г. Казань |
|
09 сентября 2014 г. |
Дело N А65-27136/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
истца - Касатова А.С., доверенность от 10.09.2014,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.03.2014 (судья Юшков А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.) по делу N А65-27136/2013
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром сжиженный газ", г. Казань (ИНН 1660033036, ОГРН 1021603628705) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань, о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:53:010101:0049, общей площадью 54 446 кв.м расположенного по адресу: г. Нижнекамск, ул. Первопроходцев, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром сжиженный газ" (далее - ООО "Газпром сжиженный газ", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата) о внесении изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:53:010101:0049, общей площадью 54 446 кв.м, расположенного по адресу: г. Нижнекамск, ул. Первопроходцев.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.03.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:53:010101:0049, площадью 1515 кв.м, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Нижнекамский район, г. Нижнекамск, ул. Первопроходцев (далее - спорный участок), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.05.2008 серии 16-АА N 692946.
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2010 по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 по делу N 3-32/11, от 26.05.2011 N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере 4 712 089,35 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, общество обратился с иском в арбитражный суд.
В обоснование иска общество представило подготовленный ИП Агашиным К.И. отчет от 28.10.2013 N 13-010, которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:53:010101:0049 по состоянию на 01.01.2010 определена в размере 1 900 000 руб. По мнению общества, внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, и с учетом порядка определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговой кодекс), свидетельствует о нарушении его права как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
Удовлетворяя исковые требования, суды, установив несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, определили кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, указанной в заключении судебной экспертизы от 14.02.2014 N 2/6-14 по состоянию на 01.01.2010, и признали заявленные истцом требования к кадастровой палате обоснованными в части установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости равной 2 476 722 руб.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Заявитель, будучи собственником земельного участка, является, по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса, налогоплательщиком земельного налога в отношении данного участка.
В силу статьи 390 Налогового кодекса, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса.
Для целей налогообложения и в иных случаях предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) введенной в действие Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии выводами, изложенными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Истцом заявлен иск к органу кадастрового учета.
Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
В связи с этим, суды предыдущих инстанций обоснованно посчитали, что такие требования не связаны с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Как следует из материалов дела, в результате переоценки земель, согласно кадастровому паспорту на земельный участок с кадастровым номером 16:53:010101:0049, площадью 1515 кв.м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский район, г. Нижнекамск, ул. Первопроходцев, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере 4 712 089,35 руб.
Не соглашаясь с внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью спорных земельных участков и обращаясь в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, Общество представило отчет от 28.10.2013 N 13-010, выполненный независимым оценщиком ИП Агашиным К.И., которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:53:010101:0049 по состоянию на 01.01.2010 определена в размере 1 900 000 руб.
В соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценщик в силу статьи 15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования федеральных законов, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
Отчет об оценке объекта не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются используемые стандарты оценки, приводятся сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, отраженных в отчете. Указания на стандарты оценки должны сопровождаться обоснованием их использования при проведении оценки данного объекта оценки (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, в рамках дела была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
Согласно заключению судебной экспертизы от 14.02.2014 N 2/6-14, подготовленному экспертом Чимаровой С.В. рыночная стоимость спорного участка по состоянию на 01.01.2010 составила 2 476 722 руб.
В соответствии с результатами экспертизы истцом произведено уточнение исковых требований в части рыночной стоимости спорного земельного участка, которое принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицами, участвующими в деле, возражений относительно указанного экспертного заключения, ходатайства о назначении повторной, либо дополнительной экспертизы, не заявлено.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 по делу N А65-27136/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценщик в силу статьи 15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования федеральных законов, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
Отчет об оценке объекта не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются используемые стандарты оценки, приводятся сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, отраженных в отчете. Указания на стандарты оценки должны сопровождаться обоснованием их использования при проведении оценки данного объекта оценки (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 сентября 2014 г. N Ф06-15626/13 по делу N А65-27136/2013