г. Казань |
|
07 октября 2014 г. |
Дело N А65-3134/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителя:
ответчика - Витковской Т.В., доверенность от 14.02.2014,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.04.2014 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Попова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-3134/2014
по заявлению закрытого акционерного общества "Татплодоовощпром" (ОГРН 1021602830567, ИНН 1654041350) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан о признании решения недействительным и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Татплодоовощпром" (далее заявитель, общество, ЗАО "Татплодоовощпром", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - ответчик, налоговый орган, инспекция, Межрайонная ИФНС N 4 по Республике Татарстан) о признании решения от 16.12.2013 N 9204 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - третье лицо, Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.04.2014 заявление удовлетворено частично, решение Межрайонной ИФНС N 4 по Республике Татарстан от 06.12.2013 N 9204 в части доначисления земельного налога за 2011 год в сумме превышающей 134 640 руб., соответствующих сумм штрафа, признано незаконным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.04.2014 оставлено без изменения.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение в части удовлетворенных требований налогоплательщика, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ЗАО "Татплодоовощпром" полностью.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество и третье лицо в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия общества и третьего лица.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося в судебное заседание представителя инспекции, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:172109:3.
Инспекцией в отношении общества проведена камеральная налоговая проверка по представленной заявителем уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 339 900 руб., с заявленной кадастровой стоимостью земельного участка 61 800 000 руб.
Основанием для представления уточненной налоговой декларации послужило внесение изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 по делу N А65-12607/2012.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 06.12.2013 N 9204.
На основании акта проверки налоговым органом принято решение от 06.12.2013 N 9204 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 12 669 руб., ему доначилен земельный налог в размере 337 739 руб.
Управлением от 17.01.2014 N 2.14-0-18/000900 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Общество, не согласившись с решением налогового органа от 06.12.2013 N 9204, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя требования, пришли к выводу о том, что решение налогового органа в части доначисления земельного налога за 2011 год превышающего 134 640 руб., а также начисленных сумм штрафа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102) утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Вышеуказанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
С учетом положений статьи 5 Кодекса, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О суды пришли к обоснованному выводу о том, что указанный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Поскольку налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
При таких обстоятельствах, как правомерно указали суды, применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным Постановлением N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Судами установлено, что обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:172109:3, общей площадью 30 000 кв.м., расположенный по адресу: РТ, г. Казань, Приволжский район, п. Петровский.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 по делу N А65-12607/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:172109:3 в размере 61 800 000 руб.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановления от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В вышеназванном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Суды правомерно указали, что в связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в течение налогового периода на основании судебного акта, однако решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 рыночная стоимость не определена на дату кадастровой оценки, измененная кадастровая стоимость применяется с момента вступления в силу судебного акта.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 по делу N А65-12607/2012 вступило в законную силу 18.08.2012, следовательно, установленная данным судебным актом рыночная стоимость земельного участка, должна быть применена с 2012 года.
Поскольку, произведенное сторонами исчисление налога не соответствует закону, суды при определении размера земельного налога заявителя за 2011 год правомерно исходили из кадастровой стоимости земельных участков заявителя и ставки налога, установленной на 2011 год.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:172109:3 установлена в размере 86 280 000 руб.
С учетом перерасчета земельного налога по вышеуказанным участкам, земельный налог к уплате за 2011 год должен составить 474 540 руб., а не 677 639 руб., как указывал налоговый орган.
Судами установлено, что у заявителя на момент вынесения оспариваемого решения имелась переплата в размере 274 394 руб., в связи с чем сумма земельного налога за 2011 год подлежащая доначислению с учетом состояния расчетов с бюджетом составляет 134 640 руб.
С учетом вышеизложенного суды пришли к правильному выводу о том, что решение налогового органа в части доначисления земельного налога за 2011 год превышающего 134 640 руб., а также начисленных сумм штрафа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 по делу N А65-3134/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановления от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В вышеназванном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
...
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 по делу N А65-12607/2012 вступило в законную силу 18.08.2012, следовательно, установленная данным судебным актом рыночная стоимость земельного участка, должна быть применена с 2012 года."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 октября 2014 г. N Ф06-15628/13 по делу N А65-3134/2014