г. Казань |
|
24 октября 2014 г. |
Дело N А06-8678/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
без участия, надлежащим образом, извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 25.02.2014 (судья Моисеева О.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи: Кузьмичев С.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-8678/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (ИНН 3017041554, ОГРН 1053000000041), г. Астрахань, к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244), г. Ростов-на-Дону,
о признании недействительным предписания от 05.09.2013 N 04-27/14,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным предписания Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ЮМТУ Росстандарта) от 05.09.2013 N 04-27/14 и обязании ЮМТУ Росстандарта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) общество отказалось от заявленных требований в части обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25.02.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014, обжалуемое предписание признано недействительным. В части отказа от исковых требований производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ЮМТУ Росстандарта обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, в период с 07.08.2013 по 30.08.2013 на основании приказа от 25.07.2013 N 01-30/1243 ЮМТУ Росстандарта проведена внеплановая выездная проверка общества.
Проведенной проверкой установлено, что электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного однофазного тока частотой 50 Гц, реализуемая ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" по договорам энергоснабжения гражданам, проживающим пер. Крупской, дома 6, 12, ул. Бакинской, дом 1, села Старокучергановки Наримановского района Астраханской области реализуется без сертификата соответствия, что не соответствует обязательным требованиям стандартов: главы 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - Постановление N 982).
Договоры энергоснабжения с потребителями, проживающими по вышеуказанному адресу, заключены ОАО "Астраханская энергосбытовая компания". Собственником электросетевого оборудования, с помощью которого электрическая энергия поставляется конечным потребителям ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", является сетевая организация - ОАО "МРСК Юга".
Из актов отбора образцов, экспертного заключения ФБУ "Ставропольский ЦСМ" следует, что контрольно-измерительные приборы в ходе проверки устанавливались на контактных клеммах электросчетчиков потребителей, находящихся в вышеуказанных жилых домах.
В ходе проверки установлено нарушение норм качества электрической энергии, установленных ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" и ГОСТ 54149-2010 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" по следующим показателям: пункт 5.2 ГОСТ 13109-97 - по установившемуся отклонению напряжения (предельно допустимым значениям); пункт 4.2.2 ГОСТ 54149-2010 - по отклонению напряжения; пункт 4.2.3 ГОСТ 54149-2010 - по колебаниям напряжения и фликеру; пункт 4.2.4 ГОСТ 54149-2010 - по коэффициенту искажения синусоидальности напряжения; пункт 5.4.2 ГОСТ 13109-97 - по коэффициенту n-й гармонической составляющей напряжения (предельно допустимым значениям).
По факту выявленных нарушений, ЮМТУ Росстандарта в отношении общества составлен акт проверки от 05.09.2013 N 04-26/55, составлен протокол об административном правонарушении и выдано предписание от 05.09.2013 N 04-27/14 об устранении в срок до 05.12.2013 нарушений правил обязательного подтверждения соответствия приняв все возможные и предусмотренные законом и договором меры при исполнении услуг по передаче, в том числе, в рамках взаимодействия с иными субъектами электроэнергетики в условиях заключенных гражданско-правовых договоров с соблюдением требований действующего законодательства в сфере электроэнергетики для устранения выявленного нарушения.
Общество полагая, что указанное предписание является незаконным, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, кроме того, незаконно возлагает на общество заведомо неисполнимые обязанности по устранению выявленных нарушений, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу, что ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", являясь гарантирующим поставщиком, не может нести обязанность по сертификации электрической энергии, поставляемой по электрическим сетям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии.
В силу статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (абзац 15 статьи 6) с 01.04.2006 юридическим лицам запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии. В целях обеспечения реализации указанных требований с 01.04.2006 не допускается одновременно иметь на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.
Согласно приказу Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 N 51-0В ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" является гарантирующим поставщиком на территории Астраханской области, не имеет на праве собственности либо ином законном праве электросетевое оборудование, не осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, следовательно, не имеет возможности организовать надлежащее функционирование электросетевого оборудования и тем самым влиять на соответствие качества электрической энергии требованиям технических регламентов.
В соответствии с пунктом 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии), в интересах которого заключается договор к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам.
Общество урегулировало отношения по передаче электрической энергии в интересах своих потребителей, заключив договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 28.06.2013 N 30000130000394 с сетевой организацией ОАО "МРСК Юга", к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, проживающих по вышеуказанным адресам.
