г. Казань |
|
18 ноября 2014 г. |
Дело N А55-6288/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Карповой В.А., Коноплёвой М.В.,
при участии представителей:
заявителя (общества с ограниченной ответственностью "СТАС") - Скобелкина А.В. по доверенности от 10.11.2014; Софроновой Е.С. по доверенности от 16.09.2014,
заявителя (закрытого акционерного общества "Волга-Строй-Лада") - Колобкова С.М. по доверенности от 18.03.2014;
заинтересованного лица - Двойниковой А.С. по доверенности от 27.12.2013 N 15762,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТАС", г. Тольятти, закрытого акционерного общества "Волга-Строй-Лада", г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-6288/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТАС" и закрытого акционерного общества "Волга-Строй-Лада" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Самара, о признании частично недействительным распоряжения от 09.01.2014 N 7-р о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТАС" (далее - ООО "СТАС") и закрытое акционерное общество "Волга-Строй-Лада" (далее - ЗАО "Волга-Строй-Лада") (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Территориального управление) с заявлением о признании недействительным распоряжения от 09.01.2014 N 7-р "О предоставлении в общую долевую собственность ООО "СТАС", ЗАО "Волга-Строй-Лада" находящегося в федеральной собственности земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Воскресенская, дом 34" в части пункта 2, устанавливающего стоимость земельного участка в размере 49 760 274, 48 рублей, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем установления стоимости земельного участка площадью 28 488 кв.м с кадастровым номером 63:09:0102153:573, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Воскресенская, д. 34, из расчета 2,5 процента от его кадастровой стоимости, действовавшей на дату обращения с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок в размере 825 995, 32 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "СТАС" и ЗАО "Волга-Строй-Лада" обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просят состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Представители заявителей кассационной жалобы в судебном заседании поддержали свои доводы. Представитель заинтересованного лица, считая доводы кассационной жалобы несостоятельными и необоснованными, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, ООО "СТАС" и ЗАО "Волга-Строй-Лада" на праве собственности принадлежат десять объектов недвижимого имущества, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности (т. 1 л.д.19-28).
Указанные объекты недвижимости находятся на земельном участке площадью 28 488 кв.м с кадастровым номером 63:09:0102153:573, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Воскресенская, д. 34.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией.
14 июня 2002 года между мэрией г. Тольятти и ООО "СТАС" заключен договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора N 435, который в установленном порядке зарегистрирован (т. 1, л.д. 31-44).
28 июня 2012 года ООО "СТАС" и ЗАО "Волга-Строй-Лада" обратились в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 28 488 кв.м с кадастровым номером 63:09:0102153:573, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Воскресенская, д. 34 (т. 1 л.д. 11-12).
Территориальное управление письмом от 27.08.2012 N 6122 известило ООО "СТАС" о продлении срока рассмотрения заявления на приватизацию земельного участка до 27.09.2012 по причине большого объема поступивших заявлений на приватизацию земельных участков (т. 1, л.д. 45).
В этом же письме содержится указание на то, что лица, подавшие заявление на приватизацию земельных участков до момента истечения срока, установленного статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", имеют право на приобретение земельного участка по цене, действовавшей на момент подачи заявления, в связи с чем, не допускается возврат и отказ в удовлетворении заявления о выкупе земельного участка по льготной цене по причине пропуска срока применения данной льготной цены.
09 января 2014 года Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области издано Распоряжение N 7-р "О предоставлении в общую долевую собственность ООО "СТАС", ЗАО "Волга-Строй-Лада" находящегося в федеральной собственности земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Воскресенская, дом 34" (т. 1 л.д.50-51).
Согласно пункту 2 распоряжения устанавливает стоимость земельного участка в размере 49 760 274, 48 рублей.
Письмом от 10.01.2014 заявителям направлен проект договора купли-продажи земельного участка (т. 1 л.д.48-49, 52-56).
Письмом от 21.02.2014 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области отклонило протокол разногласий по цене выкупа испрашиваемого земельного участка (т. 1 л.д.57-58).
Спор по урегулированию разногласий рассматривается в рамках дела N А55-6236/2014.
Заявители полагая, что пункт 2 Распоряжения от 09.01.2014 N 7-р не соответствует закону и нарушает права и законные интересы обществ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
- гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Согласно пункту 7 указанного Перечня к заявлению прилагается, в том числе, копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право на приобретение земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Суд установил, что таких документов заявителями при обращении в территориальное управление не приложено, ввиду чего заключил, что последний не имел правовых оснований для предоставления заявителям в общую совместную собственность земельного участка площадью 28 488 кв.м с кадастровым номером 63:09:0102153:573, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Воскресенская, д.34 по льготной выкупной цене, и не усмотрел нарушения прав заявителей при осуществлении предпринимательской деятельности.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что поскольку Территориальным управлением принято решение о предоставлении в общую долевую собственность спорного земельного участка стоимостью в размере 49 760 274,48 рублей в соответствии с расчетом выкупной цены с направлением в адрес заявителей договора купли-продажи данного земельного участка, доводы последних, касающиеся выкупной цены земельного участка площадью 28 488 кв.м, по сути являются самостоятельными требованиями, которые и подлежат разрешению в рамках арбитражного дела А55-6236/2014.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пункт 2 распоряжения от 09.01.2014 N 7-р "О предоставлении в общую долевую собственность ООО "СТАС", ЗАО "Волга-Строй-Лада" не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов названных обществ.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в суде кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ недопустимо.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 по делу N А55-6288/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
- гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
...
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 ноября 2014 г. N Ф06-16994/13 по делу N А55-6288/2014