г. Казань |
|
20 ноября 2014 г. |
Дело N А57-104/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
истца - Володиной К.И., по доверенности от 19.11.2014 (б/н),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
третьих лиц - извещены надлежащим образом, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания АЛС и ТЕК"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2014 (судья Лескина Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи: Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А57-104/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "АЛС и ТЕК" г. Саратов, к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, о признании недействительным разрешения на ввод в эксплуатацию объекта от 12.09.2013, с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, закрытого акционерного общества "РетнНет", открытого акционерного общества "Связьстрой-1"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "АЛС и ТЕК" (далее - ООО "Компания "АЛС и ТЕК", общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным разрешения на ввод в эксплуатацию "ВОЛС ОРП Ершов-ОРП Озинки-Граница РФ с Республикой Казахстан" от 12.09.2013 N RU 64304000-8, выданного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что закрытому акционерному обществу "РетнНет" (Заказчику) Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области выдано разрешение от 12.09.2013 N RU 64304000-8 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "ВОЛС ОРА Ершов - ОРП Озинки - Граница РФ с Республикой Казахстан".
Полагая, указанное разрешение не соответствует действующему законодательству и нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из недоказанности факта нарушения прав и законных интересов общества вышеуказанным разрешениями и необоснования, каким образом признание оспариваемого разрешения недействительным приведет к восстановлению его законных прав и интересов.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Материалами дела установлено, что общество по договору от 14.06.2012 N 414 приобрело у ЗАО "РетнНет" 16 оптических волокон (ОВ) в волоконно-оптической линии связи "Ершов-Озинки" (ВОЛС "Ершов-Озинки"). Согласно данному договору продавец обязан был передать ОВ в технически исправном состоянии, позволяющим осуществлять их эксплуатацию согласно целям, и соответствовать стандартам и требованиям, предъявляемым к такому виду ОВ. Назначением оптических волокон является работа в составе сооружения связи в качестве физических цепей. Согласно условиям договора одновременно с передачей в собственность ОВ Продавец передает Покупателю исполнительскую документацию на данную линию связи.
Общество указывает на то, что ЗАО "РетнНет" передало заявителю часть исполнительной документации на ВОЛС, в том числе землеустроительные дела по Ершовскому, Дергачевскому, Озинскому районам Саратовской области.
В материалах землеустроительных дел имеются сведения о земельных участках, по которым проходит ВОЛС, и смонтирована ЛКК. Однако в указанных материалах, по мнению заявителя, отсутствуют сведения, подтверждающие правовое использование ЗАО "РетнНет" земельных участков муниципальных образований, в частности, в договорах отсутствуют кадастровые номера земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Органом местного самоуправления выдается разрешение на строительство по месту нахождения земельного участка, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию с приложением правоустанавливающих документов на земельный участок.
Материалами дела установлено, от ЗАО "РетнНет" в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поступило заявление от 04.09.2013 N 9995 на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта капитального строительства - "Волоконно-оптическая линия связи ОУП Ершов - ОУП Озинки - государственная граница РФ с Республикой Казахстан" с приложением документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 N 578, размещение линейно-кабельного сооружения влечет установление охранной зоны с особыми условиями использования участков земли вдоль такого сооружения, для размещения спорного объекта недвижимости требовался отвод земельного участка для целей соответствующего строительства, т.е. согласие собственника земельного участка на размещение линейно-кабельного сооружения связи.
Установленная Правилами ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.09.2002 N 113, процедура ввода в эксплуатацию сооружений связи и сетей электросвязи, включающая приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки, выдачу органом Госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи, приемку сооружения приемочной комиссией путем оформления акта приемки сооружения связи приемочной комиссии, подтверждает только факт технического соответствия созданного объекта установленным нормам и правилам, предъявляемым к сооружениям связи с точки зрения обеспечения их устойчивого и безопасного функционирования.
Так как в состав комиссии, подписавшей соответствующие акты, представители собственника земельных участков, на которых было осуществлено строительство, либо органов, уполномоченных на выдачу разрешения на строительство объекта недвижимости, не входят, сам по себе акт приемки (разрешение) на ввод в эксплуатацию линии связи, правомерность создания данного сооружения именно как объекта недвижимого имущества,
подтверждать не может.
Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости от 12.09.2013 N RU 64304000-8 само по себе не ограничивает прав общества, не возлагает на него каких-либо обязанностей и не создает иных препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данное разрешение на ввод в эксплуатацию линейно-кабельной канализации подтверждает только завершение строительства этого объекта, его соответствие предъявляемым техническим требованиям и не влечет порождения вещных прав.
В соответствии со статьями 91, 22, 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 10 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" земельные участки для строительства (прокладки) подземных инженерных коммуникаций, в том числе линии связи, могут быть предоставлены на период строительства (прокладки) как правило с заключением договора аренды земельного участка сроком не более одного года. После окончания строительства (прокладки) подземных инженерных коммуникаций устанавливается охранная зона с особым правовым режимом использования. Охранная зона линии связи подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Необходимость формирования земельного участка для подземных коммуникаций, в том числе линии связи, определяется характером использования поверхности земли пользователем коммуникаций. Если пользователь коммуникаций не использует поверхность земли непосредственно для эксплуатации подземных коммуникаций, то формирование и постановка на кадастровый учет земельных участков для подземных коммуникаций не требуется.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу N А57-104/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания АЛС и ТЕК" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установленная Правилами ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.09.2002 N 113, процедура ввода в эксплуатацию сооружений связи и сетей электросвязи, включающая приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки, выдачу органом Госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи, приемку сооружения приемочной комиссией путем оформления акта приемки сооружения связи приемочной комиссии, подтверждает только факт технического соответствия созданного объекта установленным нормам и правилам, предъявляемым к сооружениям связи с точки зрения обеспечения их устойчивого и безопасного функционирования.
...
В соответствии со статьями 91, 22, 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 10 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" земельные участки для строительства (прокладки) подземных инженерных коммуникаций, в том числе линии связи, могут быть предоставлены на период строительства (прокладки) как правило с заключением договора аренды земельного участка сроком не более одного года. После окончания строительства (прокладки) подземных инженерных коммуникаций устанавливается охранная зона с особым правовым режимом использования. Охранная зона линии связи подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 ноября 2014 г. N Ф06-17367/13 по делу N А57-104/2014