г. Казань |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А65-28726/2013 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
ответчика - Хакимова Э.И., доверенность от 09.01.2014,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.04.2014 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Филиппова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-28726/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экспресс Металл", г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экспресс Металл" (далее - заявитель, общество, ООО "Экспресс Металл") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция), при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, о признании недействительным решения от 05.07.2013 N 2.12-0-19/2808.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014, заявленные требования удовлетворены частично, решение признано недействительным в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 47 286 руб., а также соответствующих сумм штрафа и пени. Суд обязал налоговый орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Экспресс Металл" в указанной части. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя налогового органа, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:050205:25, 16:50:050205:35, 16:50:050205:27.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой налоговым органом выявлено, что обществом занижена налоговая база при исчислении земельного налога и допущена неполная уплата земельного налога по земельным участкам 16:50:050205:25 и 16:50:050205:27 в результате применения кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда от 15.05.2012 по делу А65- 7739/2012.
По результатам проверки составлен акт от 24.05.2013 N 2.12-0-19/2169 и 05.07.2013 вынесено решение N 2.12-0-19/2808 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением заявителю доначислен земельный налог в размере 69 717 руб., начислены пени в сумме 4654,53 руб. а также заявитель привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в размере 13 943,40 руб.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2012 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан решение инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Посчитав, что решение налогового органа не соответствует закону и нарушает права и охраняемые интересы налогоплательщика, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
По мнению общества в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:050205:25, 16:50:050205:27 должна быть применена кадастровая стоимость в размере рыночной, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2012 N А65-7739/2012.
Судами первой и апелляционной инстанции заявление общества удовлетворено частично.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Налоговым кодексом Российской Федерации. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости".
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае судами установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2012 по делу N А65-7739/2012 установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере 2 692 000 руб., 5 073 000 руб.
Решение суда по делу N А65-7739/2012 исполнено, сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 26.06.2012.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода, а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 01.07.2012.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденный Постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Делая данные выводы, судами также учтена позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлениях Президиума от 29.05.2012 N 16485/2011, от 06.11.2012 N 7701/2012.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно; нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебных актов, не допущено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по делу N А65-28726/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости".
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае судами установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2012 по делу N А65-7739/2012 установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере 2 692 000 руб., 5 073 000 руб.
...
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденный Постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 октября 2014 г. N Ф06-15803/13 по делу N А65-28726/2013