г. Казань |
|
27 ноября 2014 г. |
Дело N А06-6821/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Аглиуллиной Ф.Г.,
судей Ивановой А.Г., Моисеева В.А.,
при участии представителя:
Федеральной налоговой службы - Сангаджиева А.Н., доверенность от 17.11.2014 N 09-21/3546,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Магомедова Юсупа Магомедовича, г. Астрахань,
на определение Арбитражного суда Астраханской области от 26.03.2014 (судья Негерев С.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 (председательствующий судья Агибалова Г.И., судьи Грабко О.В., Самохвалова А.Ю.)
по делу N А06-6821/2012
по требованию Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области о включении в реестр требований кредиторов, в рамках дела о признании общества с ограниченной ответственностью специализированного предприятия по антикоррозийной работе "Строитель", п. Аксарайский Красноярского района Астраханской области (ИНН 3016028705, ОГРН 1023000819819) несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Астраханской области от 06.05.2013 общество с ограниченной ответственностью специализированное предприятие по антикоррозийной работе "Строитель" (далее - ООО СПАР "Строитель") признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Костюнин Александр Валерьевич.
Информационное сообщение об открытии конкурсного производства и о порядке предъявления кредиторами своих требований опубликовано в издании "КоммерсантЪ" N 83 от 18.05.2013.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (далее - МИФНС России N 1 по Астраханской области) 29.01.2014 обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ООО СПАР "Строитель" задолженности в размере 34 908 923,78 рублей, из них основной долг - 26 283 631 рублей, неустойка в размере 8 625 292,78 рублей.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 26.03.2014 установлены требования уполномоченного органа - ФНС России в лице МИФНС России N 1 по Астраханской области, к должнику - ООО СПАР "Строитель" в размере 34 908 923,78 рублей, из них основной долг - 26 283 631 рублей, неустойка в размере 8 625 292,78 рублей, как подлежащие удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 указанное определение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФНС России просит определение Арбитражного суда Астраханской области от 26.03.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 отменить, в удовлетворении заявления уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов отказать.
При этом заявитель указывает, что задолженность по налогам и сборам в общей сумме 34 908 923,78 руб., являющаяся предметом заявленного требования, возникла в связи с принятием Управлением ФНС России по Астраханской области по результатам повторной выездной проверки ООО СПАР "Строитель" решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 2 от 09.12.2013, согласно которому обществу был доначислен налог на добавленную стоимость в общей сумме 26 283 631 руб., пени по налогу в сумме 8 624 484,31 руб.
По мнению заявителя кассационной жалобы, данное решение налогового органа является незаконным, поскольку повторная выездная налоговая проверка фактически была проведена не в целях контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа в порядке пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а с целью доначисления налогов по кругу тех обстоятельств и правонарушений, которые были выявлены в результате первоначальной налоговой проверки.
Доначисление произведенного в связи с непредставлением налогоплательщиком по требованию налогового органа счетов-фактур и товарных накладных, подтверждающих обоснованность заявленных вычетов по НДС за проверяемый период.
По требованию вышестоящего налогового органа документы не были представлены налогоплательщиком в связи с их полным уничтожением в результате пожара.
Однако данные документы уже предоставлялись при проведении первоначальной проверки, которая не выявила каких-либо нарушений.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьями 284, 286,290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установление размера требований кредиторов в конкурсном производстве осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Реестр требований кредиторов ООО СПАР "Строитель" закрыт 18.07.2013.
Заявление ФНС России о включении требований в сумме 34 908 923,78 руб. в реестр требований кредиторов поступило в суд 29.01.2014, с пропуском срока для включения требований в реестр.
Уполномоченным органом в подтверждение обоснованности заявленных требований представлены решение N 2 об отказе в привлечении ООО СПАР "Строитель" к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.12.2013 Управления ФНС России по Астраханской области, требование об уплате налога, сбора, штрафа от 22.01.2014 N 36 и другие документы.
Согласно указанным документам, налоговым органом установлена неполная уплата должником налога на добавленную стоимость за период с первого квартала 2009 года по четвертый квартал 2010 года в размере 26 283 631 рублей; в связи с несвоевременной уплатой налогов начислены пени в размере 8 625 292,78 рублей.
Решение по первоначальной налоговой проверке должника было принято 22.06.2011 за N 7. Данное решение не было обжаловано. Управлением ФНС России по Астраханской области 27.12.2012 было принято решение о проведении повторной выездной налоговой проверки, о чем на следующий день был уведомлен должник. По результатам проверки 09.12.2013 Управлением ФНС России по Астраханской области было принято решение N 2, которым установлена вышеуказанная задолженность по обязательным платежам.
Как усматривается из текста решения N 2 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.12.2013, вынесенного заместителем руководителя Управления ФНС России по Астраханской области Поповой А.В., повторная выездная проверка проведена на основании подпункта 1 пункта 10 статьи 89 НК РФ, в порядке контроля вышестоящим налоговым органом.
Пунктом 10 статьи 89 НК РФ вышестоящему налоговому органу предоставлено право проводить повторную выездную налоговую проверку налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что повторная налоговая проверка была осуществлена с целью доначисления налогов по кругу тех обстоятельств, которые были выявлены в результате первоначальной проверки, необоснованны.
