г. Казань |
|
31 октября 2014 г. |
Дело N А55-4788/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Октябрьском и Советском районах г.о.Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2014 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Филиппова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу N А55-4788/2014
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара, г.Самара (ОГРН 1126316008345, ИНН 6316178859) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (ОГРН 1056316019935, ИНН 6316098843), г.Самара, при участии третьего лица: государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 7, г. Самара, о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара (далее - Пенсионный фонд, УПФР в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Самарской области, ответчик) о взыскании суммы финансовой санкции за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 3 732 руб. 11 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 7.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2014 оставлено без изменения.
Пенсионный фонд, не согласившись с решением первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия сторон.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Управления Роспотребнадзора, в ходе которой установлено, что страхователем в нарушение Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) представлены недостоверные сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету полугодие 2010 года: в результате неправомерного занижения облагаемой базы по Перепеловой Ольге Анатольевне на 946,50 руб., Козловой Ольге Анатольевне на 1 418,31 руб., организацией не исчислены и не перечислены страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии.
Пенсионным фондом по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен акт выездной проверки N 227 от 22.10.2013, на основании которого 22.11.2013 было вынесено решение N 161 о привлечении Управления Роспотребнадзора по Самарской области к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания финансовой санкции в размере 3732,11 руб., а также требование об уплате финансовой санкции N 99 от 24.12.2013.
В связи с неуплатой Управлением Роспотребнадзора штрафных санкции, в добровольном порядке Пенсионный фонд обратился в суд за их взысканием в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", Федерального закона N 27-ФЗ "пришли к выводу о необоснованности требований, поскольку представленные сведения соответствуют данным бухгалтерского и кадрового учета страхователя и не могут быть отнесены к недостоверным сведениям, в связи с чем оснований для привлечения Управления Роспотребнадзора по Самарской области к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не имеется.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного Фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Предъявляя требования о взыскании штрафа на основании статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, взыскатель должен доказать, что общество представило сведения с нарушением установленного срока либо представило сведения неполные (недостоверные), не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет. Недостоверность сведений предполагает существенные нарушения, влияющие на правильность исчисления страховых взносов.
Судами предыдущих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что ответчик 15.11.2012 представил в Пенсионный фонд скорректированные формы сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете за 2010, 2011, 2012 годы.
Заявление Пенсионного фонда о привлечении Управления Роспотребнадзора к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 N 27-ФЗ в виде взыскания финансовой санкции в размере 3732,11 рублей основано на справке Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) о результатах проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения от 30.09.2013, в которой указано, что не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности не подтвержденные документами в установленном порядке в размере 2 364,81 руб.
Однако, как правомерно указали суды, произведенные Управлением Роспотребнадзора выплаты по больничным листам в сумме 2364,81 руб. не включались в базу для исчисления страховых взносов, соответственно страховые взносы не начислялись.
Таким образом, Управление Роспотребнадзора по Самарской области не могло предоставить иные сведения.
Управлением Роспотребнадзора все сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования предоставлены в срок и в соответствии с данными бухгалтерского учета.
После того, как стало известно о не принятии к зачету произведенных расходов, в сумме 2364,81 руб., Управлением внесены изменения в документы бухгалтерского учета и направлены уточненные сведения за первое полугодие 2010 года по Перепеловой О. А. и Козловой О.А. с отчетом за 9 месяцев 2013 года. Уточненные сведения приняты Управлением ПФР - 06.11.2013.
На момент вынесения Пенсионным фондом решения 22.11.2013 по результатам выездной проверки по факту не принятых к зачету расходов, произведенных страхователем в сумме 2364,81 руб., Управлением Роспотребнадзора уже уплачены в полном объеме.
При этом судами установлено, что первоначальные учетные данные (исходные сведения) страхователя, которые являлись предметом проверок, остались в неизменном виде и после проведенной проверки фондом социального страхования; корректирующие сведения (которые представлены в установленные законом сроки) коснулись включения в налогооблагаемую базу не принятых к зачету сумм страховых выплат по больничным листам; вследствие непринятия сумм к зачету фондом социального страхования увеличился налогооблагаемый доход работников, а данные бухгалтерского и кадрового учета остались в неизменном виде, то есть корректировки коснулись налогооблагаемой базы и отчислений в пенсионный фонд для устранения расхождений по выплатам фонда социального страхования.
Как верно указано судами, исходя из требований статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Информация о том, что страхователь не представил эти сведения или представил недостоверные, отсутствует.
Сам по себе факт занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов, повлекший неверное исчисление сумм страховых взносов, не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Пенсионным фондом в материалы не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований для привлечения к ответственности Управления Роспотребнадзора по Самарской области.
Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы Пенсионного фонда являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 по делу N А55-4788/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предъявляя требования о взыскании штрафа на основании статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, взыскатель должен доказать, что общество представило сведения с нарушением установленного срока либо представило сведения неполные (недостоверные), не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет. Недостоверность сведений предполагает существенные нарушения, влияющие на правильность исчисления страховых взносов.
...
Как верно указано судами, исходя из требований статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
...
Сам по себе факт занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов, повлекший неверное исчисление сумм страховых взносов, не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Пенсионным фондом в материалы не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований для привлечения к ответственности Управления Роспотребнадзора по Самарской области."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2014 г. N Ф06-16808/13 по делу N А55-4788/2014