г. Казань |
|
04 декабря 2014 г. |
Дело N А12-16095/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
без участия, надлежащим образом, извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Волгоградский завод оросительной техники и жилищно-коммунального хозяйства" Лукьянова Валерия Федоровича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.07.21014 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи: Смирников А.В., Комнатная Ю.А.)
по делу N А12-16095/2014
по заявлению конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Волгоградский завод оросительной техники и жилищно-коммунального хозяйства" Лукьянова Валерия Федоровича, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий закрытого акционерного общества "Волгоградский завод оросительной техники и жилищно-коммунального хозяйства" Лукьянов Валерий Федорович (далее - КУ Лукьянов В.Ф., конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее - налоговый орган) по отказу, изложенному в письме от 13.12.2013 N 09-17/8764, во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений в сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица; об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда совершить действия по внесению в ЕГРЮЛ сведений, содержащих информацию о конкурсном управляющем ЗАО "ОРТЕХ" Лукьянове Валерии Федоровиче как лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, и направлении выписки из ЕГРЮЛ в отношении ЗАО "ОРТЕХ" в адрес конкурсного управляющего.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.07.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, КУ Лукьянов В.Ф. обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.12.2012 по делу N А12-21590/2011 ЗАО "ОРТЕХ" признано несостоятельным (банкротом). Исполняющим обязанности конкурсного управляющего ЗА "ОРТЕХ" назначен Ляхов Сергей Владимирович. Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.10.2013 конкурсным управляющим ЗАО "ОРТЕХ" утвержден Лукьянов В.Ф.
Указанные судебные акты вместе с запросом о внесении в ЕГРЮЛ сведений о нем как о конкурсном управляющем ЗАО "ОРТЕХ" направлены конкурсным управляющим в налоговый орган.
Инспекция письмом от 13.12.2013 N 09-17/8764 уведомила КУ Лукьянов В.Ф. со ссылкой на положения Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) о необходимости представить для государственной регистрации сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества, в соответствии с порядком, установленным указанным законом, а именно о необходимости подачи заявления по форме Р14001.
Полагая, что действия налогового органа, связанные с невнесением в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица ЗАО "ОРТЕХ" не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права, конкурсный управляющий обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходили из того, что ни Федеральный закон N 129-ФЗ, ни Федеральный закон от 26.10.2001 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не предусматривают исключений из установленного порядка регистрации сведений, вносимых в ЕГРЮЛ по заявлению арбитражных управляющих.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров, в том числе единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ установлен перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (п. 4 названной нормы).
Федеральным законом от 26.10.2001 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" регламентирован порядок утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве, его освобождения и отстранения от исполнения обязанностей.
Поскольку конкурсный управляющий является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - должника, в случае изменения сведений о нем (в том числе в связи с утверждением в деле о банкротстве нового конкурсного управляющего) в ЕГРЮЛ в установленном законом порядке должны быть внесены соответствующие изменения.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (в частности, сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, - N Р14001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона N 129-ФЗ представление документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона.
Согласно пункту 1.1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (пункт 1.2 названной нормы).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть, в том числе руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица (пункт 1.3 указанной нормы).
Исходя из изложенного, действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице.
Возможность совершения регистрирующим органом данных действий в отсутствие заявления по форме N Р14001 действующим законодательством не предусмотрена.
Оформление указанного заявления не требуется лишь в случае изменения паспортных данных (в том числе в связи с изменением фамилии, имени, отчества физического лица) и сведений о месте жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (абзац пятый пункта 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ).
Вместе с тем, указанное определение (его резолютивная часть) не содержит указание суда на обязанность регистрирующего органа внести в ЕГРЮЛ изменения, касающиеся сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени общества, судом в рамках дела о банкротстве лишь разрешен вопрос об утверждении конкурсного управляющего.
В отсутствие судебного акта, указывающего на необходимость внесения в ЕГРЮЛ конкретных сведений, либо соответствующего заявления уполномоченного лица, к которым в силу пункта 1.3 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ, относится конкурсный управляющий, налоговый орган не вправе самостоятельно определять перечень информации, подлежащей внесению.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.07.21014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу N А12-16095/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Волгоградский завод оросительной техники и жилищно-коммунального хозяйства" Лукьянова Валерия Федоровича - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Волгоградский завод оросительной техники и жилищно-коммунального хозяйства" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1000 руб.
Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона N 129-ФЗ представление документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона.
Согласно пункту 1.1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
...
Оформление указанного заявления не требуется лишь в случае изменения паспортных данных (в том числе в связи с изменением фамилии, имени, отчества физического лица) и сведений о месте жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (абзац пятый пункта 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ).
...
В отсутствие судебного акта, указывающего на необходимость внесения в ЕГРЮЛ конкретных сведений, либо соответствующего заявления уполномоченного лица, к которым в силу пункта 1.3 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ, относится конкурсный управляющий, налоговый орган не вправе самостоятельно определять перечень информации, подлежащей внесению."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 декабря 2014 г. N Ф06-17501/13 по делу N А12-16095/2014