г. Казань |
|
18 ноября 2014 г. |
Дело N А57-5238/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Савкиной М.А.,
без участия, надлежащим образом, извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу арбитражного управляющего Любочко Екатерины Михайловны
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.05.2014 (судья Лескина Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи: Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу N А57-5238/2014
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, о привлечении арбитражного управляющего Любочко Екатерины Михайловны (ИНН 645210226728), г. Саратов, к административной ответственности, заинтересованное лицо: Шакуров Сергей Владимирович, г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Любочко Екатерины Михайловны (далее - АУ Любочко Е.М., арбитражный управляющий) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Шакуров Сергей Владимирович (далее - Шакуров С.В.).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.05.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014, заявленные требования удовлетворены. Арбитражный управляющий Любочко Екатерина Михайловна, привлечена к административной ответственности части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 25 000 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, АУ Лобочко Е.М. обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.08.2012 по делу N А57-14297/2012 ООО "Восторг" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 13.12.2012 конкурсным управляющим утверждена ЛюбочкоЕ.М.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 17.02.2014 по указанному делу АУ Любочко Е.М. освобождена от обязанностей конкурсного управляющего ООО "Восторг".
Административным органом, при осуществлении полномочий органа по контролю (надзору) за деятельностью саморегулирующих организаций арбитражных управляющих были выявлены нарушения, допущенные АУ Любочко Е.М. при исполнении обязанностей конкурсного управляющего ООО "Восторг", которые выразились в следующем.
В нарушение пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), пункта 1.4, 1.5, 1.6 Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 01.09.2004 N 234 арбитражным управляющим при исполнении обязанностей конкурсного управляющего в реестре требований кредиторов предприятия - должника ООО "Восторг" на 13.08.2013 допущены следующие нарушения порядка ведения реестра требований кредиторов ООО "Восторг": отсутствует таблица N 3 "Сведения о погашении (частичном погашении) требований кредиторов первой очереди и их исключении из реестра"; отсутствуют Ф.И.О., подпись и дата АУ Любочко Е.М. под страницами 6,11,16,19,23 реестра требований кредиторов; в таблицах N 11 и N 17 (столбец N 5) отсутствуют сведения о паспортных данных кредиторов, а также об иных документах, если у кредитора - физического лица отсутствует паспорт; в таблице N 1 "Сведения о кредиторах на жилые помещения" реестра требований кредиторов на жилые помещения в графе N 5 "Паспортные данные" отсутствуют сведения о паспортных данных либо ином документе, удостоверяющим личность, указано "не предъявлено"; в таблице N 17 (столбец N 3) отсутствуют сведения о номере кредитора по реестру.
На основании выявленных нарушений специалистом-экспертом административного органа Акаевой Н.О. 06.03.2014 был составлен протокол об административном правонарушении, действия АУ Любочко Е.М. квалифицированы по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении АУ Любочко Е.М. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворяя требования административного органа, признали в действиях арбитражного управляющего наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных в Федеральном законе N 127-ФЗ.
В силу пункта 4 статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей влечет ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 129 Федерального закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий осуществляет полномочия по управлению делами должника, в ходе осуществления которых должен исполнять установленные указанным Законом обязанности.
Из абзаца 9 пункта 2 статьи 129 Федерального закона N 127-ФЗ следует, что конкурсный управляющий обязан вести реестр требований кредиторов.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 127-ФЗ реестродержатель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с общими правилами деятельности арбитражного управляющего, касающимися содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов и утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 29 Федерального закона N 127-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает общие правила деятельности арбитражного управляющего, касающиеся содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 N 345 утверждены общие правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов (далее - Общие правила).
Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 N 345 приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 01.09.2004 N 233 и N 234 утверждены соответственно Типовая форма реестра требований кредиторов и Методические рекомендации по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов (далее - Методические рекомендации).
Исходя из изложенного, Типовая форма реестра требований кредиторов и Методические рекомендации входят в систему законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 1 Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов реестр требований кредиторов представляет собой единую систему записей о кредиторах а также сведений, которые должны содержаться в реестре требований кредиторов.
К ним относятся: фамилия, имя, отчество, паспортные данные - для физического лица; наименование, место нахождения - для юридического лица; банковские реквизиты (при их наличии); размер требований кредиторов к должнику; очередность удовлетворения каждого требования кредиторов; дата внесения каждого требования кредиторов в реестр; основания возникновения требований кредиторов; информация о погашении требований кредиторов, в том числе о сумме погашения; процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди; дата погашения каждого требования кредиторов; основания и дата исключения каждого требования кредиторов из реестра.
В силу пункта 3 Общих правил реестр состоит из первого, второго и третьего разделов, содержащих сведения о требованиях кредиторов соответственно первой, второй и третьей очереди.
Указанные разделы реестра, представляющие собой сброшюрованные и пронумерованные тетради, страницы которых подписаны арбитражным управляющим, включают сведения о требованиях кредиторов соответственно первой, второй и третьей очередей.
Согласно пункту 1.5 Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 01.09.2004 N 243, в конце каждой страницы реестра требований кредиторов арбитражный управляющий указывает свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и дату.
