г. Казань |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А12-6806/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
без участия, надлежащим образом, извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.05.2014 (судья Кулик И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи: Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-6806/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зенит" (ОГРН 1103435004969, ИНН 3435105068), Волгоградская область, г. Волжский, к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787), г. Волгоград, о признании недействительным предписания от 05.12.2013 N 3559,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зенит" (далее - ООО "УК "Зенит", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными пунктов 1, 2 предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция, административный орган) от 05.12.2013 N 3559.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.05.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя Инспекции Махониной Н.Г. от 14.11.2013 N 3559, с целью проверки доводов, содержащихся в обращении гражданки, проживающей по адресу: г. Волгоград, ул. Донецкая, д. 16А, кв. 256, по вопросу обоснованности расчета размера платы за коммунальные услуги по электроснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды за период с марта по октябрь 2013 года в период с 18.11.2013 по 05.12.2013 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 05.12.2013 N 3559, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Проверкой установлено, что расчет размера платы за электроснабжение на общедомовые нужды производится обществом неправомерно, исходя из фактических показаний общедомового прибора учета путем распределения разницы между показаниями общедомового прибора учета и индивидуальными приборами учета, между жилыми и нежилыми помещениями, что привело к завышению платы, расчет размера платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в апреле, июне 2013 года производился обществом с нарушением пункта 46 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
На основании указанной проверки административным органом выдано обществу предписание от 05.12.2013 N 3559 о прекращении нарушений обязательных требований, согласно которому обществу надлежит в срок до 28.03.2014 прекратить нарушения, произвести перерасчет платы по вышеуказанному многоквартирному дому всем потребителям, проживающим в указанном многоквартирном доме, с июня по октябрь 2013 года, за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды исходя из норматива потребления электроснабжения на общедомовые нужды в соответствии с абзацем 2 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг (пункт 1), произвести перерасчет неправомерно начисленной платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в апреле и июне 2013 года всем потребителям, проживающим в указанном многоквартирном доме, произвести перерасчет платы с марта по май 2013 года за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды исходя из норматива потребления электроснабжения на общедомовые нужды в соответствии с постановлением от 05.03.2013 N 104-п "О мерах по недопущению необоснованного роста платы за коммунальные услуги" и пунктом 48 Правил предоставления коммунальных услуг (пункт 3).
Общество, полагая, что пункты 1, 2 выданного административным органом предписания являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Согласно пункту 46 Правил предоставления коммунальных услуг плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42, 43 Правил предоставления коммунальных услуг объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 47 Правил предоставления коммунальных услуг в случае, указанном в пункте 46 Правил предоставления коммунальных услуг, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды; уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
В силу пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, которая содержит такой показатель как норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
В рассматриваемом случае, дом, расположенный по вышеуказанному адресу, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" на момент ввода в эксплуатацию, был оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии, водоснабжения и электроэнергии, все помещения дома (жилые и нежилые) оборудованы индивидуальными приборами учета горячего и холодного водоснабжения и электроэнергии.
Общество сообщило административному органу о том, что потребителям коммунальных услуг в указанном многоквартирном доме, коммунальные услуги по электроснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды не оказываются, начисление платы за предоставление данных услуг не производится.
На запрос Инспекции от 14.11.2013 N 3559, обществом представлены платежные документы за период с марта по октябрь 2013 года, в которых отсутствует указание на начисление платы за коммунальные услуги по электроснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
Представленные платежные документы содержат начисленную собственникам помещений в многоквартирном доме разницу между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления коммунальных услуг (для лиц, индивидуальные приборы учета у которых отсутствуют), которая обозначена под строкой "ОДПУ" (общедомовой прибор учета).
Материалами дела установлено, что в ходе проверки административный орган не производил расчетов, подтверждающих превышение начисленной платы за фактические объемы потребления электроснабжения на общедомовые нужды, над платой, рассчитанной по нормативу потребления электроснабжения на общедомовые нужды.
В данном случае, из акта проверки от 05.12.2013 N 3559 не представляется возможным установить, в чем заключаются допущенные обществом нарушения Правил предоставления коммунальных услуг, каким образом административным органом установлен данный факт.
Вместе с тем, вопреки требованиям пункта 17 главы III Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг инспекцией при определении правомерности расчета обществом платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, не были использованы сведения из паспорта многоквартирного дома ввиду его отсутствия на момент проверки.
Таким образом, правомерными являются выводы судов о недоказанности факта нарушения обществом требований пункта 46 Правил предоставления коммунальных услуг, поскольку выводы административного органа носят предположительный характер, не подтвержденные соответствующими расчетами.
Обоснованно отклонен довод административного органа о том, что обществом в проверяемый период производилось начисление платы за оказание коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно материалам дела, в апреле и июне 2013 года обществом собственнику помещения в многоквартирном доме, расположенном по вышеуказанному, произведено начисление платы на общедомовые нужны на основании показаний общедомового прибора учета в размере 67,31 руб. и 66,46 руб. соответственно. В акте проверки административный орган не указал, в чем именно выразилось нарушение обществом требований пункта 46 Правил предоставления коммунальных услуг при начислении платы в указанном размере.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.05.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 по делу N А12-6806/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, которая содержит такой показатель как норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
В рассматриваемом случае, дом, расположенный по вышеуказанному адресу, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" на момент ввода в эксплуатацию, был оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии, водоснабжения и электроэнергии, все помещения дома (жилые и нежилые) оборудованы индивидуальными приборами учета горячего и холодного водоснабжения и электроэнергии."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2014 г. N Ф06-16441/13 по делу N А12-6806/2014