г. Казань |
|
09 октября 2014 г. |
Дело N А65-2362/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Егоровой М.В., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Романова А.А. (доверенность от 20.03.2013),
ответчика - Заляловой А.Р. (доверенность от 26.02.2014),
в отсутствие представителя:
третьего лица - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.04.2014 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 (председательствующий судья - Захарова Е.И., судьи Кувшинов В.Е., Семушкин В.С.)
по делу N А65-2362/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Метур", г. Екатеринбург (ОГРН 1026605227219, ИНН 6671108035) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, г. Казань (ОГРН 1041626853806, ИНН 1658001735), с привлечением третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании решения недействительным, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Метур" (далее - Общество, заявитель, ООО "Метур") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании решения от 28.10.2013 N 6701 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014, заявленные Обществом требования удовлетворены в части начисления земельного налога за 2011 год в сумме 524 785 руб. и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом.
Общество в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 АПК РФ, просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год., по результатам которой составлен акт от 16.09.2013 N 23940.
Рассмотрев акт налоговой проверки и возражения заявителя, налоговым органом вынесено решение от 28.10.2013 N 6701 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление.
Решением Управления от 09.12.2013 N 2.14-0-18/027248@ апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования в части, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
По настоящему делу арбитражными судами установлено, что налоговым органом при начислении земельного налога за 2011 год применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102).
Постановлением N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Суды, с учетом положений статьи 5 НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О и подтвержденной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П и от 01.03.2011 N 275-О-О, обоснованно указала, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2647/11 и от 21.09.2010 N 4453/10.
Таким образом, как правильно указали судебные инстанции, применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Между тем не может быть принят и довод заявителя о применении рыночной стоимости земельных участков, утвержденных решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.10.2012 по делу N А65-20965/2012.
Установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости осуществляется органом кадастрового учета с момента внесения соответствующих сведений.
В соответствии с положениями пункта 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, при внесении в государственный кадастр недвижимости новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, законодательством не предусмотрено.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, в соответствии с правилами пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации в определении от 16.01.2013 N ВАС 17879/12 по делу N А65-33809/2011 указал, что требование общества об установлении судом рыночной стоимости земельного участка с иного момента, нежели момент вступления в силу судебного акта, в данном случае с 01.01.2011, не соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Суды, частично удовлетворяя заявленные требования, приняли во внимание следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-20965/2012 от 03.10.2012 вступило в законную силу 03.11.2012, следовательно, установленная данным судебным актом рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка, должна быть применена с 03.11.2012.
Поскольку, произведенное сторонами исчисление налога не соответствует закону, суды при определении размера земельного налога заявителя за 2011 год исходят из кадастровой стоимости земельных участков заявителя за предыдущий налоговой период - 2010 год и ставки налога, установленной на 2011 год.
Таким образом, налоговая база по земельному налогу за 2011 год подлежала исчислению исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 951).
Как правильно указали суды обеих инстанций, в соответствии с Постановлением N 951, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:200103:6 составила 191 822 535 руб.
Согласно Постановлению N 951, налоговая ставка в отношении земельного участка с кадастровым номером: 16:50:200103:6 установлена в размере 0,55 %.
В связи с чем, земельный налог к уплате за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:200103:6 должен составить 1 055 024 руб. (191 822 535 х 0,55 %).
С учетом перерасчета земельного налога по вышеуказанному участку, земельный налог к уплате за 2011 год должен составить 1 055 024 руб., а не 1 579 809 руб., как указывает налоговый орган.
Соответственно, с учетом доначисления на основании декларации заявителем земельного налога за 2011 год в сумме 276 931 руб., доначислению подлежит земельный налог в сумме 778 093 руб., а не в сумме 1 302 878 руб., как указано в оспариваемом решении.
Исходя из вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что решение Инспекции от 28.10.2013 N 6701 в части начисления земельного налога за 2011 год в сумме 524 785 руб., не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, вследствие чего оспариваемое решение налогового органа в указанной части заявленных требований правомерно признано судами недействительным.
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, суды правомерно удовлетворили заявленные требования в указанной части.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 по делу N А65-2362/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, в соответствии с правилами пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации в определении от 16.01.2013 N ВАС 17879/12 по делу N А65-33809/2011 указал, что требование общества об установлении судом рыночной стоимости земельного участка с иного момента, нежели момент вступления в силу судебного акта, в данном случае с 01.01.2011, не соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
...
Из материалов дела следует, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-20965/2012 от 03.10.2012 вступило в законную силу 03.11.2012, следовательно, установленная данным судебным актом рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка, должна быть применена с 03.11.2012."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 октября 2014 г. N Ф06-15846/13 по делу N А65-2362/2014