г. Казань |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А55-23899/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Карповой В.А., Петрова А.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу оздоровительно-экологического фонда "Экология и здоровья", г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Бажан П.В.)
по делу N А55-23899/2013
по заявлению оздоровительно-экологического фонда "Экология и здоровья", г. Самара (ОГРН 1036300447358) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
оздоровительно-экологический фонд "Экология и здоровье" (далее - фонд, ОЭФ "Экология и здоровье") обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении изменений в приказ от 25.08.2011 N 2693 и в проект договора купли - продажи земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 140; в не предоставлении в собственность фонду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0510004:648, площадью 578 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 140; об обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя путем внесения изменения в приказ от 25.08.2011 N 2693 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 140, в части изменения кадастрового номера земельного участка на 63:01:0510004:648 в месячный срок по вступлении в законную силу решения суда, путем внесения изменения в проект договора купли - продажи земельного участка в части размера выкупной цены (с учетом установленной кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 20.08.2013), а также кадастрового номера земельного участка и направления проекта договора в адрес фонда с предложением о его заключении в месячный срок по вступлении в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Министерства, выразившееся в невнесении изменений в приказ от 25.08.2011 N 2693, и обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменения в приказ от 25.08.2011 N 2693 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 140", в части изменения кадастрового номера земельного участка на 63:01:0510004:648 в месячный срок по вступлении в законную силу решения суда.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебная инстанция исходила из того, что бездействие Министерства по невнесению изменения в приказ от 25.08.2011 в части изменения кадастрового номера земельного участка не соответствует требованиям земельного законодательства, при этом границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0510004:523 совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером 63:01:0510004:648; в остальной части требования общество избрало ненадлежащий способ защиты своих прав.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований отменено. В удовлетворении требований отказано.
Повторно рассматривая дело с учетом дополнительно представленных доказательств, судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, согласно представленной кадастровой выписке от 20.01.2014 было выявлено, что на испрашиваемом земельном участке отсутствует объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, координаты испрашиваемого земельного участка не совпадают с координатами, указанными в проекте границ земельного участка, на основе которого была утверждена схема расположения земельного участка департаментом управления имуществом городского округа Самара.
В кассационной жалобе ОЭФ "Экология и здоровье", поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, постановление суда апелляционной инстанции предлагается отменить как принятое с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что ссылка фонда в письмах о необходимости оплатить сумму неосновательного обогащения не обоснованна, поскольку взыскание является предметом спора по другому делу N А55-10608/2013, кроме того, фондом не соблюден порядок рассмотрения заявления, установленный земельным законодательством, при этом обществом были представлены все необходимые документы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено постановлением суда апелляционной инстанции, на основании договора купли-продажи от 25.05.2004 N 1150 ОЭФ "Экология и здоровье" на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 326 кв.м, кадастровый номер 63:01:0510004:0:1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.10.2009 серии 63-АД N 199087.
Указанное нежилое здание находится на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0510004:523, площадью 578 кв.м, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Садовая, д. 140.
ОЭФ "Экология и здоровье" обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением от 09.03.2010 N 12-1/0602/10-с о предоставлении в собственность указанного земельного участка под нежилым административным зданием с прилегающей территорией на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Рассмотрев указанное заявление, Министерством издал приказ от 25.08.2011 N 2693 о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Впоследствии Министерство направило проект договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2.1 указанного договора цена участка составляет 1 700 269,54 руб.
Не согласившись с указанной стоимостью испрашиваемого земельного участка, фонд направил в адрес Министерства протокол разногласий к указанному договору, в части изменения размера выкупной цены земельного участка, который был отклонен письмом министерства от 10.07.2013 N 12/9324.
В последующем испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 63:01:0510004:523 был аннулирован.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 21.08.2013 N 63-00-102/13-415676 земельному участку присвоен кадастровый номер 63:01:0510004:648, поставлен на кадастровый учет 20.08.2013, разрешенное использование: занимаемый нежилым административным зданием с прилегающей территорией, кадастровая стоимость составляет 2 990 421,71 руб.
В дополнение к ранее поданному заявлению ОЭФ "Экология и здоровье" представлен данный кадастровый паспорт (заявление от 02.09.2013).
Впоследствии ОЭФ "Экология и здоровье" повторно обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением от 04.09.2013 N 84 о внесении изменений в приказ от 25.08.2011 N 2693, а также подготовить новый проект договора с выкупной ценой в двухнедельный срок со дня получения кадастрового паспорта.
По истечении срока ОЭФ "Экология и здоровье" направил претензию от 19.09.2013 N 234 с требованием о внесении изменений в приказ от 25.08.2011 N 2693, а также подготовить проект договора с выкупной ценой.
Письмами от 27.09.2013 N 12/13993, от 15.10.2013 N 12/14949 Министерство имущественных отношений Самарской области сообщило о необходимости фонду оплатить сумму неосновательного обогащения за пользование испрашиваемым земельным участком.
В свою очередь, вступившим в законную силу постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013 по делу N А55-10608/2013 исковые требования Министерства к ОЭФ "Экология и здоровье" удовлетворены частично, взыскано с ОЭФ "Экология и здоровье" в пользу Министерства 4 330 026,34 руб. неосновательного обогащения и 477 854,72 руб. процентов.
