г. Казань |
|
09 сентября 2014 г. |
Дело N А55-21341/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заявителя - Бочаровой К.В., доверенность от 15.01.2014 N 12,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.01.2014 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Селиверстова Н.А., Бажан П.В.) по делу N А55-21341/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Самарамашэлектроторг", г. Самара, к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий, третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самарамашэлектроторг" (далее ОАО "Самарамашэлектроторг", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), о признании незаконными действий Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент), выраженные в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1181,00 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, пр. Кирова, д. 3 и возложении на Департамент обязанности утвердить схему расположения указанного земельного участка; о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), выразившихся в отказе по заявлению от 05.06.2012 N 12-1/1589/12 о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 1181.00 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, пр. Кирова д. 3, и в не направлении в установленный срок проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по указанному адресу; и о возложении на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанности устранить нарушения прав заявителя путем принятия в месячный срок с момента вступления в силу решения суда по данному делу решения по заявлению от 05.06.2012 N 12-1/1589/12 о предоставлении в собственность за выкуп названного земельного участка и направлении в адрес заявителя проекта договора купли-продажи указанного земельного участка по цене равной двум с половиной процентов от его кадастровой стоимости.
Решением суда первой инстанции от 09.01.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014, требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной считает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, ОАО "Самарамашэлектроторг" является собственником объектов недвижимого имущества, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, пр. Кирова д. 3, а именно: Дорога-Асфальт, цех 2 и водопровод, цех 2, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из ЕГРП.
Все объекты недвижимости согласно имеющихся в материалах дела технических паспортов 1969-1980 года постройки.
05.06.2012 ОАО "Самарамашэлектроторг" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 1181.00 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, пр. Кирова д. 3, и являющегося частью единой территории ранее предоставленной в постоянное бессрочное пользование Самарской оптово-посреднической фирме "Машоптторг", преемником которой является заявитель.
Министерство в соответствии с Порядком обратилось в Департамент за утверждением схемы расположения земельного участка площадью 1181 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, пр. Кирова д. 3 с учетом зонирования территорий.
08.05.2013 Департамент направил в Министерство и заявителю заключение N 15-07-10/23992 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1181 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, пр. Кирова д. 3 на кадастровом плане, мотивировав отказ тем, что испрашиваемый земельный участок располагается в двух территориальных зонах со ссылкой на Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2011 N 61.
21.06.2013 Министерство уведомлением N 12-1/1589/12 отказало ОАО "Самарамашэлектроторг" в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, мотивировав отказ отсутствием утвержденной схемы расположения земельных участков на кадастровом плане и тем, что земельный участок не сформирован, не поставлен на кадастровый учет.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Самарской области с настоящим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статья 200 АПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Однако этого сделано не было.
Суды первой и апелляционной инстанции не указали, какие нормы права были нарушены Министерством, которые послужили основанием для признания его действий неправомерными.
При этом судами рассмотрено дело к двум ответчикам по разным предметам и основаниям.
Не проверены судами в должной мере доводы об ограниченности в обороте испрашиваемых земельных участков.
Между тем, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.11.2010 N ВАС-12881/10, вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в установленном порядке.
Кроме этого, судами не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, на испрашиваемом земельном участке располагаются объекты недвижимости заявителя - сооружения - Дорога-Асфальт, цех 2 и водопровод, цех 2.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса).
По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Судами не дана оценка объектам недвижимости заявителя - сооружению - Дорога-Асфальт и водопровод, находящимся на испрашиваемом земельном участке с точки зрения возможности отнесения их к категории недвижимого имущества.
Поскольку требование о государственной регистрации прав установлено лишь в отношении недвижимости как категории гражданского права, вывод о необходимости распространения в отношении того или иного объекта капитального строительства соответствующего правового режима может быть сделан в каждом конкретном случае только с учетом критериев, установленных приведенными нормами Гражданского кодекса.
Указанная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13.
Таким образом, обжалуемые судебные акты не отвечают требованиям статей 6, 71, 170, 271, части 2 статьи 289 АПК РФ ввиду неполного выяснения всех фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для его правильного и законного разрешения, а также как принятые с нарушением норм материального права.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеуказанное, и исходя из подлежащих применению норм материального права, на основании полного, всестороннего и объективного исследования и оценки доводов и возражении сторон, собранных по делу доказательств, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, и принять правильное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.01.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 по делу N А55-21341/2013 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса).
По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
...
Поскольку требование о государственной регистрации прав установлено лишь в отношении недвижимости как категории гражданского права, вывод о необходимости распространения в отношении того или иного объекта капитального строительства соответствующего правового режима может быть сделан в каждом конкретном случае только с учетом критериев, установленных приведенными нормами Гражданского кодекса.
Указанная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 сентября 2014 г. N Ф06-14682/13 по делу N А55-21341/2013
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14682/2013
21.05.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2649/14
09.01.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-21341/13
30.12.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-21341/13