10-13-03 на отчет от 18.10.2013 N 889-К/Ю, от 28.10.2013 N 28-10-13-02 на отчет от 18.10.2013 N 888-К/Ю, от 28.10.2013 N 28-10-13-01 на отчет от 18.10.2013 N 887-К/Ю, подготовленные Некоммерческим партнёрством саморегулируемой организацией "Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа", отвечают требованиям, предъявляемым к составлению такого роду документам, содержат сведения об экспертах, исследовательскую часть с описанием объекта исследования, являются полными, ясными, содержат оценку результатов исследований, однозначные выводы и их обоснование.
Ответчики в ходе судебного разбирательства выводы, указанные в отчетах от 18.10.2013 N 887-К/10, N 889-К/Ю, N 887-К/10 и заключениях экспертов от 28.10.2013 N 28-10-13-01, N 28-10-13-02 и N 28-10-13-03 не оспорили.
Доказательств об иной рыночной стоимости земельных участков в материалы дела не представлено, равно как не заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы на предмет определения рыночной стоимости спорного земельного участка, в связи с чем, в силу части 2 статьи 9 АПК РФ несут риск наступления последствий несовершения ими процессуальных действий.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что отчеты отвечают предъявленным к отчетам оценки требованиям, содержат необходимые реквизиты, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.
Доводы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в полномочия ФГБУ "ФКП Росреестра" никогда не входили функции по государственной кадастровой оценке земельных участков, а также о неправомерном удовлетворении судом требования об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, были предметом оценки и правомерно отклонены судом апелляционной инстанции исходя из следующего.
Удовлетворяя требования, заявленные к кадастровой палате, суд первой инстанции исходил из обеспечения исполнимости судебного акта и правовых позиций, сформулированных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которым требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на рыночную стоимость земельного участка должно быть обращено к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке; установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 12.12.1997 N 2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Пунктом 5.1.3 положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в числе прочего возложена функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
На основании части 2 статьи 3 вышеназванного закона и в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Саратовской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области с 01.12.2010.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с которым решение о выполнении кадастровых процедур (в том числе, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) осуществляется на основании решения, принимаемого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.
Из правоустанавливающих документов ФГБУ "ФКП Росреестра" следует, что оно осуществляет функции ведения государственного кадастра недвижимости и определения кадастровой стоимости учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их характеристик, то есть является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости. Отсутствие у кадастровой палаты функций по осуществлению кадастровой оценке само по себе не свидетельствует о том, что палата не является надлежащим ответчиком, обязанным исполнить вступивший в законную силу судебный акт.
Заявленные истцом требования, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Таким образом, органом кадастрового учета является ФГБУ "ФКП Росреестра", следовательно, требования, предъявленные к ФГБУ "ФКП Росреестра", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, правомерно удовлетворены судами как к надлежащему ответчику.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу N А57-19135/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
На основании части 2 статьи 3 вышеназванного закона и в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Саратовской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области с 01.12.2010."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 октября 2014 г. N Ф06-15564/13 по делу N А57-19135/2013