г. Казань |
|
11 декабря 2014 г. |
Дело N А65-28533/2013 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Петрова А.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рыбаковой Татьяны Анатольевны
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.06.2014 (судья Гилялов И.Т.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-28533/2013
по заявлению Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань, к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, о признании недействительным постановления Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.04.2012 N 1140 третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань, государственное казенное учреждение "Елабужское лесничество", Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, Рыбакова Татьяна Анатольевна, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Сафиуллин Ильдар Василович, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Ахметшин Ринат Робертович, Московская область, г. Химки, Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань (далее - ТУ Росимущества по РТ, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными постановлений Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и Главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 20.06.2007 N 941, от 28.03.2012 N 996, от 16.04.2012 N 1140, от 16.04.2012 N 1141, от 28.03.2012 N 997, от 20.06.2007 N 932, от 20.06.2007 N 933, от 25.12.2008 N 1552, от 10.03.2009 N 208, от 16.01.2009 N 24, от 16.01.2009 N 23.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.02.2014 по делу N А65-28533/2013 требования о признании недействительными постановлений Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и Главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 20.06.2007 N 941, от 28.03.2012 N 996, от 16.04.2012 N 1141, от 28.03.2012 N 997, от 20.06.2007 N 932, от 20.06.2007 N 933, от 25.12.2008 N 1552, от 10.03.2009 N 208, от 16.01.2009 N 24, от 16.01.2009 N 23 на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выделены в отдельное производство.
В рамках настоящего дела рассматривается требование о признании недействительным постановления Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком) от 16.04.2012 N 1140.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.06.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014, заявленные требования удовлетворены, постановление Исполкома от 16.04.2012 N 1140 признано незаконным.
Рыбакова Татьяна Анатольевна, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просила обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Исполкома от 16.04.2012 N 1140 Сафиуллину И.В. предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 1250 кв. м с кадастровым номером 16:39:102201:217, из категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Малошильнинское сельское поселение, с. Большая Шильна.
На основании данного постановления между Исполкомом (арендодатель) и Сафиуллиным И.В. был заключен договор аренды земельного участка от 16.04.2012 N 190/12-н, о чем 22.05.2012 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Сафиуллин И.В. по договору передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенайм) от 07.06.2012 передал права и обязанности по договору аренды земельного участка от 16.04.2012 N 190/12-н Ахметшину Р.Р., который в свою очередь по договору аренды земельного участка (перенайм) от 22.07.2013 передал права и обязанности по указанному договору аренды земельного участка Рыбаковой Т.А.
Данные договоры зарегистрированы в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.
ТУ Росимущество по РТ, полагая, что постановление Исполкома от 16.04.2012 N 1140 о предоставлении в аренду земельного участка противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Российской Федерации, поскольку спорный земельный участок в соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства от 1991-1992, 2003 годов входит в состав земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 16:39:000000:713, квартал 117, выделы 1, 2 Татарстанского участкового лесничества, который относится к землям лесного фонда и является собственностью Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102201:301, 16:39:102201:302, которые были образованы из земельного участка с кадастровым номером 16:39:102201:217, входят в состав земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 16:39:000000:713, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку Исполком не обладал полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 16:39:102201:217.
Так земельный участок с кадастровым номером 16:39:102201:217 образован из земельного участка с кадастровым номером 16:39:102201:120.
Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 16:39:102201:217 размежеван и из него образованы земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102201:301, 16:39:102201:302.
В соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства Государственного казенного учреждения "Елабужское лесничество" земельный участок с кадастровым номером 16:39:102201:120 входит в состав земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 16:39:000000:713, квартал 117, выделы 1, 2, является землями лесного фонда и собственностью Российской Федерации.
Согласно межевому плану, составленному кадастровым инженером Юсуповым Р.Я. (Казанский филиал ФГУП "Рослесинфорг"), в результате кадастровых работ было уточнено местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:713, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Местоположение уточненных границ земельного участка определено на основании материалов лесоустройства 2003 года.
Площадь земельного участка в результате уточнения границ составила 2553 кв. м, что на 22 745 кв. м меньше площади по данным государственного кадастра недвижимости.
При этом уменьшение площади произошло в связи с наложением границы г. Набережные Челны и земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:102201:301, 16:39:102201:302 (с категорией "земли населенных пунктов") на земли государственного лесного фонда.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие перевод земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов.
То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 16:39:102201:217 по инициативе Исполкома были сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, оформлен кадастровый план, внесена запись об отнесении его к землям населенных пунктов и присвоен кадастровый номер, не наделяет Исполком правом распоряжения данным земельным участком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 утверждено Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.
С 01.01.2010 не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования (часть 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Осуществленное без соблюдения предусмотренной законом процедуры, отнесение спорных участков к землям населенных пунктов, при осуществлении кадастрового учета, правообразующего значения не имеет.
Действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.
Согласно пункту 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Таким образом, Исполком в силу действующего законодательства не уполномочен распоряжаться федеральной собственностью и передавать права пользования третьим лицам, а, следовательно, оспариваемое постановление является незаконным.
Довод кассационной жалобы о том, что имеется спор о праве на земельный участок, который предоставлен на праве аренды Рыбаковой Т.А., в связи с чем данный спор не мог быть рассмотрен судами в порядке Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией отклоняется, поскольку в рамках настоящего дела оспаривается ненормативный акт Исполкома, а не разрешается вопрос о правах на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды пришли к правильному выводу о том, что требования ТУ Росимущества по РТ обоснованны и подлежат удовлетворению.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.06.2014 по делу N А65-12721/2013, от 06.08.2014 по делу N А65-16436/2013.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округ
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 по делу N А65-28533/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кассационной жалобы о том, что имеется спор о праве на земельный участок, который предоставлен на праве аренды Рыбаковой Т.А., в связи с чем данный спор не мог быть рассмотрен судами в порядке Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией отклоняется, поскольку в рамках настоящего дела оспаривается ненормативный акт Исполкома, а не разрешается вопрос о правах на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды пришли к правильному выводу о том, что требования ТУ Росимущества по РТ обоснованны и подлежат удовлетворению.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.06.2014 по делу N А65-12721/2013, от 06.08.2014 по делу N А65-16436/2013.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 декабря 2014 г. N Ф06-18360/13 по делу N А65-28533/2013