Судом апелляционной инстанции по названному делу установлено, что ОЭФ "Экология и здоровье" осуществлял фактическое использование земельного участка без установленных сделкой оснований, при этом площадь такого участка составляет 578 кв.м.
Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Содержащиеся в постановлении суда апелляционной инстанции выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на земельные участки в соответствии с Кодексом.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.4. Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок
Судом апелляционной инстанции установлено, что для определения фактического расположения указанного земельного участка, руководствуясь пунктом 2.4 Порядка, Министерством был направлен межведомственный запрос в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области для получения кадастровой выписки земельного участка с указанием координат поворотных точек.
При внесении в информационную карту министерства ИНГЕО координат земельного участка с кадастровым номером 63:01:0510004:648 согласно представленной кадастровой выписке от 20.01.2014 выявлено, что на испрашиваемом земельном участке отсутствует объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, координаты испрашиваемого земельного участка не совпадают с координатами, указанными в проекте границ земельного участка, на основе которого была утверждена схема расположения земельного участка департаментом управления имуществом городского округа Самара.
В ходе осмотра с помощью специального геодезического оборудования был произведен обмер испрашиваемого земельного участка и осуществлен вынос в натуру границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0510004:648 по координатам (Х,У), указанным в кадастровой выписке от 20.01.2014.
Согласно акту осмотра земельного участка от 03.03.2014 N 651 нежилое здание общей площадью 326 кв.м, собственником которого является фонд и под использование которого с прилегающей территорией испрашивался земельный участок, в границах рассматриваемого земельного участка по факту отсутствует.
Письмом от 07.04.2014 Министерство уведомило фонд о необходимости осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, являющегося предметом отношений по заявлению от 09.03.2010 N 12-1/0602/10 и представить в Министерство кадастровый паспорт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Из анализа материалов дела следует, что фонд в установленном законном порядке реализовал свое исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположен объект капитального строения (административное здание).
В установленном статьей 36 ЗК РФ порядке Министерством было принято решение от 25.08.2011 N 2693 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0510004:523 в собственность фонда, договор купли-продажи подписан покупателем с протоколом разногласий.
В силу пункта 1 статьи 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Взаимосвязанный анализ норм статей 29, 35, 36 ЗК РФ, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" указывает на то, что приватизации подлежат только земельные участки занятые соответствующим зданием, строением, сооружением, признаваемыми самостоятельными объектами недвижимости.
При обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность фонд предоставил кадастровые документы на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0510004:523, площадью 578 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - занимаемого нежилым административным зданием, данные сведения содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Впоследствии фонд направил новый кадастровый паспорт от 21.08.2013 на земельный участок с другим кадастровым номером - 63:01:0510004:648.
Министерство правомерно отказалось вносить изменения в части кадастрового номера земельного участка в ранее принятое решение от 25.08.2011 N 2693 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 140".
В материалах дела имеются доказательства того, что после получения кадастровой выписки земельного участка с кадастровым номером 63:01:0510004:648 с указанием координат поворотных точек (Х,У) было установлено отсутствие на испрашиваемом земельном участке какого -либо строения, принадлежащего фонду, при этом координаты испрашиваемого земельного участка не совпадают с координатам, указанным в проекте границ земельного участка, на основании которого было утверждена схема рассмотрения земельного участка органом муниципального образования.
Кроме того, в процессе обмера испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 63:01:0510004:648 был осуществлен вынос в натуру границ по координатам (Х,У) указанным в кадастровой выписке от 20.01.2014.
Суд апелляционной инстанции правомерно установил, что из имеющихся в деле доказательств следует, что нежилое здание, собственником которого является фонд и под использование которого испрашивается участок с другим кадастровым номером, в границах этого участка по факту отсутствует, о чем также свидетельствует и акт осмотра от 03.03.2014.
В кадастровом паспорте на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0510004:648 также не содержатся сведения, что указанный ранее объект имел кадастровый номер 63:01:0510004:523, что исключает состоятельность доводов заявителя кассационной жалобы.
В связи с чем фонду необходимо осуществить кадастровый учет земельного участка, на котором фактически располагается здание.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, фондом не были представлены.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 35, 36 ЗК РФ, статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", установив, что по данным кадастрового учета в границах испрашиваемого земельного участка отсутствует строение, принадлежащее фонду, а также учитывая факт не совпадения координат, отказал в удовлетворении требований.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы относительно оценки материалов кадастрового учета, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 по делу N А55-23899/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Взаимосвязанный анализ норм статей 29, 35, 36 ЗК РФ, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" указывает на то, что приватизации подлежат только земельные участки занятые соответствующим зданием, строением, сооружением, признаваемыми самостоятельными объектами недвижимости.
...
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 35, 36 ЗК РФ, статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", установив, что по данным кадастрового учета в границах испрашиваемого земельного участка отсутствует строение, принадлежащее фонду, а также учитывая факт не совпадения координат, отказал в удовлетворении требований."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2014 г. N Ф06-15539/13 по делу N А55-23899/2013
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15539/13
04.08.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14673/13
28.05.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6470/14
28.02.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23899/13