г. Казань |
|
08 октября 2014 г. |
Дело N А55-1022/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Петрова А.Л., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Март-Сервис" - Идрисова Н.Т., доверенность от 01.10.2014,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.05.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кувшинова В.Е.)
по делу N А55-1022/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Март-Сервис", г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным сообщения об отказе в государственной регистрации договора аренды земли, при участии: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Март-Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - управление) о признании недействительным сообщения об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 23.05.2012 N 2197а-2012/2017 между Министерством имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) и обществом содержащегося в сообщении от 25.11.2013 N 01/677/2013-857 и обязании устранить допущенные нарушения прав.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.05.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014, требования удовлетворены, суд признал незаконным отказ управления в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 23.05.2012 N 2197а-2012/2017 между министерством и обществом, содержащийся в сообщении от 25.11.2013 N 01/677/2013-857, обязал управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем государственной регистрации договора аренды вышеуказанного земельного участка.
Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве, письменных пояснениях общество просит обжалуемые судебные акты оставить в силе, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения.
Распоряжением администрации Куйбышевского района г. Самара от 19.12.2004 N 889 обществу в аренду предоставлен земельный участок площадью 77 кв. м, расположенный около дома N 136 корпус 2 по адресу г. Самара, ул. Белорусская, под размещение временной одноэтажной станции техобслуживания.
Между комитетом и обществом заключен договор аренды земельного участка от 02.02.2006 N 025331з сроком действия до 31.10.2006.
По истечению срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, в силу части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды возобновлен на неопределенный срок.
В последующем между министерством и обществом подписан договор аренды того же земельного участка от 23.05.2012 N 2197а-2012/2017 сроком до 08.04.2017, с одновременным расторжением по соглашению сторон в тот же день предыдущего договора аренды земельного участка от 02.02.2006 N 025331з.
Стороны сделки аренды обратились в управление на предмет его государственной регистрации.
Сообщением от 25.11.2013 N 01/677/2013857 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации договора по мотиву отсутствия у арендатора преимущественного права на заключение нового договора аренды.
Не согласившись с вышеназванным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций исходили из следующего.
В соответствии со статьями 22, 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 433, 609, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Законом Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара", статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации регистрирующий орган не доказал законность и обоснованность своего отказа.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
В указанном в части 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 указанной статьи).
Орган местного самоуправления на основании указанного в части 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками органа исполнительной власти Самарской области с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 указанной статьи).
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
При этом действующим законодательством не установлен запрет на заключение договора аренды на новый срок, в случае, если арендатор изъявил желание продлить договорные отношения после истечения срока действия договора аренды, учитывая, что пункт 2 вышеназванной статьи предусматривает, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Абзацем 6 пункта 3.1 названного Порядка предусмотрена возможность предоставления земельного участка без проведения торгов в форме аукциона при условии расположения на таком земельном участке строений, сооружений, не подлежащих постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты); наличии акта уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006, или акта принятия в эксплуатацию временного объекта, выданного уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект; подачи заявления о предоставлении земельного участка лицом, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Суды, руководствуясь представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, распоряжением Куйбышевского района г. Самара от 14.12.2004 N 882, договором от 02.02.2006 N 025331з, установили, что общество отвечает всем условиям, предусмотренным названным Порядком.
С учетом вышеназванных разъяснений, вышеуказанный договор аренды заключен на срок менее года, и следовательно государственной регистрации не подлежал.
При таких обстоятельствах, суды правомерно посчитали необоснованной ссылку регистрирующего органа на отсутствие у общества оснований для продления срока аренды без проведения торгов и нарушение процедуры предоставления земельного участка, как противоречащей Порядку, установленному постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суд пришел к правомерному выводу о том, что заявителем были предоставлены на регистрацию документы, достаточные для проведения регистрации спорного договора аренды, по форме и содержанию соответствующие требованиям закона, обжалуемый отказ противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела.
В силу требований статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции не обладает полномочиями давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.07.2014 по делу N А55-25168/2013 по спору между теми же сторонами.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.05.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 по делу N А55-1022/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом вышеназванных разъяснений, вышеуказанный договор аренды заключен на срок менее года, и следовательно государственной регистрации не подлежал.
При таких обстоятельствах, суды правомерно посчитали необоснованной ссылку регистрирующего органа на отсутствие у общества оснований для продления срока аренды без проведения торгов и нарушение процедуры предоставления земельного участка, как противоречащей Порядку, установленному постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суд пришел к правомерному выводу о том, что заявителем были предоставлены на регистрацию документы, достаточные для проведения регистрации спорного договора аренды, по форме и содержанию соответствующие требованиям закона, обжалуемый отказ противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя.
...
В силу требований статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции не обладает полномочиями давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.07.2014 по делу N А55-25168/2013 по спору между теми же сторонами."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 октября 2014 г. N Ф06-15759/13 по делу N А55-1022/2014