г. Казань |
|
28 октября 2014 г. |
Дело N А57-19415/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Муравьёва С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
истца - Рысиной Н.А. по доверенности от 10.01.2014,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.04.2014 (судья Кулахметов Ш.Б.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Дубровина О.А., Жевак И.И.)
по делу N А57-19415/2013
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания МЕГА", г. Самара, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, с привлечением третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, Правительства Саратовской области, г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью "Приоритет-Оценка", г. Саратов, Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации - некоммерческое партнерство "Общество профессиональных экспертов и оценщиков", г. Москва, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", г. Москва, Инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району города Саратова, г. Саратов, администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания МЕГА" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области (далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 56 979 кв.м, кадастровый номер 64:48:020301:2160, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Верхняя, д. 17, равной его рыночной стоимости в размере 142 325 000 (сто сорок два миллиона триста двадцать пять тысяч) рублей 00 копеек; об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 4573 кв.м, кадастровый номер 64:48:020301:173, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Верхняя, д. 17, равной его рыночной стоимости в размере 13 995 000 (тринадцать миллионов девятьсот девяносто пять тысяч) рублей 00 копеек.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.04.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014, исковые требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Кадастровая палата просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы считает вывод судов о том, что Кадастровая палата является надлежащим ответчиком по данному делу, основанным на неверном толковании норм права и противоречащим правоприменительной практике судов по данной категории дел.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является собственником земельных участков площадью 56 979 кв.м, кадастровый номер 64:48:020301:2160, и площадью 4573 кв.м, кадастровый номер 64:48:020301:173, расположенных по адресу: г. Саратов, ул. Верхняя, д. 17.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р утверждены представленные Управлением Росреестра по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012. Для земельного участка с кадастровым номером 64:48:020301:2160 кадастровая стоимость утверждена в размере 413 608 281 руб. 84 коп., для земельного участка с кадастровым номером 64:48:020301:173 - в размере 33 195 224 руб. 08 коп., что отражено в государственном кадастре недвижимости 31.01.2013.
Не согласившись с результатами кадастровой оценки, Обществом была проведена рыночная оценка стоимости земельных участков по состоянию на 02.06.2012.
Согласно отчетам от 04.10.2013 N 07/13-77 и от 04.10.2013 N 07/13-78 обществом с ограниченной ответственностью "Приоритет-Оценка" определена рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:020301:2160 - 142 325 000 руб., 64:48:020301:173 - 13 995 000 руб.
Общество, полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
При принятии обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Общество, заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, что является нарушением его прав.
При этом права Общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом предъявленное к органу государственного кадастрового учета требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 определена правовая позиция, согласно которой установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
Данная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Таким образом, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012.
В связи с несогласием Общества с результатами кадастровой оценки им была проведена досудебная рыночная оценка стоимости земельных участков по состоянию на 02.06.2012.
В соответствии с отчетом от 04.10.2013 N 07/13-77, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Приоритет-Оценка" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020301:2160 по состоянию на 02.06.2012 составила 142 325 000 руб., согласно отчету от 04.10.2013 N 07/13-78 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020301:173 составила 13 995 000 руб.
В целях подтверждения правильности и достоверности вышеуказанных отчетов Обществом представлены экспертные заключения Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации - Некоммерческое партнерство "Общество профессиональных экспертов и оценщиков" от 06.11.2013 N 769 на отчет от 04.10.2013 N 07/13-77 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:020301:2160 и от 06.11.2013 N 770 на отчет от 04.10.2013 N 07/13-78 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:020301:173.
В экспертных заключениях содержатся выводы о соответствии отчетов от 04.10.2013 N 07/13-77 и N 07/13-78, выполненных обществом с ограниченной ответственностью "Приоритет-Оценка", требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Судебные инстанции, оценив в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательства, имеющиеся в материалах дела, пришли к выводу о том, что экспертные заключения от 04.10.2013 об оценке рыночной стоимости земельных участков соответствуют требованиям действующего законодательства, результаты экспертизы ответчиком и третьими лицами не оспорены, в связи с чем удовлетворили заявленные требования, обязав Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, исходя из его рыночной стоимости.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, судебной коллегией отклоняется.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости предъявляется к органу кадастрового учета.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 12.12.1997 N 2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Пунктом 5.1.3 положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в числе прочего возложена функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Саратовской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы Кадастровой палате с 01.12.2010.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с которым решение о выполнении кадастровых процедур (в том числе, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) осуществляется на основании решения, принимаемого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.
Таким образом, органом кадастрового учета является Кадастровая палата, а, следовательно, суды правильно удовлетворили иск в отношении Кадастровой палаты.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.04.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 по делу N А57-19415/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
С.Ю. Муравьёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Саратовской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы Кадастровой палате с 01.12.2010."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 октября 2014 г. N Ф06-15265/13 по делу N А57-19415/2013