В силу пункта 3.4.1 указанного договора ОАО "МРСК Юга" обязуется обеспечить передачу принятой в свою сеть электроэнергии до точек поставки электроэнергии потребителям, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам. Подпунктом "в" пункта 2.2 установлена ответственность потребителя услуг и ОАО "МРСК Юга" за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая определяется балансовой принадлежностью таких объектов.
Подпунктом "в" пункта 8.2.2 данного договора предусмотрена ответственность ОАО "МРСК Юга" за отклонение показателей качества электроэнергии от сверх величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в рассматриваемом случае, необходимые мероприятия, направленные на поддержание качества электроэнергии, должны проводиться в центрах питания электрической сети, трансформаторах и иных объектах электросетевого оборудования, находящихся в сфере контроля региональной сетевой компании ОАО "МРСК Юга".
Следовательно, общество предприняло все зависящие от него меры по реализации потребителям качественной электрической энергии, а именно: купило электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии; урегулировало в интересах потребителей отношения по передаче электрической энергии с сетевой организацией ОАО "МРСК Юга", включив в условия договора N 30000130000394 обязанность сетевой организации по соблюдению качества электрической энергии требованиям ГОСТ 13109-97; обращалось в ОАО "МРСК Юга" с требованием устранить причины несоответствия качества электрической энергии у потребителей, проживающих в селе Старокучергановка Наримановского района Астраханской области.
В ходе проверки показатели поступающей в сети ОАО "МРСК Юга" от общества электрической энергии не фиксировались и не исследовались; доказательств того, что на входе в электрические сети третьего лица (при передаче от общества ОАО "МРСК Юга") электрическая энергия была ненадлежащего качества, суду не представлено.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.12.2013 по делу N А06-6948/2013, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, ЮМТУ Росстандарта в лице Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ по рассматриваемому нарушению отказано в привлечении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Судами указано, что ЮМТУ Росстандарта не исследовал причины и условия отклонения от норм ГОСТ 13109-97, не установил лица (гарантирующий поставщик, сетевая организация или потребитель), по чьей вине ухудшилось качество электрической энергии. Доказательств того, что несоответствие электрической энергии требованиям ГОСТа 13109-97 явилось результатом неправомерных действий (бездействия) именно ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", ЮМТУ Росстандарта также не представил.
Согласно части 2 стать 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку в рамках рассматриваемой проверки административный орган не доказал того, что несоответствие электрической энергии требованиям ГОСТа 13109-97 явилось результатом неправомерных действий (бездействия) именно общество, оспариваемое предписание об устранении нарушений правил обязательного подтверждения соответствия, приняв все возможные и предусмотренные законом и договором меры при исполнении услуг по передаче, в том числе, в рамках взаимодействия с иными субъектами электроэнергетики в условиях заключенных гражданско-правовых договоров с соблюдением требований действующего законодательства в сфере электроэнергетики для устранения выявленного нарушения, правомерно признано судами недействительным.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 25.02.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 по делу N А06-8678/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом "в" пункта 8.2.2 данного договора предусмотрена ответственность ОАО "МРСК Юга" за отклонение показателей качества электроэнергии от сверх величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в рассматриваемом случае, необходимые мероприятия, направленные на поддержание качества электроэнергии, должны проводиться в центрах питания электрической сети, трансформаторах и иных объектах электросетевого оборудования, находящихся в сфере контроля региональной сетевой компании ОАО "МРСК Юга".
Следовательно, общество предприняло все зависящие от него меры по реализации потребителям качественной электрической энергии, а именно: купило электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии; урегулировало в интересах потребителей отношения по передаче электрической энергии с сетевой организацией ОАО "МРСК Юга", включив в условия договора N 30000130000394 обязанность сетевой организации по соблюдению качества электрической энергии требованиям ГОСТ 13109-97; обращалось в ОАО "МРСК Юга" с требованием устранить причины несоответствия качества электрической энергии у потребителей, проживающих в селе Старокучергановка Наримановского района Астраханской области.
...
Судами указано, что ЮМТУ Росстандарта не исследовал причины и условия отклонения от норм ГОСТ 13109-97, не установил лица (гарантирующий поставщик, сетевая организация или потребитель), по чьей вине ухудшилось качество электрической энергии. Доказательств того, что несоответствие электрической энергии требованиям ГОСТа 13109-97 явилось результатом неправомерных действий (бездействия) именно ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", ЮМТУ Росстандарта также не представил."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 октября 2014 г. N Ф06-16190/13 по делу N А06-8678/2013
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16190/13
10.07.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3206/14
28.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5366/13
25.02.2014 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-8678/13
11.02.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12850/13