В соответствии с пунктом 1.4 Методических рекомендаций нумерация кредиторов производится арбитражным управляющим в хронологическом порядке по мере внесения записей о кредиторах в реестр. Номер, присвоенный кредитору впервые, сохраняется за ним в последующем при внесении записей о нем в иные таблицы типовой формы реестра. Нумерация требований кредиторов производится арбитражным управляющим в хронологическом порядке по мере внесения записей о требованиях кредиторов в реестр. Номер требования кредитора используется в последующем в том же разделе типовой формы реестра при внесении записей о погашении этого требования и (или) исключении этого требования из реестра, а также в других разделах типовой формы реестра.
Пунктами 1.5, 1.6 Методических рекомендаций предусмотрено, что фамилия, имя и отчество кредитора - физического лица, руководителя (уполномоченного представителя) кредитора - юридического лица, наименование кредитора - юридического лица указываются в соответствующих графах таблиц типовой формы реестра полностью без сокращений, в соответствии с данными, заявленными кредитором. В случае отсутствия у кредитора паспорта в графе "Паспортные данные" указываются реквизиты иного документа, удостоверяющего личность, предусмотренного законодательством Российской Федерации: название документа, его номер, дата выдачи, органы, выдавшие документ.
В рассматриваемом случае обязанность по ведению реестра требований кредиторов предприятия-должника была возложена на АУ Любочко Е.М.
Из материалов дела следует, что в нарушение указанных положений Федерального закона N 127-ФЗ и вышеназванных положений нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, АУ Любочко Е.М. по состоянию на 13.08.2013 допущены нарушения порядка ведения реестра требований кредиторов общества, а именно: отсутствует таблица N 3 "Сведения о погашении (частичном погашении) требований кредиторов первой очереди и их исключении из реестра".
АУ Любочко Е.М. объясняет это ошибочной утратой по неосторожности листа N 4.
Кроме того, отсутствуют Ф.И.О., подпись и дата конкурсного управляющего под страницами 6, 11,16,19,23 реестра требований кредиторов. При этом проставление арбитражным управляющим необходимых сведений в конце каждого раздела реестра не свидетельствует о соблюдении требований пункта 1.15 Методических рекомендаций, поскольку данной нормой прямо предусмотрено указание арбитражным управляющим своей фамилии, имени, отчества, подписи и даты на каждой странице. Понятия "страница" и "раздел" не являются тождественными.
В таблицах N 11 и N 17 (столбец N 5) отсутствуют сведения о паспортных данных кредиторов, а также об иных документах, если у кредитора - физического лица отсутствует паспорт.
В таблице N 1 "Сведения о кредиторах на жилые помещения" реестра требований кредиторов на жилые помещения в графе N 5 "Паспортные данные" отсутствуют сведения о паспортных данных либо ином документе, удостоверяющем личность, указано "не предъявлено";
По данному нарушению арбитражный управляющий пояснил, что ни в заявлениях кредиторов о включении их требований в реестр требований кредиторов, ни в судебном акте о включении таких требований, не содержится паспортных данных физических лиц.
Между тем, при обращении в Арбитражный суд Саратовской области с заявлениями о включении требований в реестр требований кредиторов кредитором Щетиненным М.П. были представлены документы, содержащие сведения о паспортных данных, а именно ксерокопия паспорта. Следовательно, при проявлении должной осмотрительности арбитражный управляющий имела возможность в отношении указанного кредитора внести соответствующие данные в реестр требований кредиторов.
В таблице N 17 (столбец N 3) отсутствуют сведения о номере кредитора по реестру.
Исходя из изложенного, конкурсный управляющий не исполнил вышеуказанные обязанности, нарушил права кредиторов на получение полной, достоверной и своевременной информации о ходе конкурсного производства и его действия (бездействие) содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Указанные правонарушения подтверждаются представленными в материалы дела определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 06.02.2013, определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела от 06.02.2013, протоколом об административном правонарушении от 06.03.2013 г., жалобой Шакурова С.В., реестром требований кредиторов по состоянию на 13.08.2013.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о недобросовестности и неразумности действий управляющего при исполнении возложенных на него обязанностей, а также нарушении им положений Федерального закона N 127-ФЗ.
Доказательств принятия арбитражным управляющим всех необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения возложенных на него законодательством о несостоятельности (банкротстве) обязанностей, а равно наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о малозначительности совершенного правонарушения переоценке судом кассационной инстанции не подлежат в силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.05.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по делу N А57-5238/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего Любочко Екатерины Михайловны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В таблице N 17 (столбец N 3) отсутствуют сведения о номере кредитора по реестру.
Исходя из изложенного, конкурсный управляющий не исполнил вышеуказанные обязанности, нарушил права кредиторов на получение полной, достоверной и своевременной информации о ходе конкурсного производства и его действия (бездействие) содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Указанные правонарушения подтверждаются представленными в материалы дела определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 06.02.2013, определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела от 06.02.2013, протоколом об административном правонарушении от 06.03.2013 г., жалобой Шакурова С.В., реестром требований кредиторов по состоянию на 13.08.2013.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о недобросовестности и неразумности действий управляющего при исполнении возложенных на него обязанностей, а также нарушении им положений Федерального закона N 127-ФЗ.
...
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о малозначительности совершенного правонарушения переоценке судом кассационной инстанции не подлежат в силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 ноября 2014 г. N Ф06-17117/13 по делу N А57-5238/2014