В решении N 2 от 09.12.2013 отражено, что в ходе проведения первоначальной выездной налоговой проверки налоговым органом не исследовался вопрос участия в деятельности налогоплательщика фирм-однодневок, в частности, не исследован вопрос взаимодействия проверяемого налогоплательщика с обществом с ограниченной ответственностью "Картрейд", созданным не для ведения хозяйственной деятельности, а для обналичивания денежных средств.
Доводы о том, что НДС был доначислен в связи с непредставлением счетов-фактур и товарных накладных, ранее представлявшихся при проведении первоначальной проверки и имеющихся у налогового органа, не могут приниматься во внимание.
В соответствии с пунктом 5 статьи 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговый органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица.
Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
К материалам выездной налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие выявленные нарушения законодательства. Первоначальная проверка выявила занижение налоговой базы по НДС вследствие невключения дохода от реализации товара в адрес ТОО "Аминастройсервис" (Республика Казахстан)по счету-фактуре N 67 от 19.07.2010 на сумму 520 000 руб.
Иных счетов-фактур в части, касающейся проверки правильности исчисления НДС, материалы первоначальной проверки не могли содержать.
В апелляционный суд уполномоченным органом были представлены материалы первоначальной выездной проверки и приобщены к материалам дела копии документов, относящиеся к спорным налогам.
Как установил суд апелляционной инстанции, из данных сведений не усматривается, что на первую проверку должником были предоставлены счета - фактуры по контрагентам должника, для определения правильности исчисления НДС.
В ходе повторной проверки ООО СПАР "Строитель" предоставлялась возможность восстановить утраченные в результате пожара документы и представить их налоговому органу (пункт 1 решения от 09.12.2013 N 2). Однако это не было сделано.
Обстоятельства, установленные повторной выездной налоговой проверкой, в том числе непредставление налоговому органу документов, необходимых для проведения проверки, не оспариваются сторонами.
В этой связи, проверив обоснованность заявленного уполномоченным органом требования в порядке статьи 100 Закона о банкротстве, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции правомерно установил требования ФНС России к должнику в размере 34 908 923,78 руб., из них основной долг - 26 283 631 руб., неустойка в размере 8 625 292,78 руб. как подлежащие удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Астраханской области от 26.03.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу N А06-6821/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Аглиуллина |
Судьи |
А.Г. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться, в т.ч., вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
По мнению налогоплательщика, требование налогового органа о включении задолженности по уплате налогов в реестр требований кредиторов незаконно, поскольку доначисление налогов было произведено по результатам повторной выездной проверки, проводившейся фактически с целью доначисления налогов по кругу тех обстоятельств и правонарушений, которые были выявлены в результате первоначальной проверки. Кроме того, заявление подано с нарушением 2-х месячного срока.
Как установил суд, налогоплательщик 06.05.2013 признан несостоятельным (банкротом), назначен конкурсный управляющий. Реестр требований кредиторов налогоплательщика был закрыт 18.07.2013, заявление налогового органа о включении задолженности в реестр требований кредиторов подано 29.01.2014. По результатам повторной выездной проверки 09.12.2013 было принято решение об установлении спорной задолженности. Повторная проверка проводилась в порядке контроля вышестоящим налоговым органом. В ходе проверки налогоплательщиком не были представлены счета-фактуры и накладные за проверяемый период, поскольку они были полностью уничтожены в результате пожара. При этом в ходе первоначальной проверки данные документы не были истребованы налоговым органом. В ходе повторной проверки налогоплательщику была предоставлена возможность восстановить утраченные документы.
Суд пришел к выводу, что требования налогового органа о включении в реестр требований кредиторов налогоплательщика-банкрота суммы задолженности по доначисленным в ходе повторной выездной проверки налогам правомерны. Кассационная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2014 г. N Ф06-15719/13 по делу N А06-6821/2012
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-90/2023
06.07.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-90/2023
20.06.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3489/2023
19.06.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4683/2023
01.03.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11526/2022
01.03.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-590/2023
17.11.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-24791/2022
19.08.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7215/2022
16.05.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18101/2022
03.03.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1063/2022
19.10.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9968/2021
04.08.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5785/2021
13.07.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4818/2021
16.09.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-64767/20
10.07.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-59197/20
23.06.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3212/20
30.12.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13840/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6821/12
27.05.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-44300/19
10.12.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14881/18
04.12.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13957/18
30.05.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14820/17
21.05.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-32552/18
17.05.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4199/18
11.05.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-31286/18
14.02.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-15235/17
14.02.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-15236/17
16.11.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12173/17
06.10.2017 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6821/12
22.09.2017 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6821/12
08.06.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21188/17
02.05.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19806/17
17.04.2017 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6821/12
23.03.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14221/16
26.01.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13730/16
23.01.2017 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6821/12
08.12.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12348/16
06.12.2016 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6821/12
19.09.2016 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6821/12
19.04.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7748/16
08.02.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13573/15
06.02.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21455/13
23.01.2015 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6821/12
30.12.2014 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13304/14
08.12.2014 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6821/12
27.11.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15719/13
01.10.2014 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6821/12
16.07.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3892/14
01.04.2014 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6821/12
05.02.2014 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6821/12
06.05.2013 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6821/12
22.02.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-819/13