г. Казань |
|
12 декабря 2014 г. |
Дело N А55-5023/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
истца - Речкина В.Ю., доверенность от 01.12.2014,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2014 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-5023/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ингвар" (ОГРН 1026300532488), г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ингвар" (далее - ООО "Ингвар", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство), выразившегося в ненаправлении обществу с 2012 года предложения о заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 14 701 кв. м с кадастровым номером 63:01:0929001:818, расположенного в г. Самаре, ул. Партсъезда, 10А под нежилыми зданиями, и о понуждении Министерства принять решение о предоставлении обществу в собственность данного земельного участка и заключения договора купли-продажи земельного участка по цене, равной 2,5% его кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2014 по делу N А55-5023/2014 заявление удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению ООО "Ингвар" от 31.05.2012 о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка и ненаправлении обществу предложения о заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 14 701 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0929001:818, расположенного в Самарской области, г. Самаре, ул. Партсъезда, 10А. Суд возложил на Министерство в двухнедельный срок после вступления решения в законную силу обязанность принять решение о предоставлении ООО "Ингвар" в собственность данного земельного участка по цене, равной 2,5% его кадастровой стоимости, а также в двухнедельный срок после принятия такого решения - направить обществу проект договора купли-продажи данного земельного участка.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 решение суда первой инстанции от 30.05.2014 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области, повторяя доводы апелляционной жалобы, просит отменить состоявшиеся судебные акты с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Ингвар" требований. Считает, что требования общества подлежали рассмотрению по правилам статей 432, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), и данные требования, как содержащие условия договора в части выкупной цены земельного участка в 2,5% от кадастровой стоимости, подлежали оставлению без рассмотрения ввиду несоблюдения обязательного досудебного порядка, предусмотренного статьей 445 ГК РФ. Считает, что суд не дал надлежащей оценки доводам Министерства о том, что общество при обращении с заявлением о выкупе земельного участка в нарушение требований пункта 6 приложения к приказу Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475, не приложило кадастровый паспорт участка, участок поставлен на кадастровый учет только 18.10.2012. Суд также не дал оценки доводам Министерства о том, что им в мае 2013 года, после получения заявления общества от 21.05.2013 N 1/1561/12, направлялись межведомственные запросы в соответствии с пунктом 2 утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
ООО "Ингвар" в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении. Считает, что судебные акты являются законными и обоснованными, и вывод судов о наличии у общества права на приобретение в собственность по льготной цене земельных участков под принадлежащими ему зданиями и сооружениями, соответствуют статье 552 ГК РФ, статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статье 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". При этом обращаясь в Министерство с заявлением о выкупе земельного участка, общество не только реализовало свое право, но и исполнило обязанность по переоформлению существовавшего права постоянного бессрочного пользования земельным участком. Предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении участка в собственность обществу не имелось. Доводы Министерства об отсутствии в представленных обществом документах кадастрового паспорта земельного участка считает необоснованным, поскольку формирование земельного участка после обращения с заявлением о его предоставлении в собственность не влияет на реализацию прав на выкуп в силу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ.
В судебном заседании представитель ООО "Ингвар" просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Министерство имущественных отношений Самарской области, извещенное о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представителя в судебное заседание не направило.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва ООО "Ингвар" и пояснения его представителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "Ингвар" 31.05.2012 обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в выкуп земельного участка, расположенного под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости. Впоследствии заявитель предоставил Министерству дополнительные документы, в том числе подтверждающие отчуждение объектов недвижимости из муниципальной собственности. Однако до момента судебного разбирательства, вопреки пункту 6 статьи 36 ЗК РФ, решение по заявлению общества о предоставлении в собственность земельного участка либо об отказе в предоставлении в собственность земельного участка не было принято.
