г. Казань |
|
28 ноября 2014 г. |
Дело N А12-8562/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.06.2014 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А12-8562/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградский завод железобетонных изделий N 1" (ИНН 3443009752, ОГРН 1023402970030), г. Волгоград, об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 344051210, ОГРН 1023403460596) по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волгоградский завод железобетонных изделий N 1" (далее - общество, ОАО "ВЗ ЖБИ N 1") обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС по Волгоградской области, антимонопольный орган, Управление) от 21.02.2014 N 14-01-9.15-04/31 о привлечении к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 06.06.2014 постановление УФАС по Волгоградской области от 21.02.2014 N 14-01-9.15-04/31 о привлечении ОАО "ВЗ ЖБИ N 1" по статье 9.15 КоАП РФ изменено в части размера наложенного штрафа, штраф снижен до 10000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами УФАС по Волгоградской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.06.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия представителей сторон.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Управление провело проверку соблюдения обществом стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты), по результатам которой составило протокол от 24.01.2014 N 14-01-9.15-04/31 и приняло постановление от 21.02.2014 N 14-01-9.15-04/31 о привлечении общества к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 200 000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Суды установили в действиях ОАО "ВЗ ЖБИ N 1" факт административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ и вину общества в его совершении, и на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П изменил оспариваемое постановление в части назначения наказания со штрафа в размере 200 000 руб. на штраф в размере 10000 руб.
В жалобе административный орган ссылается на то, что обществом не представлено надлежащих доказательств в обоснование заявления о снижении суммы штрафа, в связи с чем у судов отсутствовали основания для снижения суммы штрафа до 10000 руб.
Судебная коллегия считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правомерными по следующим основаниям.
Статьей 9.15 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти, в том числе, осуществляют: утверждение стандартов раскрытия субъектами оптового и розничных рынков информации для потребителей, в том числе информации об их продукции, о доходах и затратах раздельно по видам деятельности в электроэнергетике, и контроль за соблюдением этих стандартов.
Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - Стандарты раскрытия информации) утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24.
В соответствии с пунктом 2 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24, субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.
В соответствии с нормами, установленными Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, сетевой организацией признается хозяйствующий субъект, для которого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливается индивидуальный тариф на передачу электрической энергии.
Как следует из Постановления Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования от 26.12.2012 N 36/11 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год", ОАО "ВЗ ЖБИ N 1" входило в перечень организаций, для которых был установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Таким образом, ОАО "ВЗ ЖБИ N 1" оказывало услуги по передаче электрической энергии и является сетевой организацией, обязано раскрывать установленную информацию в порядке и способами, предусмотренными Стандартами о естественных монополиях, в том числе и на официальном сайте в сети Интернет.
Действия (бездействие) ОАО "ВЗ ЖБИ N 1", выразившиеся в несоблюдении обязанностей по раскрытию предусмотренной стандартами информации, установлено постановлением антимонопольного органа от 21.02.2014 N 14-01-9.15-04/31.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующие о том, что обществом приняты все зависящие от него меры для соблюдения законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Порядок привлечения к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд пришел к выводу о том, что штраф в размере 200 000 руб. является значительным для ОАО "ВЗ ЖБИ N 1", в связи с чем, руководствуясь правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, снизил размер подлежащего взысканию с общества штрафа до 10000 руб.
Как следует из вышеназванного Постановления, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном Постановлении.
Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. При этом судам необходимо учитывать характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
С учетом указанных выводов Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, суды, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания, вытекающими из Конституции Российской Федерации, правомерно снизили сумму штрафа до 10000 руб., применив наказание ниже низшего предела.
Довод заявителя жалобы о необоснованном снижении размера штрафа был предметом оценки суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.06.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по делу N А12-8562/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. При этом судам необходимо учитывать характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
С учетом указанных выводов Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, суды, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания, вытекающими из Конституции Российской Федерации, правомерно снизили сумму штрафа до 10000 руб., применив наказание ниже низшего предела."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 ноября 2014 г. N Ф06-17642/13 по делу N А12-8562/2014