г. Казань |
|
10 ноября 2014 г. |
Дело N А57-4745/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
ответчика - Капорина А.В., по доверенности от 18.11.2013 N 2В-322,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
третьего лица - извещено надлежащим образом, не явилось,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лента"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.04.2014 (судья Калинина А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи: Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу N А57-4745/2014
по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г Саратову, г. Саратов, к обществу с ограниченной ответственностью "Лента" (ОГРН 1037832048605, ИНН 7814148471), г. Санкт-Петербург, заинтересованное лицо: младший лейтенант полиции главного управления Министерства внутренних дел России по Саратовской области Смага В.Ю., г. Саратов, о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову (далее - УМВД России по г. Саратову) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Лента" (далее - ООО "Лента", общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), о конфискации изъятой алкогольной продукции.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.04.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Лента" обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, 04.01.2014 в период с 17 часов 10 минут до 19 часов 30 минут сотрудниками отдела по исполнению административного законодательства УМВД РФ по г. Саратову проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации ООО "Лента" в помещении с вывеской "Лента", расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Блинова, д. 50.
Проверкой установлено, что в реализации находилась алкогольная продукция - пиво "Балтика 7" без надлежащим образом оформленных товаротранспортных документов (отсутствует печать, роспись о приеме товара) и сертификатов либо деклараций о соответствии, что не соответствует требованиям статьи 10.2, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
На основании данной проверки составлены: протокол от 28.02.2014 АМ N 1342832 об административном правонарушении, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 04.01.2014, протокол изъятия вещей и документов от 04.01.2014, согласно которому в торговом комплексе N 166 ООО "Лента" в присутствии двух понятых и представителя собственника было изъято пиво "Балтика 7", объемом 0,5 литра, крепостью 5,4%, датой розлива 24.11.2013, по цене 40 рублей 59 копеек за 1 бутылку в количестве 20 бутылок, письменные объяснения Калгановой Л.В.
По факту выявленных правонарушений ГУМВД России по г. Саратову обратилось с заявлением арбитражный суд о привлечении ООО "Лента" к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом N 171-ФЗ.
В силу статей 16, 26 и подпункта 3 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота и без сертификатов соответствия.
Пунктом 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, предусмотрено, что на продаваемую алкогольную (спиртосодержащую) продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 утверждены Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
В соответствии с пунктами 3-5 названных Правил организация-производитель продукции заполняет при ее отгрузке разделы "А" и "Б" справки по утвержденной форме, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица организации-покупателя, и заверяет данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью. Организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении спиртосодержащей продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Согласно Федеральному закону N 171-ФЗ под оборотом указанной продукции понимаются закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
В рассматриваемом случае, факт реализации алкогольной продукции обществом без оформленных документов подтверждается представленными в материалы дела: протоколом от 28.02.2014 AM N 1342832 об административном правонарушении, рапортом оперативного дежурного ОП N 7 в составе УМВД по г.Саратову Дремова М.Н. о принятии сообщения о происшествии, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 04.01.2014, протоколом изъятия вещей и документов от 04.01.2014, согласно которому в торговом комплексе N 166 ОО "Лента" в присутствии двух понятых и представителя собственника было изъято пиво "Балтика 7", объемом 0,5 литра, крепостью 5,4%, датой розлива 24.11.2013, по цене 40 рублей 59 копеек за 1 бутылку в количестве 20 бутылок, постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Ленинского района г. Саратова Вологиной Н.А. от 05.03.2014 по делу N 5-110/14.
Обоснованно отклонен довод общества об отсутствии события вменяемого административного правонарушения, поскольку в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 04.01.2014 не указано на отсутствие у общества товарно-транспортных накладных, а указано "отсутствие товарных накладных", поскольку заявителем в протоколе осмотра от 04.01.2014 указано неправильное название, что не влияет на существо административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Отсутствие данных, перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.) является существенным недостатком протокола.
Указание в протоколе неправильного названия, не является существенным нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, у общества имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, однако выявленный факт правонарушения свидетельствует о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения вышеуказанных положений федерального и регионального законодательства.
Событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, установлены административным органом, и подтверждены материалами дела.
Правонарушение допущено заявителем в результате не проявления должной степени заботливости и осмотрительности, которая была необходима для соблюдения требований действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.04.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А57-4745/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лента" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отсутствие данных, перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.) является существенным недостатком протокола.
Указание в протоколе неправильного названия, не является существенным нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
...
Событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, установлены административным органом, и подтверждены материалами дела."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 ноября 2014 г. N Ф06-15749/13 по делу N А57-4745/2014