На основании данных установленных фактических обстоятельств суды пришли к правомерному выводу о наличии противоправного бездействия Министерства. Доводы Министерства о направлении им в мае 2013 года межведомственных запросов не опровергают законность и обоснованность данного вывода, поскольку бездействие длится с 01.07.2012 и до рассмотрения спора судом первой инстанции. Доводы об отсутствии кадастрового плана земельного участка также не могут быть приняты ввиду пункта 7 статьи 36 ЗК РФ, допускающей формирование земельного участка для его выкупа и после поступления заявления о выкупе. Как установлено судом, участок 63:01:0929001:818 был сформирован 18.10.2012 в результате раздела земельного участка N 63:01:0929001:554, раздел произведен на основании приказа самого Министерства от 16.11.2011 N 3465.
Суд установил, что ООО "Ингвар" является титульным собственником нежилых зданий промышленного назначения, приобретенных им в 2002-2003 годах, здания находятся на испрошенном земельном участке, площадь испрошенного земельного участка соответствует осуществляемой им производственной деятельности. При таких обстоятельствах суд пришел к законному выводу о наличии у ООО "Ингвар" права на приобретение земельного участка в собственность по основаниям, установленным статьей 36 ЗК РФ, предусмотренных пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ оснований для отказа в выкупе земельного участка не имеется.
При этом ООО "Ингвар" приобрел объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, по договорам от 13.05.2002, 28.05.2002, 14.07.2003 у закрытого акционерного общества "Самарский завод Строммашина" в период введения в отношении продавца процедур банкротства.
Закрытое акционерное общество "Самарский завод Строммашина" (АО Самарский завод Строммашина") приобрело право на недвижимость путем приватизации, о чем свидетельствует имеющиеся в деле копии плана приватизации Самарского завода "Строммашина", утвержденного решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 24.06.1992 N 241, договор купли-продажи имущества от 24.07.1992 N 33, заключенный с Фондом имущества Самарской области, корешок свидетельства на право собственности от 24.07.1992 N 18, выданный Фондом имущества, предоставленные ООО "Ингвар" Министерству имущественных отношений 14.06.2012 (л. д. 119-153 т. 1).
Таким образом, ООО "Ингвар" является собственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке 63:01:0929001:818, и данное имущество было отчуждено из государственной собственности. Заявление о выкупе земельного участка подано до 01.07.2012. При таких обстоятельствах ООО "Ингвар" в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" имеет право на выкуп земельного участка по цене, не превышающей двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, о чем правомерно указал в решении суд первой инстанции.
Доводы Министерства о наличии оснований для оставления заявления без рассмотрения по мотивам несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора, установленного статьей 445 ГК РФ, ошибочны. Данный спор не связан с урегулированием разногласий при заключении договора купли-продажи. Заявление подано и спор рассмотрен по правилам главы 24 АПК РФ, и принятие судом решения, обязывающего Министерство совершить определенные действия, предусмотренные законом и в рамках, установленных законом (относительно цены выкупаемого земельного участка), соответствуют статье 201 АПК РФ. В данном случае принятое судебное решение как раз и является результатом невыполнения Министерством его обязанности по принятию решения и совершению предусмотренных законом действий по результатам рассмотрения поданного обществом в порядке статьи 36 ЗК РФ (в досудебном порядке) заявления о выкупе земельного участка. Статья 445 ГК РФ данные отношения не регулирует.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по делу N А55-5023/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Л. Петров |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Министерства о наличии оснований для оставления заявления без рассмотрения по мотивам несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора, установленного статьей 445 ГК РФ, ошибочны. Данный спор не связан с урегулированием разногласий при заключении договора купли-продажи. Заявление подано и спор рассмотрен по правилам главы 24 АПК РФ, и принятие судом решения, обязывающего Министерство совершить определенные действия, предусмотренные законом и в рамках, установленных законом (относительно цены выкупаемого земельного участка), соответствуют статье 201 АПК РФ. В данном случае принятое судебное решение как раз и является результатом невыполнения Министерством его обязанности по принятию решения и совершению предусмотренных законом действий по результатам рассмотрения поданного обществом в порядке статьи 36 ЗК РФ (в досудебном порядке) заявления о выкупе земельного участка. Статья 445 ГК РФ данные отношения не регулирует."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2014 г. N Ф06-18125/13 по делу N А55-5023/2014