г. Казань |
|
08 октября 2014 г. |
Дело N А65-26596/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Муравьёва С.Ю., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
истца - Алеева И.С. (председатель правления), Хайруллиной М.Р. (доверенность от 13.10.2013)
ответчика - Рачковой-Чукиной Т.С. (доверенность от 11.09.2014 N 16482/кзио-исх), Володина А.Е. (доверенность от 26.03.2014 N 7659/кзио-исх)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2014 (судья Савельева А.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Романенко С.Ш.)
по делу N А65-26596/2013
по исковому заявлению гаражно-строительного кооператива "ВОЛГА", г. Казань (ОГРН 1021603482504, ИНН 1659031669), к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674) о внесении изменений в договор аренды,
УСТАНОВИЛ:
гаражно-строительный кооператив "ВОЛГА" (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - Комитет), с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 01.03.2013 N 16917 в части применения для расчета арендной платы ставки земельного налога, равной 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, на применение ставки земельного налога, равной 0,11% от кадастровой стоимости земельного участка, с даты вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы указывает, что при вынесении судебных актов суды руководствовались решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге", которое на момент принятия решения по делу утратило силу в связи с изданием решения Казанской городской Думы от 11.11.2013 N 5-26 "О земельном налоге". В пункте 1.5 решения от 11.11.2013 N 5-26 установлена ставка земельного налога в размере 0,4% в отношении земельных участков, занятых гаражами, в том числе, гаражно-строительными кооперативами. Кроме того, право собственности на гаражный комплекс как имущественный комплекс не зарегистрировано за Кооперативом, что свидетельствует о правильно примененной Комитетом ставки 1,5% для строящихся объектов.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 30.09.2014 был объявлен перерыв до 14 ч. 00 мин. 02.10.2014. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Арбитражного суда Поволжского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене, с отказом в удовлетворении исковых требований.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 09.07.2012 N 4560, вынесенного во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.11.2011 по делу N А65-32549/2009, Кооперативу на праве аренды был предоставлен из земель поселений земельный участок площадью 7181 кв. м, с кадастровым номером 16:50:070647:2684, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Хусаина Мавлютова, занимаемый первой очередью гаражного комплекса.
Между Комитетом (арендодатель) и Кооперативом (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 01.03.2013 N 16719, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 7181 кв. м, с кадастровым номером 16:50:070647:2684, расположенный по адресу: г. Казань, Приволжский район, ул. Хусаина Мавлютова, для размещения гаражного комплекса.
Пунктом 2.1 договора аренды срок действия договора определен на 49 лет до 08.06.2061.
Согласно пункту 3.1. договора годовая сумма арендной платы, подлежащая ежегодно к уплате по настоящему договору, рассчитывается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате на землю" (с изменениями и дополнениями), решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге" (с изменениями и дополнениями), по формуле Апл.=УПКСЗ х Рс х Кф х Пл., где: Апл. - годовая сумма арендной платы за землю; УПКСЗ - удельный показатель кадастровой стоимости; Рс - размер ставки земельного налога, в % от кадастровой стоимости земли; Кф - поправочный коэффициент к ставкам земельного налога, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; Пл - площадь земельного участка.
Арендатор вносит арендную плату ежемесячно не позднее 15 числа каждого текущего месяца (пункт 3.3. договора).
В соответствии с пунктом 3.6. договора размер арендной платы не является фиксированным и изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения, введения иных ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы уполномоченным органом государственной власти Республики Татарстан, органом местного самоуправления г. Казани без согласования с арендатором, а также в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства. Новый размер арендной платы устанавливается со срока, указанного в уведомлении, отправляемом арендодателем письмом по адресу, указанному в договоре. Уведомление может быть сделано арендодателем, в том числе и через средства массовой информации неопределенному кругу лиц, обязательное для арендатора.
Согласно расчету арендной платы, являющегося приложением к договору аренды земельного участка от 01.03.2013 N 16719, годовой размер арендной платы рассчитан исходя из применения ставки земельного налога, равной 1,5% от кадастровой стоимости земли.
Кооператив 05.07.2013 обратился к Комитету с просьбой внести изменения в договор в части применения ставки земельного налога равной 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, указав на необходимость применения ставки земельного налога равной 0,11%, и просил произвести перерасчет задолженности по арендной плате.
Поскольку Комитет письмом от 19.08.2013 N 14818/кзио-исх отказал внести соответствующие изменения в договор аренды, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении дела N А65-32549/2009, исходили из того, что на спорном земельном участке расположен единый многоэтажный гаражный комплекс, в связи с чем, руководствуясь решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге", пришли к выводу о несоответствии действующему законодательству расчета арендной платы исходя из применения ставки земельного налога 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку для земельных участков с целевым назначением под размещение многоэтажных гаражей и многоуровневых парковок ставка земельного налога составляет 0,11%.
Между тем, при разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, от 15.03.2012 N 15117/11 и от 17.04.2012 N 15837/11 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Аналогичные разъяснения даны в пунктах 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Учитывая, что арендная плата за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, регулируется в нормативном порядке, то принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления правовых актов, изменяющих установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон и без внесения в текст договоров соответствующих изменений.
В абзаце 6 пункта 3.1 договора аренды стороны согласовали, что арендатор самостоятельно исчисляет годовую сумму арендной платы за землю, подлежащую к уплате по настоящему договору.
Таким образом, на арендатора возложена обязанность по самостоятельному исчислению арендной платы, подлежащей к уплате за землю в соответствии с действующим законодательством.
В то же время требованием Кооператива по настоящему делу является внесение изменений в приложение к договору, содержащего примерный расчет арендной платы, в котором указана ставка земельного налога 1,5% от кадастровой стоимости.
Из анализа обжалуемого расчета, приведенного в приложении к договору аренды, следует, что он носит демонстрационный характер для последующего самостоятельного расчета арендной платы арендатором.
Одновременно с этим сама формула, приведенная в пункте 3.1 договора аренды, не предусматривает фиксированной ставки земельного налога в размере 1,5%.
Следует отметить, что требования Кооператива в части внесения изменений в расчет арендной платы фактически направлены на установление конкретной ставки земельного налога, однако применительно к данному случаю орган, осуществляющий публичные интересы, вправе ввести в действие нормативный правовой акт об установлении такой ставки с определенной даты, что и было сделано решением Казанской городской думы от 11.11.2013 N 5-26 "О земельном налоге".
При ином подходе установление конкретной ставки земельного налога путем внесения изменения в судебном порядке в договор аренды приведет к тому, что недействительное условие договора не будет применяться только с момента вступления в законную силу судебного акта.
Таким образом, в данном конкретном случае установление ставки земельного налога не может определяться соглашением сторон и как следствие быть предметом спора о внесении изменений в договор аренды.
Требование Кооператива о необходимости внесения в договор изменений, связанных с размером ставки земельного налога, по существу направлены на оспаривание размера арендной платы по договору. Кооператив не лишен возможности воспользоваться иными средствами правовой защиты, в том числе на основании позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для внесения изменений в договор аренды земельного участка, в связи с чем решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, а исковые требования оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 по делу N А65-26596/2013 отменить.
В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
С.Ю. Муравьёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, от 15.03.2012 N 15117/11 и от 17.04.2012 N 15837/11 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Аналогичные разъяснения даны в пунктах 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
...
Требование Кооператива о необходимости внесения в договор изменений, связанных с размером ставки земельного налога, по существу направлены на оспаривание размера арендной платы по договору. Кооператив не лишен возможности воспользоваться иными средствами правовой защиты, в том числе на основании позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 октября 2014 г. N Ф06-15211/13 по делу N А65-26596/2013